Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Деревянный дом в Суконной слободе, что у Шмелёва оврага под Третьей горой в Казани

Журнал "Казань". № 8, 2015 «То, что произошло со мной 16 марта 2012 года, иначе как чудесным открытием не назовёшь. Совершенно случайно (хотя знаю, что случайностей не бывает) остановился около неприметного заброшенного дома в Казани. Достал из кофра фотоаппарат, желая запечатлеть сохранившиеся наличники, ставни и резные карнизы. Жажда познания и...

Журнал "Казань". № 8, 2015
«То, что произошло со мной 16 марта 2012 года, иначе как чудесным открытием не назовёшь. Совершенно случайно (хотя знаю, что случайностей не бывает) остановился около неприметного заброшенного дома в Казани. Достал из кофра фотоаппарат, желая запечатлеть сохранившиеся наличники, ставни и резные карнизы. Жажда познания и простое любопытство завели меня во дворик этого дома… Мне навстречу из дома вышел мужчина лет шестидесяти, в телогрейке нараспашку, на голове у него была надета старая вязаная шапка, а в руках он держал садовую ножовку. Кто он? - подумал я,- сторож со стройки или искатель старины с блошиного рынка?».
Так начал свой рассказ в блоге о доме на улице Тихомирнова казанец Александр Рачук три года назад. С тех пор у дома появился статус объекта культурного наследия и… новое место на целых пятнадцать метров в стороне от родного.
История дома
Мужчина с ножовкой оказался доцентом кафедры прикладной математики в одном из казанских вузов Евгением Печёным. И он поведал гостю историю дома:
«Дом построен в 1871 году одним из приближённых людей купца Журавлёва, тоже, вероятно, человека очень богатого. До 1937 года в доме жил врач по фамилии Гольцфохт, и жила семья священника по фамилии Удалов. В 1937 году он был репрессирован и бесследно исчез. А заселилась в этот дом семья моего дедушки, у него с происхождением было всё в порядке, он потомственный нижегородский сапожник, и работал здесь всю жизнь на «Спартаке» (казанская обувная фабрика). Я вырос и жил здесь. Знаю, что во время войны дом приютил пять семей беженцев».
В 2005 году, в преддверии празднования 1000‑летия Казани, дом был отключён от всех коммуникаций и определён к сносу.
Семья Печёного была переселена (повезло переселиться не в спальный район, а в новый дом неподалёку).
Когда Александр исследовал дом, и взял в руки домовую книгу, сохранённую Евгением Абрамовичем, то одно из имён в списке жителей показалось ему знакомым. Наведя справки и обратившись к экспертам, он выяснил, что именно здесь проживал канонизированный Русской православной церковью Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий Казанской епархии (Иван Удалов, 1886 - 1937). Что здание не является памятником архитектуры, однако представляет историко‑культурную и архитектурную ценность. Что в нём жили исторически значимые для города люди - выдающийся казанский врач немецкого происхождения Гольцфохт, купец первой гильдии меценат Баутин. А также что дом является постройкой 1876 года с хорошо сохранившимися интерьерами XVIII века.
Реставраторы описали дом так:
«Одноэтажный деревянный дом с мезонином, дворовым балконом и открытой верандой, поставленный на улицу продольной стороной. Построен в стиле эклектики с элементами классицистической и народной архитектуры. Главный вход с уличного фасада. На главном фасаде имеется двухстворчатая филёнчатая дверь, окна со ставнями, до недавнего времени был двускатный навес на кованых консолях с растительным орнаментом.
Дом обшит тёсом. Высокие оконные проёмы украшены профилированными наличниками и ступенчатыми сандриками.
Карнизы и лопатки подчёркнуты выразительной резьбой.
До нас дошли уникальные, первоначальные интерьеры. Стены изнутри оштукатурены, имеется гипсовая лепнина, потолочные розетки двух видов, тяги, печи. Сохранился дубовый паркет трёх видов».
Иван Иванович Удалов - архиепископ Иоасаф
Иван Удалов (имя от рождения) родился 5 апреля 1886 года. В 1912‑м он являлся игуменом и исполнял обязанности настоятеля Казанского Спасо‑Преображенского монастыря в Казанском кремле. В момент взятия Казани красноармейцами в 1918 году архимандриту Иоасафу пришлось принять бремя церковной власти. В период, когда повсюду в городе происходили аресты и расстрелы, это был настоящий подвиг. Усилиями Иоасафа были сохранены особо чтимые православные святыни, хранимые в Казанском кремле, и спасена от разграбления чекистами ризница кафедрального собора. С 1920 года уже в сане епископа Иоасаф управляет Казанской епархией, борется с обновленцами.
Летом 1931 года он был арестован по делу так называемой «контрреволюционной религиозно‑монархической организации - центра «Истинно‑Православная Церковь». 5 января 1932 года приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал заключение в лагере под городом Кемерово, работал в рудниках. В 1933 году был арестован в лагере по обвинению в организации «контрреволюционной церковно‑монархической группы», виновным себя не признал. В 1934 году срок наказания был увеличен на два года.
Пройдя через тюрьмы и лагеря, епископ Иоасаф (Удалов) возвращается в Казань и селится в доме № 31 на улице Тихомирнова вместе со своей престарелой 75‑летней матерью.
В 1936 - 1937 годах он проживал в Казани, служил молебны и панихиды в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Жил очень бедно, а продукты и одежду, передаваемые ему верующими, пересылал священникам, находившимся в тюрьме и ссылке. На вопрос одного протоиерея об отношении к советской власти ответил: «Чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях…».
В ноябре 1937 года по ложному доносу владыка Иоасаф был арестован (в этом доме) у ложа умирающей матери и заключён в тюрьму. 29 ноября 1937 года приговорён к расстрелу.
2 декабря в Казани в 20 часов 35 минут был расстрелян священномученик Иоасаф, епископ Чистопольский. Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище Казани.
В 1981 году он канонизирован архиерейским Синодом Русской православной церкви. Имя Иоасафа включено в Собор новомучеников российских определением Священного Синода Русской православной церкви от 23 июня 2008 года. Чин прославления состоялся 19 декабря 2008 года в Никольском соборе города Чистополя.
Дом, хранимый казанцами
«Сколько людей прошло через этот дом, сколько горя и радостей он видел, и то, что он сохранился до наших дней - это настоящее чудо!» - напишет Александр Рачук спустя пару лет.
И чудо то, что мы обрели эту казанскую святыню!
Однако в 2012 году дом мог исчезнуть с лица Суконной слободы, как и вся деревянная слобода. Строители уже вели работы по расширению улицы Тихомирнова в связи с расширением проезжей части дороги при строительстве развязки Эсперанто‑Тихомирнова. И дом, выходящий за красную линию, казалось, был обречён. Тогда Александр обратился в социальной сети к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с вопросом, неужели в центре Казани снесут исторический дом, где жил святой?
Решением Рустама Минниханова дом по Тихомирнова, 31 было решено не сносить. Но дорогу передвинуть было также невозможно. Тогда единственным способом сохранить дом было выбрано перенесение его в безопасное место, то есть на пятнадцать метров дальше от собственного фундамента. Министерство лесного хозяйства завершило работы по переносу деревянного памятника только спустя год. Дом был благополучно передвинут в сторону от дороги, посажен на новый фундамент, собран из пронумерованных родных брёвен по проекту реставраторов из института «Татинвестгражданпроект».
Перед началом производства работ реставраторы выполнили полный состав научно‑исследовательских работ, который опирался на многосторонние комплексные исследования. Производителю работ передан перечень мероприятий, необходимых для разбора, укрепления и дальнейшего восстановления деревянного дома. Даны рекомендации по аккуратному демонтажу, с последующей инвентаризацией деревянной обшивки, сруба стен, оконных рам, дверей. Также были даны рекомендации по сохранению интерьеров, обязательному сохранению столярных заполнений, очистке, докомпановке утраченных деталей, очистке фурнитуры. Каждое отреставрированное изделие должно устанавливаться на прежнее место.
Однако внутренние реставрационные работы уже не входили в задачи министерства. Всю зиму дом обогревался русской печкой - её лесники собрали, и снабдили бессменного сторожа домика Евгения Печёного дровами на зиму.
Каждый день топил печь, обогревая дом, его прежний житель. Чистил от снега. Обогревал заботой стены дома, который как будто был в оцепенении от переезда. Семья Печёных проживала здесь с 1936 по 2005 год. Евгений Абрамович - единственный живой из всех, кто когда‑то в доме проживал, поддерживает жизнь дома и се­го­дня.
- Бросить его я не мог,- рассказывает Печёный.- Все эти годы каждый день после работы приходил, ухаживал за домом, где прожил всю жизнь, ночевал здесь, гоняя хулиганов и мародёров, топил печи, по возможности чинил. Наш дом был одним из многих деревянных на этой улице, у нас был большой сад, поднимавшийся в Третью гору у Шмелёва оврага.
…После того как дом был обшит, на реставрацию пошли наличники, элементы декора. Требовались утепление крыши, полов, реставрация старого паркета. Пока принималось решение по реставрации, дом передали Казанской епархии, в попечение к Духосошественскому храму (настоятель - отец Алексей (Чубаков)). И однажды в декабре 2014 года дом на Тихомирнова посетил Рустам Минниханов. Он познакомился с ходом ремонтных работ, выслушал предложения по использованию: предлагались работа в качестве приходского дома с детьми православной гимназии и этнографической студии «Оберег», а также создание экспозиции памяти архиепископа Иоасафа в его бывшей комнате - и согласовал выделение трёх миллионов рублей на завершение работ.
И се­го­дня идёт ремонт полным ходом. Ожидается, что этой зимой обогревать дом печами уже не потребуется.
Приказом министра культуры Татарстана дом получил статус объекта культурного наследия «Дом Ясинской, 1871 г., в котором 1936 - 1937 гг. жил священномученник Иоасаф (Удалов) Епископ Чистопольский».
Сад с помощью Министерства лесного хозяйства тоже начали высаживать, приживаются рябины и сирени, планируются яблони и груши. Вокруг дома уже новая Казань, и лишь некоторые корпуса технопарка (бывшая мануфактура) да церковь за детским театром напоминают о бывшей Суконной слободе. И участок у сада не такой обширный, как раньше. Однако Третья гора по‑прежнему с тыла охраняет дом, и в овраге ещё поют соловьи, и помощников у дома Иоасафа хватает.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев