Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Цельные люди. Об участнике Сталинградской битвы Рое Гатауллине

Из архива журнала «Казань», № 5, 2010. «Мне выпала честь принадлежать к славному поколению советских патриотов­романтиков и мечтателей, которые строили и защищали Отечество, одержали Победу над фашизмом…» — написал в своей «Исповеди ветерана» — обращении к молодёжи наш земляк, участник обороны Сталинграда, инвалид Великой Отечественной войны Рой Гатауллин.

«Сейчас таких не делают», — это неизящное выражение приходится слышать сегодня нередко. Да только вот не о нас — сегодняшних — речь! Говорят это, как правило, про представителей старшего поколения — дедов, а то и прадедов, на чью долю выпало жить в ногу с прошедшим веком.

«Мне выпала честь принадлежать к славному поколению советских патриотов­романтиков и мечтателей, которые строили и защищали Отечество, одержали Победу над фашизмом…» — написал в своей «Исповеди ветерана» — обращении к молодёжи наш земляк, участник обороны Сталинграда, инвалид Великой Отечественной — почётный ветеран Компартии России — о чём говорит с гордостью, Рой Гатауллин. И по поводу последнего не премину выразить свою позицию. Можно сколь угодно открещиваться от прошлого, вымарывая целые страницы биографии страны и его поколений. Но меня в своё время впечатлили слова одной из собеседниц, учёного­филолога Лии Закировны Шакировой, коллеги по работе в вузе Роя Вафиновича. Она сказала: «Многие с развалом СССР бросили на стол свои партийные «корочки». Мне это было непонятно. Почему я должна была выходить оттуда, куда вступила по собственной воле и убеждению?..». Да, система потерпела крах. Но можно ли назвать «банкротами» тех, кто остался верен себе? А верность и вера — не одного ли корня понятия?

В чём же кроется код их удивительной силы, недюжинной жизнестойкости? Не в мощной ли народной генетике?

В роду нашего героя из поколения в поколение почитались труд и вера. Его отец Вафа был первенцем в семье Гаты и Минслу Латыповых, живших в деревне Простые Челны Новошешминского района. После октября семнадцатого стал красноармейцем, затем, уже в мирное время, занимался партийной работой в сельских районах республики. Рой Вафинович с большим уважением относится к поколению тех «солдат революции», строителей индустриальной державы. Но старается быть объективным: «Были грубейшие ошибки, извращения советской демократии и законности, их назвали потом «тоталитаризмом»… Дело не только в культе личности Сталина, но и в перегибах классовой борьбы».

В числе жертв этих самых «перегибов» оказался и отец Роя Гатауллина, Вафа Гатинович. В 1937 году его репрессировали как «врага народа», и хотя вскоре «за отсутствием состава преступления» отпустили, для семьи это обернулось драматическими переменами. Гатауллины были вынуждены покинуть родные места и отправиться к бабушке в деревню Каргали Чистопольского района.

Дети учительской династии Зяббаровых. Деревня Каргали Чистопольского района. Фото 1925 года из семейного архиваВсе четверо двоюродных братьев, когда выросли, участвовали в войне. Азат Тимбиков — инвалид войны, учитель, награждён орденом Великой Отечественной войны и медалями; Марс Зяббаров — лейтенант, пал смертью храбрых в боях под Киевом; Чулпан Хасаншин — погиб в боях за Белоруссию, награждён медалью «За отвагу»; Рой Гатауллин — старший сержант, тяжело ранен в Сталинградской битве, награждён медалью «За отвагу» и орденом Великой Отечественной войны.

 

В семье с восемью детьми Рой был старшим ребёнком. Его мать Халялия Мирхайдаровна Валеева происходила из интеллигентной татарской семьи и всю жизнь посвятила учительству. В собственных детях она воспитывала любовь к чтению. Любимыми книгами Роя были «Спартак» Джованьоли и «Овод» Войнич. Неизгладимое впечатление на мальчишку произвела вышедшая на экраны лента «Чапаев». Как и многих ровесников, его вдохновляли подвиги героев — лётчиков, полярников, пограничников. После седьмого класса он даже поступил в Казанскую спецшколу Военно­Воздушных Сил, но при курсах не было общежития, и пришлось вернуться домой.

«Последним звонком» и экзаменом на зрелость для молодёжи сороковых стало начало Великой Отечественной. Одним из первых в районе Рой Гатауллин, «накинув» лишний год, записался добровольцем и отправился в Чкаловское танковое училище.

 Во время учёбы проявил большое прилежание, за что ему присвоили звание старшего сержанта. Однако попасть на передовую было суждено ещё не скоро. Рой заболел, вернули домой лечиться. Вновь призвали в армию лишь летом 1942­го и направили в Арзамасское пулемётно­миномётное училище. Провожая сына, Халялия Мирхайдаровна преподнесла ему драгоценный подарок — наручные часы. Для их приобретения пришлось продать всё богатство большой семьи — козу.

Ещё не завершён был курс обучения, как новобранцев собрали на плацу и зачитали приказ № 227 наркома обороны Сталина: «Ни шагу назад!». Начиналась знаменитая Сталинградская эпопея, коренным образом переломившая ход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Целые полки и дивизии, сформированные в Татарии, были отправлены отстаивать поволжскую твердыню.

29 октября 1942 года в «Красной звезде» вышел очерк Ильи Эренбурга «Татары», посвящённый доблести татарстанских бойцов. В качестве красноречивого свидетельства автор привёл строчки из письма домой немецкого солдата: «Здесь против нас много татар. Это сумасшедшие люди. Я бы не хотел встретиться с ними даже во сне…».

Своим землякам героям­сталинградцам, среди которых были комдив Гани Сафиуллин, легендарный снайпер Анатолий Чехов, защитники Дома Павлова бойцы Рамазанов и Шкуратов, посвятил целую главу книги воспоминаний «Путешествие в молодость» и Рой Вафинович. Сам он в составе 133­го полка 44­й гвардейской дивизии попал на Донской фронт под командованием маршала Рокоссовского и участвовал в завершающих боях по разгрому гитлеровцев под Сталинградом. Ему пришлось вступить в схватку не только с врагом, но победить собственную смерть. В наступательном порыве батальон и взвод ротных миномётчиков оторвался от основных сил и столкнулся с перешедшими
в контрнаступление крупными силами врага — танками, артиллерией, пехотой. В неравном бою погиб почти весь батальон. Рой Гатауллин был ранен в ногу взрывом гранаты и лежал рядом с раздавленным танком миномётом и погибшими товарищами.

 Отступая, фашисты решили добить оставшихся в живых красноармейцев. Немецкий офицер дважды выстрелил в голову лежавшего на снегу Роя. Да, видно, ошибся на пару сантиметров — так наш герой остался жив…

После демобилизации Рой Гатауллин вернулся в родные края. Восемнадцатилетний инвалид войны продолжал служить делу Победы уже в тылу. Вскоре ему, как и многим победителям, предстояло держать экзамен мирной жизнью.

***

Сегодня Рой Вафинович живёт в Казани, куда переехал из родной деревни уже после Победы. Свою жизнь он посвятил науке и общественной деятельности. Несмотря на преклонные лета, остаётся верен себе. В Татарском государственном гуманитарно­педагогическом университете, где проработал около полувека, организовал музей Великой Отечественной войны, в котором ветераны и по сей день встречаются со студентами.

Тяжёлое ранение не подорвало внутренних сил. Он встретил любовь, женился и вырастил детей. Его «половина» Суфия Закировна — врач. Благородную профессию выбрали и дети Рустем и Руслан, внучка Дина. Супруги Гатауллины много путешествовали, объездили все уголки Родины и посетили более двадцати разных стран.

— Мне посчастливилось выжить. Может, судьба уберегла для того, чтобы передал знание истории молодым. А это счастье, — говорит Рой Вафинович, веруя в то, что уважение и любовь друг к другу разных поколений спасут страну и мир.

Участники Сталинградской битвы И. К. Федотов, Р. В. Гатауллин, В. П. Худяков

 

Фото Юрия БАЛАШОВА, а также из личного архива героя публикации.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев