Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Бархатный альбомчик Лены Шаевской

Журнал «Казань», № 3, 2018 Это как раз тот случай, ко­гда коллекционер может почувствовать себя Пинкертоном и по одной маленькой вещице, по эдакой изящ­ной безделице, попытаться разыскатьв бездне прошлого барышню, которая проживала в Казани в самом конце позапрошлого века. Увидеть еёв окружении родителей и друзей,в контексте эпохи! Она была девицей...

Альбомчик, обтянутый голубым бархатом, скорее всего подарил ей папа на совершеннолетие. На обложке вензельный щит, на котором выгравирована монограмма - две русские буквы готическим шрифтом - «Р» и «Ш». Однако, разбирая посвящения, написанные в девичий альбом, встречаешь совсем другие инициалы - «Л» и «Е» (то есть Лена-Елена), а буква «Ш» там расшифровывается как фамилия - Шаевская. Выходит, что альбом в этой семье вначале принадлежал кому-то другому?

Идём по следу буквы «Р»

Если с буквой «Ш» на серебряном вензеле мы разобрались, то остаётся неразгаданной буква «Р». У девушки отчество начинается на «Г» (Георгий, Григорий, Глеб…), значит, это вещь не отца. Тогда, возможно, она принадлежала матери по имени Раиса или Руфина. Но почему она им не пользовалась? Может быть, рано скончалась? Обратим внимание, что под монограммой процарапано число 19 мая 1893 года. Сделана надпись грубовато и вразрез с готическим стилем. Получается, она была нанесена позднее и скорее всего обозначала день рождения Лены Шаевской.

Но вот альбом с чистыми страницами попадает в руки девушки и начинает заполняться первыми стихами её поклонников:

Но почему ж твой взор стыдливый

Меня всегда бросает в жар?

Но почему же столько чар

В твоей улыбке прихотливой?

Но почему поведай мне

Со мной всё это происходит?

И почему душа находит

Одно лишь счастие в тебе?..

{gallery}albom{/gallery}

Курносая с голубыми глазами

В какой-то мере по этому изящному подарку можно судить о состоянии дарителя. Если им был отец девушки, то явно семья жила в достатке. Скорее всего, он мог быть домовладельцем и каким-нибудь акционером судоходной (предположим!) компании. Проживали они в собственном доме в центре Казани - например, на улице Грузинской или у Чёрного озера. Разъезжали по городу в своём экипаже, запряжённом орловскими рысаками. Даже если барышня была не очень хороша собой, то женихи этого не замечали.

Фотопортретов Лены Шаевской не сохранилось, однако в альбоме дан её романтизированный «словесный портрет»:

Всё в Вас мило, ловко;

В глазах - небеса;

Обвила головку

Чёрна коса;

Чудною улыбкой

Губки сложены,

А на шейке гибкой

Жилки все видны;

Носик вверх немного

Смотрит… Ну, так что ж?

Поразмыслив строго

В ней и он пригож!

Посмотрите, как оригинально написал свою фамилию молодой ухажёр. Думаю, она оценила его послание. Кто из девушек устоит от такой патоки слов?

Но вот появляется конкурент, некто К. Ф. Он тоже вовсю старается, правда, выходит косолапо:

Ах! Как мучительно и скучно,

Те дни, когда не вижу Вас,

Но для меня и то приятно

Что вижу Вас через день раз.

Что я всегда более страдаю

Что я томный, я умираю.

Меня спасите… Караул!

Я погибаю… Я люблю!!!

Проигрывая в стихосложении, К. Ф. решил идти напролом и первым среди женихов произнёс это заветное слово - «люблю». Лена наверняка в тот день долго не могла уснуть. А что, если парень стоял под её окнами и кусал губы? Над ним скрипел мутный фонарь, и метель превращала его в снежную скульп­туру...

Что ещё можно сказать о хозяйке альбома? Скорее всего, это была особа сентиментальная, капризная, избалованная, одевалась в модных салонах на Воскресенской улице, немного говорила по-французски и кроме своего альбома почти ничего не читала. Собственно, он ей и нужен был лишь для того, чтобы собирать вздохи молодых людей по поводу её персоны. Он тешил самолюбие! Она ложилась с ним и прятала под подушку. Это была её девичья тайна.

Расправляя завитушки почерков

Когда женихи - каждый в свой назначенный час - приходили на чашку чая с пирожными, то после обсуждения последних городских сплетен хозяйка музицировала им на пианино (или они слушали модный тогда граммофон), а потом неизменно просила, жеманно протягивая свой девичий альбом: «Ну, Мишель (Серж, Андрэ, Жан…- преклоняясь перед всем заграничным, молодёжь обычно произносила русские имена на французский манер), прошу, напишите мне что-нибудь с чувством!» И молодой человек послушно усаживался за круглый столик и, немного тушуясь, оставлял кудрявую запись. Обязательно с завитушками, кляксы не допускались. Один из поэтов Сереб­ряного века сравнил красоту почерка с приятным баритоном. На мастерство владения пером обращали особое внимание. Это тогда ценилось.

Кто-то пользовался заготовками, бессовестно присваивая себе чужие стихи известных поэтов. Как всегда, было много чепухи, какая встречалась во всех девичьих альбомах со времён Пушкина:

Альбом сей прекрасен

Я с этим согласен.

Но лучше всего -

Хозяйка его!

Кто-то прибегал к запрещённым приёмчикам, чтобы опрокинуть своего противника:

Хоть и не место здесь в альбоме

Чужое чувство разбирать;

Но Вам, наверное, приятно

Кой-что о Скрытине узнать…

Потом барышня выборочно зачитывала послания своим подругам. Были смех и издевательские характеристики внешности того или иного парня. Обсуждались какая-нибудь выходка или конфузливый случай (принял тётку за прислугу и тому подобное). Одним словом, жених постоянно находился под прицелом!

Но лишь одного из них она не давала подружкам на растерзание. Быстренько перелистывала, краснела, и только сама перечитывала его строчки перед сном: «Невольно к Вашим грустным берегам меня влечёт неведомая сила. Без Вас мне счастья нет и жизнь моя - могила!»

Что произошло далее, альбомчик умалчивает. Он был брошен «на полпути». Половина страниц осталась незаполненной, потому что барышня повзрослела. Наверняка вышла замуж за своего любимого и родила ему детей. А альбом был забыт и долго покоился на дне шляпной коробки вместе с заснувшими куклами и детскими мечтами, пока его случайно не отыскали...

Разбор подобных рукописей для меня всегда интересное занятие. Вечерами сидишь себе в кресле с лупой и разгадываешь ребус слов. Стоит немного поупражняться, как начинаешь разбирать вытянутые жирафами «ж» или «д» с хвостиком вверх, делающие их похожими на «б»; «м», ловко маскирующиеся под рукописные «т». Быстро привыкаешь к этим «ерам» и «ятям», и вскоре уже сравнительно легко читаешь дореволюционное письмо.

Предлагаю читателям самим попробовать себя в роли расшифровщика и разобрать две странички голубого альбома - слева почерк попроще, а справа - посложнее. Это даже поинтереснее кроссвордов будет. И хорошо снимает стресс!

Записал Адель ХАИРОВ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев