МАШИНА ВРЕМЕНИ
Дни и ночи дома Ивана Михляева
Журнал "Казань", № 1, 2016 Бывают судьбы у домов, как и у людей, не особенно удачливые. Родословная тёмная, документы на имя‑отчество утрачены, организм подводит, будущее туманно. И только импульс извне способен оживить и вдохнуть надежду. Таким, старым и всеми брошенным, дошёл до нашего времени дом Михляева, что укрылся в глубине...
Журнал "Казань", № 1, 2016
Бывают судьбы у домов, как и у людей, не особенно удачливые. Родословная тёмная, документы на имя‑отчество утрачены, организм подводит, будущее туманно. И только импульс извне способен оживить и вдохнуть надежду. Таким, старым и всеми брошенным, дошёл до нашего времени дом Михляева, что укрылся в глубине двора за собором Петра и Павла на улице Мусы Джалиля (ранее Петропавловской). Историки до сих пор не сходятся ни в том, сколько же ему лет от роду,- то ли 400, то ли все 500,- ни в том, останавливался ли в самом деле здесь император Пётр I во время визита в Казань в 1722 году. А это значит, нужны полноценные геологические и археологические исследования дома и всего квартала вместе с собором. И начало положено.
В начале 2016 года начались противоаварийные работы на этом памятнике. За девяносто дней подрядная организация «Реставратор» должна выполнить трудоёмкие спасательные операции по остановке разрушения стен. В январе от мусора очищены сводчатые подвальные этажи, таящие немало загадок…
СПРАВКА
В короткой справке мы назовём вехи жизни дома. А большую историческую справку в одном из будущих номеров представит исследователь казанской старины Сергей Саначин.
ДОМ МИХЛЯЕВА (Дом Дряблова) известен казанцам как единственный в Казани памятник русской гражданской архитектуры конца XVII века в стиле «нарышкинского» барокко. Построен для купца Ивана Афанасьевича Михляева. Предположительно, здесь в 1722 году останавливался Пётр I. Далее в разные годы в доме располагались: 1770 - 1816 годы - богадельня, 1816 - 33 годы - харчевня, 1833 - 40 годы - гостиница, с 1840 года - трактир и чайная. Ещё в очерке казанского краеведа и художника Петра Дульского 1914 года здание описывается как требующее срочного ремонта. В XX веке дом Михляева оказался окружённым по периметру корпусами швейной фабрики «Адонис», перестав быть доступным чьему бы то ни было глазу туриста. Долгое время дом пустовал, затем им занимался Институт истории Академии наук Татарстана.
Дом сохранил первоначальный облик жилого здания, построенного в стиле московского барокко. Это тип посадского жилого дома со сводчатым хозяйственным подклетом и жилыми помещениями на втором этаже. Здание двухэтажное, с чётким разделением этажей полосой поясков, состоящих из поребриков, валиков и городков. Окна во втором этаже отделаны наличниками, которые завершаются «петушиными гребешками».
В 2015 году по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова здание передано государственному бюджетному учреждению «Центр культурного наследия Татарстана», а «Татфондбанк» профинансировал срочные противоаварийные работы, которые предваряло обследование грунтов и конструктива.
Ирина Аксёнова, архитектор‑реставратор, которая в 2008 году работала над эскизом реставрации Дома Михляева, с опасением отмечала, что год от года состояние здания ухудшается. В 2015 году стена со стороны собора начала рушиться.
Директор фирмы «Центр технического сопровождения в строительстве «ЭкспертПроектСтрой» архитектор‑конструктор Игорь Матвеев по результатам обследования 2015 года сделал заключение о необходимости срочно расчистить мусор в подвальных помещениях и попытаться с помощью археологов найти подвал со стороны Петропавловского собора. Далее предполагается установка подпорок и домкратных стоек с кружалами (деревянными приспособлениями для поддержания арок и сводов), установка деревянно‑металлических подпорок в правом подвале, раскрепление полусгнивших деревянных перекрытий подвала, расчистка засыпки, установка подпорок и кружал под своды и деревянные балки перекрытий.
По словам Матвеева, надо скорее освободить кровлю от тяжести, чтобы она не давила на стены. Обследование показало опасную тенденцию: имеются диагональные трещины, говорящие о сползании вдоль Кремлёвского холма. Это общая для всех крупных зданий на самом высоком холме Казани проблема - сказываются и карстовые пустоты, и влияние зоны метро. Поэтому после установки подпорных стоек и кружал будут расчищены пазухи сводов и деревянных перекрытий от строительного мусора и слежавшегося грунта засыпки. Следующий важный этап - устройство буровых свай, которые будут установлены на расстоянии не менее одного метра от стены здания, затем подготовят опорную площадку из бетона, и на плиту установят стальные клиновые леса.
После инъекционного усиления фундаментов и стен, демонтажа старой кровли будет установлена новая временная кровля, с перетяжкой с лесами и внутренними несущими стенами.
Так у здания появится каркас, на который оно сможет опереться в ожидании следующего этапа. А следующим шагом должно стать реставрационное проектирование с приспособлением. Каким оно будет? Это зависит от нескольких решений: по переезду фабрики «Адонис», посадке правильной функции на освободившиеся площади и в сам дом…
По мнению руководителя Центра культурного наследия Татарстана Ильзиры Кузьминой, дом Михляева должен выполнять просветительскую функцию, быть хранилищем древностей, да и сам древний дом может быть экспонатом. Но сначала научное сопровождение археологов должно установить наличие или отсутствие древних стен в основе дома. Тогда это могла бы быть сенсация!
Ведь в писцовых книгах упоминаются и княжеские палаты XVI века на этом месте, и сооружения ханского периода. На фото можно видеть шурф в подвальном этаже, где заметна кирпичная кладка, спускающаяся вниз, глубже на уровень…
Читайте о развитии событий в следующих номерах журнала «Казань».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев