Эпоха Витера
Леонид МАКСИМОВ Если появление Соцгорода в Казани связано с рождением двух заводов, авиационного и моторостроительного, то расцвет моторостроительного завода в огромной степени обязан выдающемуся его директору Петру Акимовичу Витеру.
Задачи перед заводом и Витером были поставлены огромные: полностью освоить и начать производство качественно новых реактивных двигателей семейства НК‑8 для главных пассажирских лайнеров страны ИЛ‑62, ТУ‑154, ИЛ‑86, на которые в семидесятые‑восьмидесятые годы приходилось шестьдесят процентов всех воздушных перевозок.
П. Витер докладывает по производству двигателей НК‑8 - 4 министру авиапромышленности
П. Дементьеву, Председателю Совета министров СССР А. Косыгину и главному конструктору Н. Кузнецову.
Для этого требовалось много технических новшеств: наладить изготовление лопаток турбин методом направленной кристаллизации, производство деталей из титана, многофорсуночных камер сгорания…
К организации этого важнейшего для страны дела приступил неординарный и высокоэрудированный человек с глубокими инженерными знаниями. Именно таким оказался Пётр Акимович Витер.
А жизнь нагружает ещё больше тех, кто лучше тянет. Перед страной неожиданно встала неотложная задача: Запад в лице президента США Рональда Рейгана отказал нам в поставке силовых двигателей для газоперекачивающих станций трубопровода Сибирь - Европа. И генеральный конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов вместе с Витером блестяще и остроумно решили эту задачу: двигатели НК‑8 после отработки в воздухе ресурса с минимальными изменениями стали «пахать» на земле, не нуждаясь в солярке, а используя тот же газ, который качался в Европу!! Революция! Сегодня же это стало нормой для всей страны и всех авиационных двигателей.
Перейдя в основном на работу для гражданской авиации, Витер не забыл и военную тему: совместно с Куйбышевским моторостроительным заводом был освоен выпуск двигателя «ФМ» для знаменитого сверхзвукового ракетоносца ТУ‑160, который остаётся на страже Родины до наших дней.
Расширялось и наращивалось производство. Построили десяток производственных корпусов общей площадью семьдесят шесть тысяч квадратных метров.
Для выпуска товаров народного потребления построили завод в Буинске и начали строительство завода в Зеленодольске для выпуска двигателей для газоперекачки типа НК‑16‑СТ.
Но люди живут не одним производством. При Витере было развёрнуто мощное жилищное строительство. За пятнадцать лет поднялись этажи домов общей площадью двести двенадцать тысяч квадратных метров. Появились четырёхэтажная больница, огромная фабрика‑кухня. Соорудили спортивную базу в посёлке Залесном (место сборов хоккейной команды «Ак Барс»), где воссоздали прекрасное озеро площадью три гектара. А в Крыму построили пансионат у залива Донузлав и на долевых началах - в Алуште, расширили базу отдыха в посёлке Атлашкино.
В чистом поле возник совхоз «Озёрный» с жилым посёлком, школой, мечетью. Там на откорме с маточным поголовьем содержались две тысячи голов свиней и шестьсот голов крупного рогатого скота. Успехи совхоза были настолько велики, что совещания по сельскому хозяйству в правительстве Татарстана начинались с рассмотрения дел именно в «Озёрном».
Память о себе Пётр Акимович Витер оставил прекрасную. Каждый день рабочие спешат
к проходным мимо высаженных им каштанов и любуются ими.
На территории завода и около него, а также в парке Урицкого на смену традиционным американским клёнам пришли голубые ели, каштаны, берёзы, рябины. Сегодня ели вымахали до четвёртого этажа, а стволы каштанов уже в обхват, в майские дни их цветущие свечки восхищают.
Благодарные казанцы в светлую память Петра Акимовича Витера назвали его именем двухкилометровую улицу между моторостроительным и авиационным заводами и открыли нарядный памятник у ворот заводского стадиона «Мотор» на Ленинградской улице.
Правительство страны удостоило Витера званием Героя Социалистического Труда и наградило орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и медалями.
А всё время роботы Петра Акимовича в Казани с полной уверенностью можно назвать «эпохой Витера».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев