Что город, то норов
Исторические поселения Республики Татарстан как феномен её культурного наследия В точности пословицы «Что город, то норов, что деревня, то обычай» убеждаешься каждый раз, когда впервые попадаешь в историческое поселение Татарстана, России, за рубежом (мне пока посчастливилось побывать в семнадцати странах мира, в более чем ста тридцати исторических городах, не считая сёл).
Исторические поселения Республики Татарстан как феномен её культурного наследия
В точности пословицы «Что город, то норов, что деревня, то обычай» убеждаешься каждый раз, когда впервые попадаешь в историческое поселение Татарстана, России, за рубежом (мне пока посчастливилось побывать в семнадцати странах мира, в более чем ста тридцати исторических городах, не считая сёл).
С каждым поселением знакомишься как с новым человеком, при этом для меня главным является первое впечатление, стараешься почувствовать своеобразный «Дух места», понять его характер — мужские или женские черты преобладают.
Наше Татарстанское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры вместе с Институтом истории имени Шигабутдина Марджани назвало один из своих проектов «Каждое поселение нам интересно, каждый дом нам дорог». Мы собираем сведения о всех поселениях Татарстана, в том числе «неперспективных». У каждого исторического поселения, будь то город или село — своё лицо, хочется больше узнать об истории основания, об изначальном назначении и дальнейшей специализации (крепость, порт, торговый центр, завод), почувствовать особенности природного окружения, понять, как преодолевались природные препятствия, почувствовать «культурные коды», насколько органично новые здания вписываются в исторически сложившуюся застройку. При этом я ловлю себя на постоянном сравнении с Казанью — родным городом, которому посвящено сорок лет профессиональной работы. Вот и сейчас в работе над Концепцией устойчивого развития Казани как исторического поселения мы с коллегами выявляем генетические и культурные коды города, изучаем его социальный портрет, хотим предложить наиболее адекватные «правила игры» на территории исторического поселения. Никому не надо доказывать, что Казань имеет значительную научную, эстетическую и мемориальную ценность, и это определяет необходимость предъявления повышенных требований к градорегулированию и режиму жизнедеятельности города. Концепция предлагает интегрировать политику сохранения наследия в систему общей градостроительной политики развития исторической городской среды, главная цель которой — повышение качества жизни населения.
В международной практике стала очевидной тенденция перехода от сохранения единичных памятников — объектов культурного наследия к сохранению их в сложившемся природном и архитектурно‑градостроительном окружении. Она выразилась в территориальном подходе к сохранению исторических поселений, которые представляют собой культурный ландшафт — совместное творение человека и природы. При этом границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населённого пункта. В нашем законодательстве только правовой статус исторического поселения позволяет сохранить исторически ценную градоформирующую среду.
Города не возникают «из ниоткуда» — они всегда «реакция» на природные условия и особенности места, результат последовательных трансформаций с преодолением ландшафтных препятствий и сопротивления сил, препятствующего развитию: крепость → город → столица (Болгары, Билярск); крепость → город → губернский центр → центр субъекта федерации (Казань); крепость → город → уездный город (Мензелинск, Тетюши, Бугульма, Буинск); завод → город → (Менделеевск).
В Татарстане особый статус исторических поселений имеют тринадцать городов и сёл, из них исторические поселения федерального значения — города Елабуга и Чистополь, регионального значения — Болгар, Биляр, Буинск, Бугульма, Казань, Лаишево, Мамадыш, Мензелинск, Менделеевск, Свияжск и Тетюши. Мне посчастливилось участвовать в исследовательских и проектных работах на каждом из этих поселений. Нами с археологами (сотрудниками Института археологии имени А. Х. Халикова под руководством доктора исторических наук Айрата Ситдикова) обоснованы их границы, разработаны предметы охраны и требования к регламентам градостроительной деятельности. В работе над предметами охраны, требованиями к регламентам Казани, Болгара, Билярска и Мамадыша участвовали специалисты Института Генплана Москвы.
Если рассматривать территорию Татарстана как систему, то в его историко‑культурном каркасе исторические поселения являются узловыми элементами, а линейными — исторически сложившиеся речные и сухопутные пути, тракты, дороги, трассы засечных черт, которыми они были связаны между собой. Это — основа для туристско‑рекреационного каркаса, потенциал которого необходимо повышать.
Историко‑культурный и туристский потенциал территорий исторических поселений Татарстана очень разный и зависит от многих факторов. Я познакомлю читателей со всеми тринадцатью поселениями в последовательности условно по убыванию историко‑культурного и туристского потенциала, исходя из историко‑культурной ценности, количества объектов культурного наследия, наличия объектов Всемирного природного и культурного наследия, категории (федерального или регионального значения), степени сохранности объёмно‑пространственной структуры, композиции и силуэта застройки, композиционно‑видовых связей (панорам), посещаемости туристами, инвестиционной привлекательности.
Принадлежность городов к различным административным субъектам постоянно менялась, истории поселений переплетаются между собой, так как исторически и экономически они функционировали и выстраивали торговые и культурные связи на единой территории современного Татарстана. В XVIII веке многие сёла получили статус городов, все города были радикально реконструированы по регулярным планам, «высочайше конфирмованным» Екатериной II в период с 1768 по 1786 год, в некоторых из них сохранились следы дорегулярной планировки, что выявлено в ходе комплексного историко‑генетического анализа каждого из них.
Задачей комплексного подхода в работе с историческими поселениями является совместное развитие их социальной, культурной и экономической жизни, а также повышение эффективности управления их развитием, в том числе формирование благоприятного имиджа территории и увеличение внутреннего и въездного туристских потоков.
У каждого из исторических поселений есть внутренние ресурсы повышения историко‑культурного и туристического потенциалов. Комплекс мероприятий по сохранению и развитию исторических поселений предлагается проводить с ориентацией на поиск путей наращивания этих потенциалов, в том числе кадрового. Это общая задача жителей, общественности, инвесторов, а не только властей.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ТАТАРСТАНА
КАЗАНЬ
Казань — одно из древнейших городских поселений России по времени возникновения, город с тысячелетней историей, основанный как пограничная крепость на западных рубежах Волжской Булгарии, с XV века выполняла функцию столицы Казанского ханства, затем — Казанского царства, позднее — губернский центр обширной Казанской губернии, столица Татарской АССР и Республики Татарстан.
Казань — город Всемирного наследия, Историко‑архитектурный комплекс Казанского кремля в 2000 году включён в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, с 1994 года на этой территории работает Государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник «Казанский Кремль».
Казань — один из крупнейших экономических, политических, научных, образовательных, культурных, религиозных и спортивных центров России, город имеет зарегистрированный бренд «Третья столица России».
Казань — историческое поселение регионального значения с 2015 года.
На территории Казани: 563 объекта культурного наследия, в том числе 119 объектов федерального значения; 376 объектов регионального значения; 68 объектов муниципального значения; 433 объекта ценной городской среды в границах исторического поселения.
Площадь Казани — 63839,55 гектара, из них пять с половиной процентов занимает историческое поселение, границы которого и предмет охраны утверждены приказом Министерства культуры Республики Татарстан в марте 2017 года. В его границы входят Вахитовский административный район, часть Приволжского района, акватория реки Казанка и часть Кировского и Московского районов.
Панорама города Казани.
Научная библиотека Академии художеств, СПб.
Панорама Казанского кремля. 2015
План губернского города Казани, составленный с утверждённых в 1839, 1842, 1845 и 1848 годах.
РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 1300.
Утверждённые границы исторического поселения регионального значения Казань. Институт археологии Академии наук Республики Татарстан, ООО «ЗАБИР». Разработчик Ф. М. Забирова.
В историческом поселении Казань сохранилась планировочная структура центра города и его части за рекой Казанкой, сформировавшаяся в XVI — первой половине XX века: регулярная, веерная, центростремительная, с остатками дорегулярной планировки, закреплёнными линиями застройки и элементами внутриквартальной структуры.
Объекты культурного наследия с их территориями, планировочная структура, ландшафтные особенности, ценные градоформирующие объекты и культурный слой в границах X – XIX веков являются предметом охраны исторического поселения «Город Казань».
По степени сохранности композиции и силуэта застройки, композиционно‑видовых связей (панорам) историческое поселение имеет удовлетворительную оценку — соотношение утраченных зданий и сооружений, характерных для его архитектуры и определяющих её историко‑градостроительную среду, к сохранившимся составляет не менее одного к трём; силуэт исторической застройки выражен хорошо, экранирующая застройка занимает не более двадцати процентов территории Казани.
В границах исторического поселения Казань охране подлежат исторически ценные градоформирующие объекты, их основной объём и стилистические особенности решения исторических фасадов, формирующих общественные городские пространства, конфигурации крыш, исторические материалы отделки фасадов и материал кровли.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев