Логотип Казань Журнал
МАШИНА ВРЕМЕНИ

16 января 1818 года родился татарский богослов, просветитель и историк Шигабутдин Марджани

Шигабутдин ибн Багаутдин ибн Субхан ибн Габделкарим ал-Казани ал-Марджани — так назвали своего первенца два столетия назад счастливые родители.

16 января 2018 года исполнилось двести лет со дня рождения татарского богослова, просветителя и историка. Президент Респуб­лики Татарстан Рустам Минниханов объявил нынешний год Годом Марджани. Замечательным завершением его стало открытие долгожданного памятника нашему великому земляку на берегу озера Кабан, рядом с соборной мечетью Марджани.

О значимости этого события сказали на церемонии открытия Рустам Минниханов, государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, муфтий Камиль хазрат Самигуллин. А со словами особой радости и гордости обратилась к собравшимся Гульзада Мустафина, представительница потомков Марджани. Говорила торопливо, со слезами на глазах. Её волнение можно понять - столько лет ждали этого памятника не только родственники Марджани!

Скульптура из белого мрамора на тёмном гранитном постаменте получилась достойной памяти великого реформатора. Много лет назад художник и скульптор Баки Урманче создал порт­рет Марджани из гипса, но перевести в мрамор не успел… Лишь в 2014 году художник Рамин Нафиков сумел сделать прекрасную копию из мрамора, сохранив в ней все детали великолепного портрета Урманче.

Религиозный деятель, писатель и востоковед Ризаитдин Фахретдинов так вспоминал о своём учителе: «Марджани хазрат был высоким человеком с красивым лицом, украшенным длинной, не очень густой бородой и широким лбом. Он был прекрасным и гордым, чрезвычайно проницательным и терпеливым, немногословным мыслителем». Скульптурный портрет удивительно точно соответствует этому воспоминанию.

 

Возможно, памятник Марджани не все воспримут однозначно. И дело не только в том, покажется ли он красивым или нет, насколько соответствует образу «гордый и упрямый». Главное в том, что Марджани при жизни был многим неудобен своим принципиальным отношением к вопросам религии и обустройству общества. Меньше всего его волновало мнение большинства. Для меня, говорил всегда Марджани, превыше всего истина, честность и благородство. Человек непростой, отчасти трагичной судьбы - вот уж действительно «горе от ума»,- он всегда стремился быть независимым, принимал жизненные удары и жёсткую критику с философской стойкостью… Человек глубоко верующий, он понимал свою бренность и величие Всевышнего. Пережил трёх любимых жён, был отцом десятерых детей, долгие годы строил свой дом недалеко от Первой соборной мечети, где служил имамом…

 

Кроме мемориальной доски, ничто не напоминает о хозяине. Казань

Его дважды лишали должности настоятеля этой мечети (в 1854 и 1874 годах). Но он всякий раз возвращался. Вот и сегодня, спустя почти сто тридцать лет, он снова вернулся в родные места, так тесно связанные с его мечетью… Очень хочу верить, что уже надолго, навсегда… Кстати, в самой мечети Марджани в этот юбилейный год открылась музейная экспозиция, посвящённая имаму. Среди множества экспонатов можно увидеть и фотографии родных мест, где он родился и получил начальное образование. Профессиональное любопытство фотографа побудило меня найти возможность самому побывать в этих местах. Это же так рядом - каких-то полсотни километров от Казани в сторону Атнинского района. Я побывал в деревне Ташкичу, где сохранилась мечеть, в которой был муллой его отец и где он получил своё начальное образование. А рядом, через дорогу, стоит здание современной большой школы. Здесь открыт мемориальный музей Шигабутдина Марджани. Он создан людьми, явно неравнодушными к памяти великого земляка, настолько всё здесь сделано с любовью и пониманием. Уже под вечер добрался до деревни Ябынчи, где родился Марджани. Чувство восторженности в школьном музее сменилось удивлением, непониманием и растерянностью… Как же так? На памятник в Казани нашли тридцать миллионов рублей, а здесь желания и денег хватило лишь на сохранение старого фундамента когда-то явно небольшого дома и мрачный, словно надгробие, чёрно-белый кусок мрамора с изображением величайшего историка и богослова… Да, в Казани пришлось ждать открытия памятника больше ста лет, но сколько же времени уйдёт на восстановление скромного домика, который должен быть и музеем, и местом паломничества благодарных потомков?

 

Кстати, о Доме-музее. В Казани на улице Каюма Насыри почти напротив мечети Марджани стоит тот самый дом, который построил Шигабутдин Марджани в 1858 году. Так что и у дома юбилейная дата - сто шестьдесят лет. Тридцать лет, до самой смерти, прожил здесь его хозяин. Но до сегодняшнего дня, а прошло уже сто тридцать лет, дом так и не стал музеем знаменитого учёного и богослова. Да, на фасаде установлена мемориальная доска, но в помещениях и сейчас нет никакой экспозиции. На первом этаже - антикварный магазин, а на втором идёт ремонт…

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев