«Рабочий путь» Марии Дёмочкиной
Антон Лестев Журнал «Казань» продолжает знакомить читателей с победителями и призёрами юбилейного Х Всероссийского журналистского конкурса «Многоликая Россия-2017». В номинации «Цикл публикаций в печатных изданиях» второе место заняла Смоленская областная общественно-политическая газета «Рабочий путь». Автором всех конкурсных публикаций «Рабочего пути» была журналист Мария Дёмочкина, которая любезно согласилась с нами побеседовать....
Антон Лестев
Журнал «Казань» продолжает знакомить читателей с победителями и призёрами юбилейного Х Всероссийского журналистского конкурса «Многоликая Россия-2017». В номинации «Цикл публикаций в печатных изданиях» второе место заняла Смоленская областная общественно-политическая газета «Рабочий путь». Автором всех конкурсных публикаций «Рабочего пути» была журналист Мария Дёмочкина, которая любезно согласилась с нами побеседовать.
Так вышло, что я познакомился с Марией задолго до конкурса «Многоликая Россия-2017». В 2014 году мы вместе оказались среди лауреатов «Конкурса молодых журналистов-международников 2014» организованного Российским советом по международным делам[1]. Пока я сидел и ждал своего звёздного часа, Мария Захарова, Игорь Иванов и Пётр Стегний награждали лауреатов других номинаций. Очередь дошла до номинации «Лучший репортаж по международной проблематике», и речь взял известный российский дипломат и автор книги по истории Мальтийского Ордена в России - Пётр Стегний. Работа Марии Дёмочкиной оказала на дипломата чарующее воздействие, он вспоминал, как представлял вкус салата «Цезарь», описанного в статье, и восхищался литературными талантами автора. И хотя статья Марии не была посвящена гастрономической теме, но эта способность затронуть ниточки в душе каждого человека, безусловно, является примечательной. С тех пор я и сам стал поклонником творчества Марии Дёмочкиной и не устаю следить за её новыми успехами и победами.
- Здравствуйте, Мария! Расскажите, какие публикации привели «Рабочий путь» на пьедестал «Многоликой России»? Кто был их героями?
- Это была серия очень разных репортажей, но объединенных одной целью: показать, насколько прекрасна и многонациональна наша страна. Среди них был текст о маленьком народе - гагаузах. Они поселились в одной из смоленских деревень, возрождают нашу глубинку и разводят верблюдов…
- Как Вам организация мероприятия, лекции и церемония - что запомнилось больше всего?
- Это были чудесные осенние дни: нас, участников, встретили чуть ли не на трапе самолета, поселили в одной из лучших гостиниц, угощали национальными татарскими блюдами, показывали достопримечательности Казани… Сама церемония награждения была очень красивой.
Но больше всего запомнилась экскурсия в Свияжск. Известно, что свой сказочный остров Буян Пушкин «списывал» именно с этого места.
- Я знаю, что Вы за последние годы стали лауреатом множества журналистских конкурсов. Расскажите о своих достижениях.
- Мне сложно выделить какую-то награду. И даже сложно посчитать, сколько их было за последние пять лет. Самая неожиданная - победа в журналистском конкурсе режиссера Тимура Бекмамбетова «Мечты и люди, изменившие мир». Было 107 участников и всего один победитель. И это была я. В качестве приза мне подарили 10 ваучеров на перелеты по России. Так я побывала на Байкале, в Сочи, в Екатеринбурге, посетила Северную Осетию, увидела первый раз Казань.
- И вот в июле 2018 года Вы снова в Казани - теперь уже на награждении конкурса «Патриот России-2018». Что это за конкурс?
- Это очень авторитетный журналистский конкурс. Он проводится уже 17 лет при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и коммуникациям и Министерства обороны. Организатором выступает Международный пресс-клуб.
Участвовало 1800 работ из 540 СМИ.
Для меня победа в номинации стала полной неожиданностью. Мои тексты (а это была трилогия о людях разных национальностей, которые стали россиянами), которые я подавала на конкурс, на первый взгляд, совершенно далеки от классического понимания слова «патриотизм». Два года назад я получила на конкурсе «Патриот России» второе место и серебряную медаль. Поэтому золотая, которую мне вручили этим летом, была для меня по-особенному желанной.
Награду я получила из рук председателя жюри, телеведущего, руководителя дирекции историко-публицистических программ телеканала «ОТР» Леонида Млечина. Такого живого и острого выступления от экспертов я давно уже не слышала. Он говорил о кризисе жанров, о маленьких зарплатах в региональных СМИ, которые лишают читателей настоящих профессионалов.
- Когда я слышу название «Рабочий путь», то мне представляется газета о передовиках производства, увеличении надоев молока и перевыполнении плана пятилетки. Однако Ваши яркие, живые и актуальные статьи не согласуются с этим образом. Чем сегодня живёт газета? В чем ее современный путь?
- «Рабочий путь», как и многие региональные газеты, был основан в 1917 году. Отсюда такое название. У большинства смолян оно улыбки не вызывает: «Рабочий путь» для Смоленска воспринимается примерно также, как «Комсомольская правда» для России. Это достаточно авторитетное издание с вековой историей, которому удалось выжить на волнах неспокойных 90-х. Мы горды, что почти сто лет назад здесь начинал создатель бессмертной поэмы «Василий Теркин» Александр Твардовский, что в редакции работал знаменитый поэт Михаил Исаковский, который позже придумал песню «Катюша». В какой-то степени мы, журналисты «Рабочего пути», продолжатели их дела. И если говорить об увеличении надоев молока, то про это мы тоже сегодня пишем. Но не больше, чем о других событиях: культурных, социальных, исторических.
- В Ваших статьях часто поднимаются острые социальные темы. При этом Вы не просто рассказываете историю, но Вы ей живёте, оказываете личную помощь героям своих статей. Получается, для Вас журналистика - это способ сделать мир чуточку лучше?
- «Сделать мир чуточку лучше» я очень мечтала десять лет назад, когда пришла в журналистику. Помню, даже писала об этом в эссе на первом курсе университета. Но тогда преподаватель эту работу раскритиковала. Сказала, что если хочешь помогать людям - это не в журналистику, это в сестры милосердия. Сейчас я понимаю, что, в принципе, она была права. Задача журналиста - показать проблему, «вскрыть» болевую точку, а уже общественность сама должна решать и реагировать. Но есть такие случаи, пройти мимо которых нельзя. В основном, это связано с трагедиями или сборами на лечение. К сожалению, не во всех историях удается помочь… Но если удается - это для меня лучшая награда. Думаю, почти каждый человек мечтает сделать мир чуточку лучше.
- Вы не только сами побеждаете, но и побеждают сюжеты о Вас. Насколько я знаю, фильм смоленского филиала ВГТРК о социальной журналистике, главным героем которого была Мария Дёмочкина, стал победителем IX Московского международного телефестиваля «Профессия-журналист». Расскажите об этом подробнее.
- С автором фильма, Екатериной Левицкой, мы познакомились в Петербурге. Меня до сих пор это удивляет: живем в одном городе, работаем фактически в одном здании, а узнали друг друга почти за тысячу километров. Это было два года назад, на церемонии награждения всероссийского конкурса «Правда и справедливость». А в прошлом году Катя предложила снять о моей работе специальный репортаж «Мария, или Уроки гражданской журналистики». Посмотреть его можно в yotube.
Недавно, на презентации фильма, Катя сказала, что решила снять его, потому что почувствовала: то, что делаю я, во многом созвучно с ее работой. Это правда. Мы часто обсуждаем с ней рабочие моменты (темы, методы, техники, общение с героями) и даже, бывает, спорим.
То, что фильм получился таким теплым - это заслуга Кати. Она большой профессионал своего дела и недавно завоевала ТЭФИ.
- Журнал «Казань» при поддержке активистов со всего города много лет борется за сохранение исторической Казани. Журналисты и главный редактор участвуют в «Том Сойер Фесте» и ремонтируют старинные дома в центре города. Я знаю, что Вы много лет изучаете, пишите и боритесь за сохранение старинных дворянских усадеб в Смоленской области. Не могли бы Вы поделиться своим опытом и видением в деле сохранения архитектурных памятников?
- В Смоленской области 253 усадьбы. Правда, сохранились они по-разному: от какого-то имения уцелели постройки, от какого-то остался только кусочек парка с прудом. При этом для посещения туристов открыты всего несколько. Несколько лет назад еще пару дворцов взял в аренду, кстати, предприниматель из Казани. Пока видимых преобразований нет, но мы очень надеемся...
Если честно, я не знаю, как сделать так, чтобы сохранить усадьбы. Раньше мне казалось, что необходимо государственно-частное партнерство. Сейчас я уже в этом не уверена… Кроме того, к уничтожению имений прикладывает руку не только время, но и сами люди.
Мне интересна усадебная тематика с детства, я давно слежу за ними, но пока что за последние годы становится все хуже и хуже. В имении Алексино купцов Барышников недавно среди ночи спилили уникальную чугунную решетку на балконе - и никто из местных жителей не услышал рева инструмента. В усадьбе Дугино с флигеля куда-то исчезли старинные львиные маски над окнами… Мы просто теряем уникальное наследие. Оно уходит в небытие на наших глазах.
- Мария, Вы были в Казани уже три раза. Какое впечатление у Вас от нашего города?
- У меня к вашему городу какое-то непонятное притяжение. За год я посетила его три раза, хотя до этого ни разу не была в Татарстане. И с удовольствием приеду в четвертый.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев