Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Андрей Песошин и его любимое детище

Владислав БАЖУХИН Валерий ПЕСОШИН В нынешнем году исполнилось сто лет со дня рождения Андрея Петровича Песошина, который оставил добрую память у тех, кто трудился на двух крупнейших заводах Казани - авиационном и медико-инструментальном, его любимом детище.

Песошин - человек легендарный

Медико-инструментальный завод имел в Боровом Матюшино базу отдыха, возможно, лучшую из баз предприятий Казани. Всё на ней было организовано так, чтобы дети и родители отдыхали рядом. И каждый заводчанин мог за очень доступную цену купить путёвку, а на заводе насчитывалось более трёх с половиной тысяч работающих.

Всё было замечательно, вот только пляж отделяла от базы дорога, по которой мчались автомашины. Понятно, что для отдыхающих, особенно детишек,- это большая опасность.

И вот однажды летом, в самый разгар сезона, Андрей Петрович решил проложить под дорогой пешеходный тоннель, чтобы навсегда разделить потоки людей и машин. Известно, что Боровое Матюшино - место непростое, трудно было получить разрешение на такой проект, но его дали. Однако разрешили перекрыть дорогу на нереально короткий срок - сутки.

Андрей Петрович составил план действий, тщательно продумал и организовал всю подготовительную работу. И решил лично руководить прокладкой тоннеля. Ему принесли стул, он поставил его на дорогу и от начала до завершения работы оставался на этом посту. Как Наполеон в ходе битвы при Ватерлоо, внимательно следил за происходящим, вставая со стула лишь для того, чтобы удостовериться: всё делается качественно.

Только, в отличие от великого полководца, Песошин одержал полную победу. Тоннель проложили за сутки, заводчане доказали: медико-инструментальный может всё!

Рассказанное можно было бы принять за выдумку, часть легенды, но событие это осталось в памяти всех, кто работал тогда на заводе. А напомнил о нём Владимир Петрович Артемьев, бывший начальник отдела автоматизированной системы управления завода, сейчас директор фирмы «Реверс».

Екатерина Фроловна и Андрей Петрович
с сыновьями Владиславом и Валерием.

Откуда пошли Песошины

Андрей Песошин родился 25 августа 1918 года в деревне Смыгаловка Старожиловского района Рязанской области в семье крестьянина. Школы там не было, поэтому он каждый день ходил учиться за пять километров в соседнюю деревню. Для учёбы в средней школе пришлось переехать в райцентр. Жил в доме своей одноклассницы Екатерины Галкиной, будущей жены. После окончания школы Андрей уехал к родственникам в Москву и поступил в сварочный техникум. Работал техником‑технологом, старшим технологом на авиационном заводе. В 1939 году родился сын, которого назвали Валерием в честь лётчика Чкалова, а в 1941 году - Владислав.

Когда счастливый отец пошёл регистрировать второго сына, по пути он думал о старшем. И на вопрос о том, как решили назвать новорождённого, ответил: Валерий. Только придя домой, выяснил вместе с женой, что второго сына он также нарёк Валерием. Пришлось возвращаться и исправлять ошибку…

На Казанском авиационном заводе

В 1941 году Песошины вместе с авиационным заводом эвакуировались в Казань, с которой связали всю дальнейшую жизнь. На авиационном заводе Андрею Петровичу довелось проявить многие свои способности в разных областях: руководил отделом по подготовке производства, был ответственным редактором многотиражной газеты «Впёред», начальником пионерского лагеря, отдела техники безопасности, крупного цеха.

Его жена Екатерина Фроловна руководила планово-диспетчерским бюро одного из заводских цехов. Как-то к ней пришла коллега из цеха, начальником которого назначили Песошина:

- Ты знаешь, к нам прислали какого-то еврея. ­Облазил все закоулки в цеху, так дотошно расспрашивал, так внимательно всё осмотрел...

На следующий день она пришла извиняться, узнав, что Екатерина Фроловна - жена Андрея ­Петровича.

В 1956 году Песошина избрали председателем заводского профсоюзного комитета. На следующий год он без отрыва от производства окончил Московский финансово-экономический институт и был командирован в Совет народного хозяйства Татарской АССР. Сначала работал заместителем начальника производственно-технического отдела, затем - заместителем начальника производственно-технического управления Совнархоза.

Однажды Андрея Петровича спросили, как это он, окончив финансово-экономический, работает в производственно-техническом управлении?

- У меня за плечами двадцать лет авиационного завода,- объяснил Песошин.

Больше подобных вопросов никогда не возникало.

Медико-инструментальный

Совнархоз расформировали. Возможно, такое окончание очередного эксперимента сослужило для Песошина добрую службу: в 1963 году его назначили директором Казанского медико-инструментального завода.

Время для предприятия было очень непростое. Придя на завод, он сразу же заметил: здесь резко увеличились объёмы производства, а качество стало страдать. Со всех сторон сыпались жалобы на разные партии многих инструментов: изготовлены не лучшим образом, материалы плохие, конструкции устарели... Пришлось пойти на крутые меры.

Однако в одночасье всё не изменишь. Андрей ­Петрович и назначенные им новые ведущие специалисты не успели проработать и полгода, как Партгосконтроль СССР организовал комплексную проверку качества стоматологической медицинской техники. По её результатам директор получил начёт в размере трёхмесячной зарплаты. От других суровых выводов руководство завода было «спасено» тем, что проверка установила начало большой работы на предприятии по его развитию.

Андрей Петрович Песошин с главным стоматологом СССР академиком Анатолием Ивановичем Рыбаковым.

С директором медико-инструментальному крупно повезло. Имея многолетний опыт работы на авиационном заводе, а затем в Совнархозе, он прекрасно понимал, с чего ему начинать. Практически все директора родственных предприятий завидовали Песошину: ему удалось сплотить вокруг себя молодой, честолюбивый и здоровый коллектив единомышленников.

Владислав Иванович Бажухин, Виталий Шевелевич Винокур, Николай Анатольевич Жигин, Виль Хайдарович Сабитов, Евгений Иванович Столяров, Юлиан Яковлевич Данский, Юрий Владимирович Яковлев, Владимир Петрович Артемьев и многие другие навсе­гда усвоили науку трудиться самоотверженно и честно, куда бы их потом ни забросила судьба.

За два-три года завод совершил технический переворот.

Заметив большие перемены на предприятии, конструкторскую и технологическую новизну в его работе, правительство страны поручило казанцам освоить выпуск сложнейшего аппарата «искусственная почка» с многоразовым диализатором для очистки крови. За создание сшивающих аппаратов и «искусственной почки» завод был удостоен почётных дипломов Выставки достижений народного хозяйства СССР, а многие создатели этой техники - медалей ВДНХ.

Многие помнят о курьёзном случае на заводе, произошедшем в 1970 году. Как-то директор пригласил к себе в кабинет старейшего работника завода Эля Моисеевича Баранкина, одного из киевских наладчиков. Андрей Петрович был обеспокоен некоторым снижением качества заводской продукции. Директор протянул Баранкину зубной бор и предложил ему оценить качество инструмента. Опытный «зубр», вооружившись, как всегда, десятикратной лупой, долго разглядывал бор и наконец огласил заключение:

- Инструмент очень высокого качества, не чета нынешним нашим борам. Видимо, принадлежит фирме «Майзингер».

Эта фирма была законодательницей мод в мировой стоматологической технике.

Андрей Петрович улыбнулся и вынул из стола целую коробку таких боров. На этикетке было указано: инструменты выпущены Киевской фабрикой зубоврачебных боров в 1936 году!

После этой забавной истории на заводе разработали целый комплекс мер по восстановлению былого качества продукции.

В 1972 году завод был награждён юбилейным Почётным знаком в честь 50-летия СССР, а 18 февраля 1976 года по итогам выполнения заданий девятой пятилетки получил орден Трудового Красного Знамени. Самого директора наградили орденом Октябрьской Революции, ордена и медали получила большая группа заводчан.

Виталий Шевелевич Винокур, работавший с Песошиным замдиректора завода, а позднее ставший генеральным директором Всероссийского научно-исследовательского проектного института медицинских инструментов, считает его выдающимся организатором.

- Восхищало то, как быстро он разбирался в любой ситуации. Андрей Петрович имел огромный авторитет, очень уважали его рабочие. Они ценили то, что в трудных ситуациях директор пользовался их советами, хотя и бывал нередко суров.

Андрея Петровича уважало и руководство Татарстана, Министерства медицинской промышленности СССР. Он был бессменным председателем совета директоров медико-инструментальных заводов. Я старался учиться у него приёмам руководства. Ставку он делал на решительных и добросовестных молодых специалистов.

Секрет фирмы

На всю жизнь запомнился заводчанам другой случай, по которому можно судить о качестве нашего самого массового стоматологического инструмента.

Среди многих иностранных делегаций, посещавших завод, однажды прибыли и представители знаменитой фирмы «Майзингер», специализирующейся на производстве тех же инструментов, что и казанское предприятие. Гости привезли с собой чемоданчик с разложенными по ячейкам образцами инструментов. Они были раскрашены в зависимости от типоразмеров яркими красками, что у нас принято заменять маркировкой цифрами. Казанцы внимательно осмотрели образцы и попросили оставить несколько для более подробного изучения. Однако получили категорический: это секрет фирмы! Ну, что же… Гостей повели показать им наше производство подобных инструментов. Вернувшись с экскурсии, швейцарцы вытряхнули все свои образцы на стол:

С художником Кондратом Максимовым. Дом отдыха «Берсут». Июль 1956

- У нас от вас никаких секретов, как выяснилось, нет…

Всего лишь за четырнадцать лет, которые возглавлял завод Песошин, он смог построить столько, сколько все вместе взятые руководители предприятия до и после него. Два производственных корпуса, каждый по площади не меньше первого, который уже был до прихода Андрея Петровича. Плюс к этому компрессорная станция, система оборотного водоснабжения с градирней. Они были необходимы для обслуживания нового корпуса для производства изделий из пластмасс. Наконец, построили здание столовой на улице Нариманова с актовым залом и помещениями общественных организаций завода.

КМИЗовский «мечтатель»

«Матюшино… как много в этом слове для сердца КМИЗовца слилось! Как много в нём отозвалось». Так шутили, перефразируя слова великого русского поэта.

Не все знают, как здесь всё начиналось.

Однажды, сидя у рыбацкого костерка на поляне за деревней Боровое Матюшино на берегу Волги и мечтательно глядя на догоравший костёр, Андрей Петрович сказал супруге своего друга Бажухина:

- А знаешь, Мариночка, лет через десять здесь, на этой поляне, построим здания для детсадовских ребятишек работников нашего завода, кухню. Площадку для игр оборудуем. В лесу будут домики для летнего отдыха отпускников завода, столовая для них, питание по минимальным ценам. Кроме этого построим корпуса пионерского лагеря, пионерскую линейку, купалку, намоем песчаный пляж. А чтобы дети могли просушить свои носочки, чулочки и купальники, корпуса сделаем утеплёнными, для этого будет котельная. Дорогу к этому времени, надеюсь, заасфальтируют…

Тогда же Песошин сказал о тоннеле под асфальтом: он понадобится, чтобы дети спокойно добирались до купальни и обратно.

Марина слушала с удивлением:

- Ну, и фантазёр же вы, Андрей Петрович!

Прошло даже не десять, а шесть-семь лет, и всё задуманное стало явью! Ветераны завода вспоминают, как собственноручно по выходным прокапывали траншеи для труб от котельной к корпусам пионерлагеря, а вскоре они с детьми отдыхали на базе отдыха «Солнышко». Эту базу посещали и многочисленные делегации иностранных специалистов, завод провёл здесь совещание по медицинской технике предприятий стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи. Каждый из участников совещания посадил на базе отдыха по берёзке, и в дальнейшем образовалась Аллея дружбы.

Татарстанские просёлки

У Андрея Петровича было несколько увлечений. Одним из них была рыбалка. С ранней весны начинались походы за грибами, матюшинскими сморчками и строчками, а уж осенние белые грибы собирались целыми корзинами! Он очень любил песни у костра под аккордеон. Особенно заслушивался песней «Вы слыхали, как поют дрозды…». Ценил поэзию Владимира Солоухина. Когда его посещало вдохновение, в кругу близких друзей с упоением читал наизусть стихотворение «Ягода» из сборника «Владимирские просёлки»:

«Я мала, это правда. Но запахи

летнего леса,

Солнца утренний лучик,

упавшая в землю дождинка -

Все в меня воплотились, во мне

воедино слились.

Положи меня в рот. Языком

разомни меня нежно.

Через зубы меня, прохладную,

процеди...»

У него было такое выражение лица, словно он сам в этот момент ощущает вкус и запах ягоды, которую только что раздавил языком...

На зимней и летней рыбалках мы объездили с ним все окрестности Казани: Сорочьи Горы, Ташкермень, Ташёвку... Он охотился на зайцев по чернотропу, на уток, а зимой - на лося по лицензии, которую получала заводская команда охотников.

Однажды в Сабинском районе Татарстана довелось познакомиться с замечательным директором лес­промхоза Нургали Миннихановичем Миннихановым. Он удивил тем, что сумел организовать у себя в селе производство татарской хохломы: ложки, плошки, половники, подносы и другой утвари, которую местные художники расписали с большим мастерством. Восхищённый директор завода оформил заказ на большую партию наборов этой кухонной утвари и потом вручал их в качестве подарков нашим многочисленным зарубежным и отечественным гостям. Нургали Минниханович познакомил и со своими сыновьями.

В поездках по республике Песошин проводил почти все праздничные и выходные, встречаясь с самыми разными людьми: рыбаками, охотниками, председателями колхозов, директорами предприятий и совхозов. И со всеми у него устанавливались товарищеские, а в дальнейшем и дружеские отношения. Не случайно проводить его в последний путь через весь город вышла вереница легковых автомобилей, их было более сотни. Говорят, начальник ГАИ вынужден был перекрыть движение автотранспорта по маршруту траурной процессии...

Бажухин Владислав Иванович - бывший главный инженер Казанского медико-инструментального завода, позднее генеральный директор Всероссийского объединения «Росмедтехника», кандидат технических наук, действительный член Российской академии медико-технических наук.

Песошин Валерий Андреевич - профессор Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ, академик Академии наук Республики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев