Буинцы мы!
Лет двадцать тому, случайно попав на ежегодный слёт Буинского землячества, я был поражён обилием руководящих постов, которые буинцы занимали во всех сферах жизни республики.
Лет двадцать тому, случайно попав на ежегодный слёт Буинского землячества, я был поражён обилием руководящих постов, которые буинцы занимали во всех сферах жизни республики. Министры здравоохранения, финансов, печати, главы «Татспиртпрома», «Татптицепрома», «Плодовощторга», «Татсахара», начальники отделов министерства торговли, два членкорра Академии наук, с десяток профессоров, топ-менеджеры ведущих корпораций, включая «Таиф», радио и телевидение, «Татагропромстрой», народный поэт Татарстана, редакторы газет, известные музыканты, писатели, артисты, врачи… Для одного района их было много, слишком много. По крайней мере, ни одно другое землячество в Казани не могло похвалиться таким массовым представительством в руководстве республики и отдельных отраслях. И за прошедшие годы их лидерство никто не смог превзойти.
***
За эти годы я часто общался с буинцами, с некоторыми дружил, а с кем-то ещё довелось и вместе поработать. И что меня всегда поражало в них — это постоянная тяга к родным краям. Скажем, кандидат филологических наук, автор уникального татаро-турецко-английско-русского словаря Сайдаш Гарифуллин на предложение встретиться завтра отвечает: «Не могу, завтра я с ранья уезжаю».— «Опять за границу? В какую страну?» — «Буинск‑Айрес называется!». А другой топ-менеджер, имеющий финансовые возможности летать хоть каждое воскресенье в парижи-лондоны и римы, в выходной день на всех парах мчится к отчему дому под Буинском.
А третий буинец, творческий работник, страдающий аллергией от картошки, строго по расписанию и ежегодно в начале мая и в сентябре наезжает в Буинск. «Картошку пора сажать! Картошку пора убирать!». В Буинске у него из родни никого уже не осталось, но, тем не менее, он два раза в год гостит у соседей по бывшему родительскому дому. И они принимают всю его семью как родственников, собственно, давно и стали родственниками уже по факту. А не навестить родню хотя бы пару раз в год — большой грех.
Ещё одна характерная особенность буинцев, бросающаяся в глаза. Когда листал книгу «Землячество — душе опора» (кстати, пока другие районы и края не могут похвастаться такой объёмной и богато оформленной книгой), обильно иллюстрированной фотографиями, обратил внимание, что почти все персонажи и герои книги предоставили семейные снимки с родителями, сёстрами, братьями, дядями-тётями, с детьми, внуками и даже правнуками по пятнадцать-двадцать человек. То есть для них неведомы такие понятия, как разводы, предательство и прочие прелести современных нравов. Женитьба, воспитание детей, сохранение и развитие семьи — на всю жизнь, и по-другому быть не может.
***
Мы с огромными потерями прошли разброд и шатания эпохи перестройки, бандитские 90-е годы, поднимание с колен в «нулевые», можно сказать, удержали страну от развала. Но чтобы идти дальше, нужна какая-то идея — на что опираться? Кстати, Запад, как бы он ни разлагался и ни деградировал, твёрдо усвоил, что основополагающей ценностью любого общества является прежде всего семья. Всё остальное — дополнение и приложение к ней.
А у нас стихийно вышли и на общенациональную идею — память народная, породившая «Бессмертные полки» по всей стране, а потом и в мире. С потрясающим лозунгом по простоте и пронзительным смыслом — «Спасибо деду за победу!». Как бы либералы ни бесились в попытках дискредитировать это явление, обзывая народные марши «победобесием», идея захватила всю страну и заграницу.
Вот почему к середине 90-х по инициативе снизу в столичных городах повсеместно начали возникать объединения землячеств. Дабы сохранить память о малой родине, привязанность к родному очагу и верность семейному роду, уходящему в глубь веков. Без этих основополагающих ценностей нет ни народа, ни связной истории.
Если оглянуться по сторонам, то окажется, что и в мире то же самое. Самые разветвлённые и мощные национальные диаспоры и землячества — китайская, еврейская и армянская. У всех них те же правила — всячески поддерживать земляков, оказывая им моральную и материальную помощь, совместно отмечать национальные праздники и исторические даты, обучать, облегчать карьерный рост, заботиться о стариках и детях, всячески помогать малой родине в развитии и обустройстве. Что это даёт? Всего лишь моральное удовлетворение. А это, как выразился один буинец: «Благодарные глаза земляков, особенно стариков и детей — выше денег и медалей от правительства!».
***
Парадокс… Если хотя бы вкратце перечислить список деяний землячества, то это будет скучный бюрократический отчёт. Пусть и праздничный, торжественный, ежегодный, но всё же лишь «мероприятие». С длинным списком благотворителей, за эти годы внёсших сотни и сотни тысяч рублей личных средств, так и активистов в самом Буинском районе. Естественно, под особой опекой и заботой находятся прежде всего дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом, от которых не отделаешься денежными подачками в виде мебели, оргтехники, лекарств после сложных операций и путёвок в санатории. Слово «забота» должно быть подкреплено соответствующими приездом артистов, творческих работников, искренностью и отсутствием фальши, к которым обездоленные особенно чутки.
И тут есть такой нюанс. Землячество не противопоставляет себя местной администрации, заполняя пробелы в её работе, но ищет совместные решения. Скажем, разница между столичной и провинциальной медициной огромна. И что делать? Особенно в таких сложных отраслях медицины, как онкология или генетика. Группа молодых медиков, выходцев из Буинского района, во главе с Рустемом Сафиным ежеквартально выезжает в Буинск на консультации и умудряется за день принять по триста пациентов, часть из которых направляется уже в Казань для серьёзного лечения. Бесплатно, между прочим. И этот поучительный пример буинских медиков достоин подражания в масштабах республики.
Не менее серьёзна проблема современной молодёжи, ушедшей в интернет и разучившейся читать. Что с ней делать? Выход один — вернуть её к книгам и прививать любовь к высокому слогу. Тут уже в дело вступает народный поэт республики Ренат Харис с коллегами, ежегодно проводящий фестивали поэзии на родине, бывший министр печати Ислам Ахметзянов, устраивающий «Праздник книги». Кстати, он уже в совокупности пожертвовал десять тысяч книг из собственной библиотеки. Результат? Уже есть, но проявится ещё больше в будущем, ибо по числу подписчиков на СМИ и продаже книг район в числе ведущих по республике. Такой важный показатель духовного развития и просвещённости района — ещё и благодаря регулярным грантам учителям и педагогам. Решили подсчитать, сколько же выходцев из Буинского района ежегодно поступают в вузы Казани, Чебоксар и Ульяновска, на круг вышло более 350 человек. Для полутора тысяч квадратных километров с населением в 42 тысячи душ это, пожалуй, наивысший показатель по Татарстану.
***
Вместе с председателем Буинского землячества Иреком Мунировичем Закировым мы поехали в его родную деревню Исаково. Деревня как деревня, знававшая лучшие дни. Остановились на окраине, возле кладбища. «Раньше он был запущен, зарос бурьяном и кустарниками…— рассказывает Ирек Мунирович.— Вместе с сыновьями всё это безобразие вырубили, установили металлические ограды и по периметру засадили голубыми елями. Должен заметить, что многие земляки оказывают прямую финансовую помощь на нужды родных деревень — на благоустройство, строительство и ремонт мечетей, церквей, приведение в порядок кладбищ, организацию сабантуев. Наиболее активно помогают Рустем Нургасимович Сультеев, братья Гайзатуллины — Ренат и Радик, Радик Шавкятович Хасанов, Раил Шагартдинович Зиатдинов, Рашит Изахетдинович Фасхутдинов, Марс Шарипович Алиев, Рашит Карибуллович Гимранов.
Я, например, ежегодно без всякого приглашения приезжаю 9 мая в Исаково. Почтить память погибших в Великой Отечественной войне, чьи фамилии высечены на мраморной плите. Однажды ко мне подходит председатель совета ветеранов и говорит: «Ирек, как же так, погибшим — почёт и уважение, а нам, вернувшимся с войны живыми — что?». Пришлось мраморную плиту заменить на большую и высечь имена всех наших воинов из Исаково — живых и погибших…».
Признаться, такого я ещё нигде не видел — ни в Татарстане, ни в России. Чтобы живые ветераны войны видели свои имена на мраморных постаментах. Тоже пример, достойный подражания.
Когда проезжали мимо двухэтажной школы, Ирек Мунирович с сожалением заметил: «В годы моего детства только с моей улицы под названием «Суровая нитка» в школу ходили сорок шесть мальчишек и девочек… А сейчас школа уже закрыта, нет детей. А без них и будущего деревни нет. За минувшие полвека в Буинском районе безвозвратно исчезли сорок деревень… Дай-то бог сохранить то, что осталось! А для этого надо не просто «делать всё возможное», но чуть больше…».
А ехали мы в его отчий дом, который он восстанавливал. Родительская комната сохранялась такой, какой и была — со старой обстановкой. Всё остальное подвергалось реновации — полы, потолки, проводка, хозяйственные постройки. Это был единственный момент, когда я не докучал ему расспросами. И так ясно: самое главное, что он передаст по наследству двоим сыновьям, дочери и четырём внукам — память об отчем доме, хотя они и не родились даже в Буинске, но унаследуют пожизненное звание «буинцев». Как и основа деятельности всего Буинского землячества — память о земле родной.
***
Нефть, газ, цветные металлы, лес, талантливые российские мозги… В этом перечне российских богатств не хватает одного главного элемента, без которого мы в будущее не войдём. И почему-то целых три десятилетия на это не обращали внимание. И таки его нашли. В России обнаружили новый вид нефти, служащий пропуском в будущее. Который сулит нам благо и процветание. И назвали его — Люди. А один из сортов этой нефти, под названием «буинская марка», оказался на удивление высококачественным и стойким. С чем мы буинцев и поздравляем. Оформляйте, ребята, патент на эту марку!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев