Довоенная обложка
Гостем этого номера журнала «Казань» стали наши коллеги — журналы «Чаян» и «Сююмбикэ», обладающие обширным историческим архивом — уникальным свидетельством эпохи.
Гостем этого номера журнала «Казань» стали наши коллеги — журналы «Чаян» и «Сююмбикэ»,
обладающие обширным историческим архивом — уникальным свидетельством эпохи.
«Сююмбикэ» — журнал с более чем вековой историей. Его первый номер увидел свет в 1913 году. А началось всё с любви — любви видного просветителя начала XX века, преподавателя Иж-Бубинского медресе Якуба Халили и дочери купца Загидуллы Шафигуллина, на чьи деньги открывались школы и медресе.
Надо сказать, что купец Загидулла Шафигуллин отличался прогрессивным мировоззрением, которое не всегда совпадало с мнением духовенства. Якуб и Асма были схожи в искреннем стремлении к национальному прогрессу и просвещению. Асма туташ мечтала видеть татарскую женщину образованной, культурной, мечтала повысить её самосознание. Главным условием замужества Асмы туташ стало издание на деньги её приданого женского журнала для татарских женщин.
Их свадьба состоялась в мае 1913 года, но, к сожалению, журнал на тот период просуществовал недолго. В 1918 году его закрыли, обвинив Якуба Халили в буржуазной пропаганде на страницах журнала. Позже он был репрессирован с формулировкой: «22 декабря 1937 года был арестован по обвинению в антисоветских высказываниях, участии в создании Забулачной республики, пропаганде буржуазной идеологии в журнале «Сююмбикэ», связях с Г. Исхаки, Х. Атласи, М. Бигиевым, С. Максудовым, Г. Батталом; приговорён к расстрелу. Реабилитирован посмертно».
В 1926 году, когда страна переживала хаос после революции и Гражданской войны, Татарстанским областным комитетом ВКП(б) было принято решение о необходимости отдельного издания для женщин-татарок, проживающих на территории СССР. Так журнал начал издаваться вновь — но уже под названием «Азат хатын» («Освобождённая женщина»). Надо сказать, что журнал стал активным участником коммунистического воспитания. Он издавался полумиллионными тиражами и распространялся по всей территории Советского Союза. В 1991 году издание вернулось к своему первоначальному бренду.
Сегодня гордостью редакции является его уникальный архив, который состоит из подшивок журналов. Листаешь пожелтевшие страницы, а перед глазами проходят эпохальные события в жизни страны. Каждая обложка — отражение истории: революция, НЭП, индустриализация, послевоенное восстановление, освоение космоса. В то же время это — настоящая галерея женских образов.
Вот и перед вами, дорогой читатель, обложки новогодних журналов.
Мирный декабрь сорокового
Декабрьский номер 1940-го. Канун Нового года... Разглядывая её, уношусь мыслями в далёкий ноябрь 1940 года. Да, да, именно ноябрь. Во все времена новогодний номер готовится в промозглом ноябре. Несмотря на это, редакция уже живёт в атмосфере праздника, ведь её надо постараться донести и до читателя. Я уверена, что и тогда, много лет назад, коллеги готовили этот номер в особой атмосфере... А читатели в новогоднюю ночь желали друг другу обыкновенного человеческого счастья; как обычно, здоровья, любви; конечно же, исполнения желаний (Новый год без этого пожелания просто не Новый год. Ведь все мы, даже взрослые, верим, что может произойти чудо...) и мирного неба... А через каких-то шесть месяцев начнётся Великая Отечественная война, вероломно разрушив планы миллионов. Коснулось лихолетье и нашего журнала. В 1941 году журнал перестаёт издаваться, и возрождается вновь в 1958 году.
1958... 1964... Каждая обложка — это история, которая живёт не один год, а десятки лет. Каждая обложка несёт в себе дыхание своего времени...
Мне хочется пожелать вам отличного Нового года — вдохновляющего, запоминающегося; пусть сбудутся самые сокровенные мечты! И только приятных предновогодних хлопот, ведь именно из них складывается праздник!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев