Дневник казанского гимназиста Сергея Хованского
Журнал "Казань", № 5-6, 2013 Дневник казанского гимназиста Сергея Хованского Кирилл Пономарёв - известный в Казани коллекционер старины. Его антикварная лавка на улице Профсоюзной - это маленькая научно‑реставрационная лаборатория, где восстанавливают предметы минувших столетий, устраняют белые пятна в их «биографии». Вещи, которые сюда попадают, согреты человеческой жизнью, за каждой из...
Журнал "Казань", № 5-6, 2013
Дневник казанского гимназиста Сергея Хованского
Кирилл Пономарёв - известный в Казани коллекционер старины. Его антикварная лавка на улице Профсоюзной - это маленькая научно‑реставрационная лаборатория, где восстанавливают предметы минувших столетий, устраняют белые пятна в их «биографии».
Вещи, которые сюда попадают, согреты человеческой жизнью, за каждой из них - история человека, семьи, города и страны.
Мне нравится читать мемуары, они наиболее достоверно передают прошлое. Человек день за днём записывает свои ощущения, наблюдения, негромкие семейные события, разговоры домочадцев, городские новости, «потому что, когда не записываешь, то скоро позабываешь всё то, что происходило весёлое или грустное». Дневники не предназначены для публикации, поэтому записи хаотичны, непосредственны. Писатель же, напротив, прихорашивает свой текст, шлифует форму, рождая художественное произведение «на века»!
Простой человек ведёт записи «для себя» («я это делаю с той целью, что будет самому приятно это прочитать после»), и в этом их ценность неогранённого кристалла.
Как-то у меня на столе оказались «Дневники и воспоминания Сергея Александровича Хованского за 1892-1897 годы» любезно предоставленные его родственницей Ольгой Бердниковой. Автора не назовёшь «простым человеком», он - князь! Знаменитая опера «Хованщина» как раз о судьбе представителей этого знатного рода.
В «Бархатной книге» (Общий гербовник Всероссийской империи.- Прим. ред.), где прослеживались генеалогические ветви всех известных российских фамилий, на первом месте по древности и знатности стоит род Багратионов, на втором - Хованских, на третьем - Голицыных…
Первое упоминание о предках Сергея Александровича относится к 862 году: «Родъ Князей Хованскихъ происходитъ отъ Гедемина, Великого Князя Литовскаго…. Сей Гедеминъ происшелъ отъ Великаго Князя Владимира Святославовича, который крести Русскую землю…»
И вот я листаю дневники родовитого отпрыска гимназиста Сергея Хованского. Обыкновенный юноша, который не кичится своим происхождением, а просто ходит, правда, с большой неохотой, в гимназию, шалит («сейчас пошла такая томаша»!), таскает груши из сада, удит рыбу, ссорится с бабушкой, взрослеет…
Порой в его дневнике слышатся не то толстовские, не то набоковские нотки: «… там стояла коляска и тройка пегих лошадей. Их заложили и мы расселись. День был великолепный, солнце светило ярко. По дороге встречалась зелёная рожь, которая как зелёное море колыхалась. Навстречу нам попадались мужики, которые кланялись нам…»
Иногда мне казалось, что я смотрю кинематограф: передо мной оживали люди, которых давно уже нет на свете. Из небытия проступали лица, глаза… Я слышал их голоса, интонации, улыбался милым шуточкам:
«За первым анекдотом последовал второй, третий, пока я не рассказал им, как Николай Павлович встретил пьяного солдата и сказал тому строго: «На кого ты похож?» - «На маменьку!»- был ответ».
Вновь звучали вышедшие из употребления выражения: «Ну, полно тебе отбояриваться!», «Боба за чаем невежничал…» и т. д.
Это была удивительная прогулка в прошлое: за окном шуршали шины машин, а на страницах воспоминаний цокали копыта по булыжной мостовой Казани, и юный князь торопился по своим «важным» делам!
Молодыми глазами автора я смотрел на Казань конца девятнадцатого века, гуляя по её улицам и садам, а с наступлением лета отправился вслед за гимназистом на пароходе вниз по Волге - в дачные места, окутанные дымком самовара.
Сергей Александрович Хованский родился 21 января 1883 года в Чебоксарах. Его отец Александр Александрович женился на француженке из Швейцарии Юлии Павловне Шампрено (Livie-Julie Champrenaud). В 1887 году отец умер в тридцатилетнем возрасте, оставив жену с шестью детьми (Николай, Сергей, Владимир, Александр, Борис и Екатерина) без всяких средств к существованию. Семья перебралась в Казань, где все дети окончили Казанский Императорский университет, а Юлия Павловна получила должность в Сиротском доме. В первом браке был женат на Александре Семёновне Клюжевой (начальнице Самарской 3-й гимназии). Вторым браком женат на Ольге Сергеевне Зыбиной (историк-археолог). После революции 1917 года занимался сбором и сохранением архивных документов, читал лекции на Самарских высших археологических курсах. Пять раз его арестовывали по доносам, но каждый раз снимали обвинения. В 1927 году сослали в Казань. Был зачислен в Казанскую секцию научных работников по представлению профессора А. Е. Арбузова. Работал в Казани в Школе слепых, библиотеке пединститута и других заведениях, но отовсюду был уволен из-за социального происхождения. В 1940 году был принят на работу в Центральный краеведческий музей ТАССР.
Умер 18 апреля 1941 года. Похоронен на Арском кладбище.
«Я и сейчас вижу этот незабвенный день, лучший в моей жизни!»*
Сначала мы жили в Чебоксарах, но когда папа умер, то переехали на хутор к Любавским. Там мы остановились в простой деревенской избе, где водилось много мышей и крыс. Хорошо не помню, сколько мы там жили, но, наконец, переехали в Казань. Мы жили сначала на Гостинодворской улице, затем на Нижней Фёдоровской на квартире Котовой, потом на Васильевской квартире и, наконец, на Чёрном озере. В первый класс гимназии я поступил в 1892 году…
8 мая
Сегодня последний день учения. В мае нам должны дать табеля, и тогда решится моя участь, перешёл ли я в 4-й класс или нет. Мы сегодня помирились с Володей Сверчковым, он купил 1/2 фунта тянучек и угостил ими меня.
9-10 мая
В эти дни я очень боялся насчёт французского языка, я всё размышлял, сколько мне поставит Адольф Иванович: 2 или 3. Я боялся за первое. В лето 1892 года мы познакомились с Тургеневыми (родственники писателя А. Н. Толстого.- Прим. ред.) и гостили у них.
12 мая
Сегодня мама, Коля и я поехали на самолётскую пристань (Волжское пароходное общество «Самолёт», занимающееся пассажироперевозками.- Прим. ред.). Мы сели на новый пароход «Гончаров» во 2-й класс с двумя студентами Ветеринарного института, которые угощали Колю папиросами и пивом. В Симбирск мы доехали благополучно.
…Была чудная светлая ночь, наконец, заложили лошадей и подали их. Мы кое-как уместили своё имущество. Дорога в Архангельское (Самарская губерния.- Прим. ред.) была отвратительная, потому что перед этим был дождь. Кроме того, была такая грязь, что просто беда. Сидишь это, вдруг прямо в лицо грязь, да притом жидкая. Только успеешь вытереть лицо, вдруг ещё большой кусок грязи попадает прямо в рот - просто пакость. Колю постигла такая же участь. Он ехал в белой новой фуражке, которую ему всю забрызгала грязь. Да, положим, будет описывать эту отвратительную дорогу!
…Наконец, мы подъехали к парадному крыльцу и нас, по обыкновению, встречает вся прислуга. На дворе темно, а дом освещён. И кажется он мне таким уютным и милым, что если бы было можно, то расцеловал бы его с большим аппетитом. Мы в этот вечер засыпали под пение соловьёв…
13 мая
Когда я пришёл из сада, мы пошли в Тургеневскую половину, там шили флаги, так как завтра будет коронация.
14 мая
Сегодня была иллюминация; она состояла в том, что в палисаднике был сделан щит с портретом государя и государыни, и во всём доме горели по свечи. Было бы очень весело, если бы только не болела тётя Катя, у неё оказался дифтерит.
…В то время, когда мы снимались, Коля меня смешил и злил тем, что давал мне подлёщики и щелчки. Мы снимались на балконе в двух позах, сначала в дверях, а потом на лестнице.
23 июня
Тётя Вера подарила мне портмоне с медной гривной.
Меню обеда: щи из молодой капусты, полбенная каша, отбивные котлеты, редиска и земляника.
24 июня
Сегодня с Володей случилась очень неприятная история: ему залетела в ухо муха. Это было так: он поймал муху и поднёс к уху и начал слушать, как она жужжит. Потом он её отпустил, и она ему влетела. Я ему вливал в ухо деревянное масло. Сегодня совершилось важное событие - открылся ватерклозет!
27 июня
Я встал в 6 часов, за чаем наместо хлеба были калачи. Утро было тёплое, светлое, тихое.
19 июля
Я сегодня сделал великое дело, а именно, развёл гуммиарабик, который подарила мне тётя Катя.
…Выбрали удобное место для ночёвы и отправились удить. Дядя Боря начал устраивать палатку для девочек и для меня. Уже стемнело, мы стали таскать хворост для костра. Очень усердно его таскали девочки. Я, грешным делом, принёс прутика два и лёг на землю наслаждаться природой. Костры пылали, озеро блестело, отражая в себе месяц. На другом берегу виднелся огонёк, вероятно, там кто-нибудь удил. Устроили самовар и напились чаю. Хотя на скатерти ползали разные букашки и попадали на хлеб с маслом, но ужин мне показался великолепным. Я и сейчас с такой живостью вижу этот незабвенный день, можно сказать, самый лучший в моей жизни! Вдруг кто-то затянул песню, и все подхватили, очень звучно разнеслась она по воздуху и по озеру. На душе было от этого так приятно, что и описать нельзя.
…Василий Иванович стал к рулю, и мы отчалили вниз по Волге. Кто-то затянул «Вниз по матушке по Волге», другие подхватили. Весь воздух наполнился песней, так выходило великолепно. Рукав Волги блестел, отражая в себе луну, и переливался тысячами цветов, ничего не могло быть красивее этой картины полной какой-то таинственности и гармонизма…
20 июля
Тётя Вера мне подарила шапку, которую носят на Кавказе. Я побежал в сад, попастись на вишне.
21 июля
Встал в 10 утра, не напился из-за бабушки чаю, разозлился на неё за глупые придирки, что нехорошо играть на концертино, когда ещё не поздоровался с тётей и дядей. Тётя Вера подарила мне дорожный подсвечник, штучку для чая, фокусы, лото, муху и паука (игра).
23 июля
Меню обеда: щи, котлеты, вареники. Я обкушался!
24 июля
Тётя Катя писала на ремингтоне. Я тоже выучился.
…Мы очень обрадовались приезду мамы, поздоровавшись с ней, принялись душить дядю Колю, который возвратился из Петербурга и оттуда привёз нам: Коле бамбуковое удилище, мне великолепный нож, Кате радикуль.
…Яблоки уже поспели, и мы ими пользовались. Вскоре стали их снимать, вот было раздолье… Просто беда! Возьмёшь несколько штук и сядешь в беседку и наслаждаешься и телесно, и духовно (это я где-то вычитал).
…К вечеру мы поехали на пристань «Кавказ и Меркурий», сели на новый пароход «Княжна Ольга Николаевна» и поплыли в Самару. Я видел Жигулёвские горы.
Часов в 5 или 6 мы поехали на вокзал Самарской Златоусской ж.д. и взяли билеты 3-го класса. Багаж раньше отослали с ломовым. Это была моя первая поездка по железной дороге. На 10-минутной станции мы пили чай, и тётя Вера мне купила книжку «Гуттаперчивый мальчик» сочинения Григоровича, я всю дорогу её читал. Наконец, мы доехали до той станции, на которой нам нужно слезть. Мы едва успели слезть, потому что на это нам дали всего 3 минуты. Мы слезли и вошли в буфет и там узнали, что нас ждут двое кучеров от Ольги Григорьевны, которые были татары. Я в первый раз увидел степные замечательные тележки, ужасно удобные, и на которых совсем не трясёт.
30 августа
Сегодня напротив Казанского кремля было открытие памятника Александру II. Вся гимназия пришла на открытие. Я всё боялся, чтобы меня не задавили. Наконец, мы решили с Володей и Юрой Сверчковым вырваться из толпы. Позвали Володю и отправились вчетвером к мороженщику, покушали мороженного и пошли по домам.
13 сентября
Был в гимназии, отпросился у Александра Андреевича с двух последних уроков, так как вчера пришла телеграмма от тёти Веры, что она сегодня будет в Казани…
Теперь я запишу некоторые средства, которые узнал от тёти Веры:
1. Средство от лихорадки - взять скрутить самому нитку. Выйти на улицу и смерить от хвоста до морды собаку, потом обвязать ей больного. Или - взять два листа сирени, настоять их на водке и выпить.
2. Средство от дизентерии - взять арбуз, настоять на водке и принимать по две столовых ложки в день.
25 декабря
Рождество Христово!
26 декабря
Я был в театре на драме «Гроза». Саша был на ёлке в школе.
30 декабря
Утром был в театре на комедии «Дон Кихот».
6 января
Сегодня конец каникул, уже нельзя спать до 11 часов, а нужно вставать в половине 8-го. Очень горевал, что завтра уезжает Катя в институт.
7 января
Просто беда, как трудно вставать. Напился чаю и отправился в гимназию. Сегодня был буран, и поэтому мы поехали на ломовом за 5 копеек. Наконец, мы приехали в противную гимназию. Вхожу в класс, здороваюсь и сажусь за парту. Позёвываю. Раздаётся звонок, обозначающий, что нужно идти на молитву.
…Входит Швабра. Стоит и презрительно водит глазами. Читает молитву Агальцев и её не знает. Швабра злится, садится и чешет свою мочальную голову. Почесав, принимается ковырять в носу, в голове и даже за ухом. Наконец, он бросает эти милые занятия и принимается записывать не бывших учеников. Записав, он разваливается и громогласно, так что иногда хрипит, принимается объяснять урок.
11 января
Сегодня встал около 8-ми часов. Напился чаю и пошёл в гимназию. На каланче был вывешен флаг, и когда я пришёл в гимназию, то узнал, что было 24,5 гр. мороза. Какая жалость, ну если бы на 1/2 градуса было холоднее, тогда бы не учились! (До 1917 года в морозные дни на пожарной каланче вывешивали флаги или шары. По количеству флагов и цвету шара горожане могли узнать, какова температура воздуха за окном.- Прим. ред.)
20 января
Сегодня Вестомов принёс громадного умирающего чёрта и всё время его надувал, и он у него пищал, а под конец его отнял Владимир Михайлович. За алгеброй Петров принёс голову скелета и ей надоедал Дмитрию Леонтьевичу.
21 января
Сегодня мне минуло 14 лет. Ходил в гимназию, там ничего особенного не случилось. За обедом пили вино.
28 января
Ох, какая лень писать, так мне надоел дневник, просто беда! Ходил в гимназию. Начали всеобщую перепись.
30 января
Сегодня вместо французского языка была гимнастика, мы на неё не пошли, а забрались в сортир и там делали слона и пели «Вниз по матушке по Волге».
1 февраля
Был в гимназии. Вчера и сегодня мела ужасная метель. Мы поехали на ломовом за 6 копеек. По дороге домой я зашёл к Осипову, он мне дал читать сочинение Пушкина в 7 томах. За обедом был форшмак. Боба сегодня утром не хотел одевать башлык, но его уговорили.
6 февраля
Сегодня мы не были в гимназии, потому что было два флага. Мороз сильный, 32 градуса.
9 февраля
Был в церкви. Швабра читал нам проповедь и называл нас «возлюбленными юношами». Когда я пришёл из церкви, то поел сырника и отправился в театр. Мне эта трагедия понравилась. Шувалов хорошо играл царя Эдипа (Иван Михайлович Шувалов, провинциальный трагический актёр.- Прим. ред.). После трагедии был концерт, играли три вещи: из оперы «Жизнь за царя», Сомнение и вальс-фантазию.
10 февраля
Сегодня была сильная оттепель. Я был в гимназии. Швабра ослил. Дома я принялся играть на цитре. Боба начал плясать, а Володя за ним. Пошла такая пляска, просто беда, мама умирала с хохоту. Володя выделывал замечательные па, достойные уважения.
13 февраля
Сегодня Колино день рождение. Ему минуло 18 лет. По этому случаю на столе было пиво и два пирога: один сладкий, другой с сыром. Володя за обедом барабанил, рычал и вонял, чтобы расстроить маму, но это ему не удалось.
19 февраля
Мама испекла блины, и я усидел 14 штук. Коля пошёл в Дворянское собрание, потом в Ксенинскую гимназию. Боба капризничал, у мамы болели зубы.
21 февраля
Коля угостил маму новым Александровским пивом. Мы ходили к Чеснокову и купили табак, гильзы (бумажные гильзы набивали табаком вручную или специальной машинкой.- Прим. ред.) и шемаю (по-персидски «царская рыба».- Прим. ред.). Я с аппетитом уплетаю шемаю. Коля ходил куда-то на бал.
24 февраля
Вот и наступил Великий пост. Давно ли было Рождество, а масленица так пролетела, что и оглянуться не успели. Боба за чаем невежничал.
26 февраля
Лень писать. Руки болят. Глаза слипаются. Насморк. Соберусь силой. Была маленькая оттепель. Перед нашим домом появился ручеёк. Вечером Володя старался расстроить маму. Мама ушла от него наверх, но Володя пошёл на лестницу и стал громогласно кашлять, а всё оттого, что мама взяла у него 2-й том сочинения Бабарыкина.
8 марта
Вчера читал «Арлекина», сочинение графа Бенгальского.
11 марта
Был в гимназии, узнал о бегстве Лаврентьева и Карнаухова.
10 апреля
Мы с мамой ходили в Покровскую церковь. Народу пропасть. Сегодня делали куличи и пасху.
12 апреля
Красили яйца. Потом всей семьёй пошли к заутрене в больничную церковь. Было очень душно. Когда пришли домой, то разговелись и съели целый кулич.
15 апреля
Сегодня открылось гулянье на Чёрном озере.
9 мая
Колины именины. Тётя Вера подарила Коле, Володе и мне бумажные непромокаемые стаканы. Она приехала в Казань лечить и поставить у Цейнера искусственные зубы.
12 мая
Цейнер выдернул у тёти Веры 5 зубов. Он понравился тёте Вере. Я был на французском и получил 4.
13 мая
Сегодня месье Цейнер выдернул у тёти Веры остальные зубы.
14 мая
Коронование.
19 мая
Вставили тёте Вере искусственные зубы.
22 мая
Жара ужасная. Вознесение Господне. Я сегодня встал в половине 10-го и напился кофе о ле (cafe` au lait - кофе с молоком.- Прим. ред.), опоил им братьев. Сегодня у нас был пудинг, которым я, грешным делом, объелся, так что разболелся живот.
26 мая
Мама в первый раз пошла к Цейнеру, и он ей выдернул 5 зубов.
31 мая
Мы ходили в Троицкий лес.
3 июня
Был с мамой на вокзале Казанской железной дороги. Встречали Клаву с мужем и сынком.
7 июня
Ходил с Володей удить на Казанку. Клевало плохо, потому что стало уже поздно. Я развалился на траве и стал любоваться небом. Оно было усыпано миллионами звёзд, которые падали и падали гроздьями. Зрелище было поистине величественное. Я наслаждался. С полчаса наблюдал эту прекрасную картину, ясно изображающую величие Бога, но это время показалось мне минутным.
8 июня
Ходили гулять в Аметьевский лес. Набрали маме земляники.
24 июня
Дождь. Скука. Болит голова.
6 июля
Мама с Володей проводили меня на пристань купеческого пароходства. Пароход попался довольно хороший, один из лучших - «Братья Польские». Мама взяла билет 3-го класса, потому что с этим билетом можно ехать и во 2-м классе. Пассажиров было только двое, и один из них всё падал с дивана. Наконец, ему это надоело, он стащил подушку и одеяло и лёг на полу. Но он недолго лежал на полу - видно стало жёстко. Встал и лёг на диван. Я только заснул, как опять слышу «бух». И так продолжалось всю ночь.
13 августа
Увы! Увы! Я провалился, проклятый Никишка! Свинья он эдакая! Испортил мне всё лето, да оставил на второй год. Со злости я ему чуть не закатил книгой в физию!
31 августа
Увы, наступил последний день лета. Завтра уже будет осень.
23 сентября
Выпал первый снег. Играли в последний раз на Чёрном озере. Сегодня у нас была Оля Любавская, пила чай. К чаю я купил у Подпанкова помадку, которая воняла рыбой, такая пакость, просто беда.
…Теперь я изучаю разные арифметические правила, вроде учёт векселей товарищества, тройное правило и т. д. Ох, спать хочется! Спокойной ночи, Серёжа, спокойной ночи, дневник!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев