Двигатель для МиГов
Татьяна МАКСИМОВА Как в Казани в подготовке к его выпуску участвовали немецкие специалисты 13 июня 1945 года на моторостроительном заводе № 16 в Казани был получен приказ о выпуске чертежей немецкого двигателя BMW‑003. Главный конструктор завода Сергей Дмитриевич Колосов приступил к выполнению приказа наркомата авиапромышленности немедленно.
Похожий на BMW‑003 двигатель во всём СССР был лишь один. Воздушный реактивный двигатель успел сделать до войны инженер Архип Люлька. Но испытывать его не пришлось: Люлька остался в блокированном Ленинграде. И если бы о нём не вспомнил авиаконструктор Болховитинов, то великий конструктор и изобретатель Люлька мог погибнуть. Инженера вывезли из Ленинграда вместе с сотрудниками его КБ и доставили к Болховитинову в Билимбай. Но двигатель остался закопанным в Ленинграде.
Завод № 16 выпускал в годы войны моторы ВК‑105 для Пе‑2. Их производство было поставлено на поток. Конечно же, был отдел Валентина Петровича Глушко в ОКБ завода, разработавший жидкостный реактивный двигатель‑ускоритель для Пе‑2. Однако выпускался этот двигатель опытно. А заводу предстояло в очень короткие сроки начать выпускать серийно воздушно‑реактивный двигатель.
Летом 1945 года отдел Глушко стал редеть. В августе уехал в Москву Королёв, да и сам Глушко вскоре тоже покинул Казань в неизвестном направлении. Кто тогда знал, что отправились они в Германию на ракетные заводы…
А на заводе в ОКБ вдруг стали появляться немецкие специалисты. Во всяком случае, такие сведения есть в книге Ю. Воронкова, В. Зрелова, Ю, Михельса, С. Кувшинова «Германские авиационные специалисты в СССР», изданной в 1996 году при содействии Самарского государственного аэрокосмического университета.
Пауль Эрнст Ценке прибыл в СССР в июле 1945 года. Фридрих Пауль Эбершульц, Фриц Фриц Фрезе, Бодо Карл Иордан и Альфред Йозеф Шихт были привезены в СССР в августе. Карл Герман Кастенс прибыл в сентябре. Последним в октябре появился руководитель проекта Христиан Рудольф Манфред. Раньше всех из этой бригады немецких двигателистов на территории СССР оказался инженер‑переводчик Михаил Викторович Майер, уроженец Петербурга - его прибытие обозначено февралём 1944 года.
Вся бригада немецких инженеров жила неподалёку от завода в Соцгороде в трёх квартирах дома № 9 по улице Социалистической.
В квартире № 9 жили инженер‑расчётчик Фриц Фриц Фрезе, инженер‑конструктор Карл Герман Кастенс и инженер‑расчётчик Альфред Йозеф Шихт. Квартиру № 11 занимали Манфред Рудольф Христиан и инженер‑конструктор Пауль Эрнст Ценке. В квартире № 12 жили инженер‑испытатель Фридрих Пауль Эбершульц, инженер‑экспериментатор Бодо Карл Иордан и Михаил Викторович Майер.
Положение их было мало похоже на положение военнопленных. Однако семьи «казанских» немцев оставались в Германии.
Семья Манфреда Христиана оставалась в Берлине, в американском секторе оккупации. У Фридриха Эбершульца семья была в городе Брауншвейг в английской зоне, у Альфреда Шихта - в Бюдигене, в земле Гессен, в американской зоне оккупации. Семья Бодо Иордана находилась в городе Келлингхузе в английской зоне, Карла Кастенса - в городе Бад Рейнской области тоже в английской зоне. У Майера, русского немца, семья была в Мангейме в американской зоне. В советской зоне оккупации семьи были лишь у двоих: Пауля Ценке в городе Вельгаст и Фрица Фрезе в городе Гейлингенштадт.
Бригада немецких инженеров из восьми человек оформилась на 16‑м заводе осенью 1945 года. Инженер Манфред Рудольф Христиан был назначен руководителем проекта и заместителем главного конструктора Сергея Колосова. Собирали этих специалистов, скорее всего, по лагерям военнопленных на территории Германии.
Уже к началу 1946 года Казанский моторостроительный завод № 16 стал выпускать реактивные двигатели РД‑20. Так у нас стали называться бывшие немецкие двигатели BMW‑003. Их начали устанавливать на один из первых серийных советских реактивных самолётов МиГ‑9. Первый полёт этот самолет совершил 24 апреля 1946 года, а 1 мая 1947 года эскадрильи реактивных МиГ‑9 и Як‑15 участвовали в воздушной части парада на Красной площади.
Васина Татьяна Григорьевна - историк, краевед, публицист.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев