Фонд «Возрождение»: работа для современников — обращение к вечности
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, можно восстановить леса, поголовье редких животных и растений, если не перейдена известная грань безвозвратности. Иначе обстоят дела с памятниками культуры. Их утрата невосстановима, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается или искажается навсегда.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, можно восстановить леса, поголовье редких животных и растений, если не перейдена известная грань безвозвратности. Иначе обстоят дела с памятниками культуры. Их утрата невосстановима, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами.
Каждый памятник разрушается или искажается навсегда.
Д. С. Лихачёв
Республика Татарстан обладает культурным наследием, которое создавалось усилиями разных народов на протяжении многих столетий, оно воплощает в себе прекрасные достижения тюркского, славянского, финно‑угорского мира, духовную силу христианства, ислама и других традиционных религий.
Уникальные историко‑архитектурные и градостроительные ансамбли Татарстана привлекают внимание российской и мировой общественности. В их числе выдающиеся объекты культуры нашей страны — Казанский кремль, Болгарский историко‑археологический комплекс, свияжские памятники, исторические города Елабуга и Чистополь, многочисленные достопримечательности сельских поселений.
Расположенные на берегах Волги древний город Болгар и остров‑град Свияжск являются центрами мусульманской и православной культур, святынями народов Татарстана и Российской Федерации. Благодаря их целостности, сохранности характерных черт они обладают всемирной ценностью. Объекты этих комплексов не потеряли своей культурной, археологической, исторической и ландшафтной значимости. Особенность Болгара и Свияжска — в духе времени, ощущении возрождения веры.
Новая глава в истории сохранения наследия Татарстана связана с деятельностью Республиканского Фонда «Яңарыш» — «Возрождение».
С 2010 года в Республике Татарстан начал осуществляться проект «Культурное наследие: остров‑град Свияжск и древний Болгар», чтобы сохранить, возродить и передать будущим поколениям ценнейшие объекты истории, памятники культуры и духовности.
Идею возрождения Болгара и Свияжска поддержали президент России Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев. Возрождение наследия Татарстана стало общегосударственной задачей при паритетном финансировании из федерального и республиканского бюджетов.
Реализация уникального проекта стала возможной благодаря первому президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву, важнейший принцип деятельности которого — сохранение и приумножение традиционных ценностей, способствующих укреплению мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий. Минтимер Шарипович возглавил попечительский совет Фонда.
При Фонде был создан международный экспертный совет, в состав которого вошли учёные, специалисты в области охраны памятников, реставрации и архитектуры, историки, археологи из мировых научных центров. Одним из первых своё согласие войти в состав экспертного совета дал Мунир Бушенаки, на тот момент генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей. Председателем совета стал ректор Казанского федерального университета профессор Ильшат Гафуров.
Было очевидно: многообразные проблемы возрождения культурного наследия Древнего Болгара и острова‑града Свияжск невозможно решать изолированно, без решения вопросов социально‑экономического развития этих территорий. Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации должны действовать так слаженно, как музыканты в хорошем оркестре. Потребовалось применение проектных (программных) методов, а согласованная работа всех участников позволила решить многоаспектные социокультурные задачи комплексного проекта.
Спасти и сохранить
Сохранили и отреставрировали более пятидесяти исторических памятников. Эта задача была важнейшей.
В Болгаре на подлинных средневековых памятниках провели комплекс работ по научной консервации и музеефикации (мавзолеи, Восточная палата, Малый городок). Наиболее выразительные и одновременно уязвимые объекты поместили в защитные сооружения (баня № 2, гончарные горны, Ханский дворец). Сильно разрушенные археологические остатки выделили планиграфически (баня № 3, городской рынок, здания гражданской и жилой застройки).
В Свияжске восстановили православные храмы и монастырское подворье XVI – XIX веков (Успенский собор, Никольская, Надвратная и Троицкая церкви, Собор Божией Матери Всех Скорбящих Радость). Отреставрировали уникальную фресковую живопись. Воссоздали исторические архитектурные памятники гражданского и иного назначения (дома купца Каменева, Тимофеева‑Терентьева‑Бровкина, комплекс зданий казённых сооружений). Провели консервацию и музеефикацию руин разрушенных в 1930‑е годы Благовещенской и Никольской церквей. Были выполнены не имеющие аналогов в России междисциплинарные исследования и работы по консервации древесины.
В Болгаре и Свияжске развернулось всестороннее изучение культурного наследия. Впервые были применены неразрушающие геофизические и дистанционные аэрокосмические методы археологических исследований, их стали использовать для выявления ранее неизвестных памятников.
При восстановлении исторических памятников, как врачи, исходили из принципа: не навреди — большое внимание уделялось соответствию международным стандартам и требованиям Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
Белая мечеть, ботик Павла I и многое другое
В Болгаре построили Белую мечеть. Комплекс состоит из трёх зданий — мечети, медресе и представительского корпуса, облицованных белым мрамором. Цвет символизирует не только чистоту помыслов и деяний, но и силу, стойкость и живучесть веры северных мусульман. Коран‑хафизы в стенах мечети круглосуточно непрерывно читают Благородный Коран. Открытая молельная площадь — мусалла, полтора квадратных километра, обрамлена аркадой из восьмидесяти восьми колонн. Площадь вымощена гранитом разных цветов, что создаёт орнамент по мотивам Чахар‑бах — традиционного райского сада, разделённого реками на четыре части, ориентированные по сторонам света. У входа на площадь бьёт фонтан, символизирующий ритуальное омовение перед молитвой.
В Болгаре построены Болгарская исламская академия, Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году, речной вокзал, совмещённый с Музеем болгарской цивилизации, гостиничный комплекс «Кол Гали». Здесь появились палаточный лагерь, международный центр археологических исследований, фестивально‑событийный комплекс, набережная, хозяйственные постройки с фондохранилищем, установлен мемориальный памятный знак на месте захоронения сахабов.
В Свияжске установлен памятник жертвам политических репрессий — как напоминание и предостережение современникам и потомкам о событиях, которые никогда не должны повториться. Мемориальная зона создана у стен Богородице‑Успенского мужского монастыря, где обнаружены массовые захоронения.
Воссоздан ботик Павла I, на котором император прибыл в Свияжск в 1798 году. Неподалёку — вертолётная площадка, перехватывающая парковка для обслуживания туристов, мост через реку Секерка, входные группы с электронной системой учёта посетителей.
Уникальные артефакты, найденные во время археологических изысканий в Болгаре и Свияжске, хранились в не приспособленных для этого помещениях. В 2010 году в Болгаре действовал единственный музей, который размещался в помещениях Успенской церкви, построенной в XVIII веке на территории городища древнего Болгара. В Свияжске не имелось ни одного помещения, где можно было бы организовать музейную экспозицию.
За девять лет создано двадцать восемь новых уникальных объектов и форм музейной деятельности, фонды музеев пополнились десятками единиц музейного хранения.
Музей болгарской цивилизации и Памятный знак в честь принятия ислама
Этот музей в Древнем Болгаре очень значим. Для него возвели новое здание на откосе высокого участка верхнего плато Болгарского городища. Архитектура его перекликается с архитектурой сохранившихся построек средневекового Болгара. Главный корпус и две башни‑ротонды символизируют три крупнейших болгарских города — Булгар, Сувар и Биляр.
Основная экспозиция состоит из трёх главных частей: «Открытие древнего Болгара», «История болгарской цивилизации» и «Древний Болгар: жизнь города».
Экспозиция музея — около двух тысяч квадратных метров (тридцать процентов площади здания). В ней более тысячи шестисот подлинных музейных предметов из фондов Болгарского музея‑заповедника
(в том числе и полученные в ходе раскопок последних лет). Оборудование, декоративные элементы, живописное панно и карты изготовлены казанскими художниками и техниками. Широко используются мультимедийные средства, с помощью которых создаётся электронная версия музея, дополняющая реальную экспозицию.
Внутри сооружённого Памятного знака в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году находится самый большой в мире печатный Коран, внесённый в Книгу рекордов Гиннеса. Он был изготовлен по заказу Фонда «Возрождение» в типографии Ватикана. Коран напечатан на специальной бумаге, его вес 800 килограммов, размеры два на полтора метра в закрытом виде, в нём 632 страницы.
Кроме того, в Памятном знаке размещён Музей Корана, который знакомит посетителей со Священной книгой мусульман, показывает значение Корана в многокультурном сообществе Татарстана. Здесь демонстрируются не только рукописные и печатные экземпляры Корана, но и его переводы на русский, татарский и другие языки. Дополняют экспозицию предметы декоративно‑прикладного искусства, связанные с мусульманскими традициями Среднего Поволжья, в том числе настенные панно — шамаили.
На стене в цокольном этаже размещено мозаичное панно «Принятие булгарами Ислама», на котором изображена узнаваемая панорама — живописный берег реки, где состоялась встреча Алмуш‑хана с посланниками халифа в присутствии многих представителей болгарских родов.
Музей истории Свияжска
Это главный музейный объект острова‑града. Он занимает отреставрированные здания комплекса казённых сооружений Свияжского уезда. В разные годы в этих зданиях размещались тюрьма, школа для слепых, коррекционная школа, детский дом, больница.
В главном здании история оживает в реконструкциях обликов жителей города — стрельцов, ремесленников, монахов, а также царя Ивана IV Грозного. Планировка и застройка Свияжска второй половины XVI века, воспроизведённая в макете, архивные материалы, редкие рукописи, книги, карты, фотографии повествуют об этапах развития города, занятиях местного населения с момента его основания до начала XX века. Можно долго разглядывать детские игрушки, фрагменты обуви, монеты, изразцы и другие редкие артефакты.
В двух других корпусах размещается постоянная экспозиция, посвящённая истории Свияжска
в XX — начале XXI века, и выставочный зал музея.
Особый интерес вызывает экспозиция по истории российского судоустройства и судопроизводства, полиции и тюремных учреждений в XVI – XX веках, посетители знакомятся с судебными делами и преступлениями, совершёнными в Свияжске и уезде, атмосферой тюремного быта, узнают про этапирование ссыльных через остров.
Для Свияжска тема жертв политических репрессий имеет особое, непреходящее значение: здесь действовали тюремные учреждения системы ГУЛАГа, в тяжелейших условиях заключения жили и умирали люди. До нас дошли многочисленные документы о заключённых, свидетельства силы духа и мужества многих свияжских узников.
История политических репрессий в XX веке, пронизанная человеческими страданиями, представлена в документах Свияжской исправительно‑трудовой колонии № 5 и тюрьмы НКВД, материалах личных дел заключённых. Мемориальный зал «Свияжские узники: известные и неизвестные» увековечивает имена тех, кто, невзирая на тяжёлые жизненные обстоятельства, сумел сохранить человеческий облик, творить и помогать окружающим.
Музей «Татарская слободка»
Это единственный в России музей археологического дерева. В нём реализована оригинальная концепция полного показа археологического раскопа с обнаруженными в нём элементами средневековой городской застройки XVI – XVII веков.
В раскопе выявили четыре строительных периода городской застройки XVI – XVIII веков с восьмьюдесятью деревянными постройками и ста сорока тысячами артефактов. Уникальные свидетельства начала строительства города — найденные в нижних пластах культурного слоя пни деревьев, вырубленных перед возведением первых построек города в середине XVI века. В короткие сроки с выполнением требований по консервации для сохранения объектов и артефактов была проведена реставрация 7700 археологических предметов.
По периметру музея‑раскопа в витринах — экспозиция из трёх разделов: средневековое деревянное зодчество; реставрация и консервация археологических артефактов; занятия и быт населения посада Свияжска в XVI – XVII веках. В музее вне экспозиции располагаются фонды с открытым хранением 2400 изделий деревянной застройки.
Важная часть экспозиции — анимационное сопровождение. Особое место в ней занимает анимированное панно размером в двадцать один метр «Свияжск XVII века» с реконструкцией облика и бытовой жизни города на основе исторических источников.
Кроме того, открыты Музей истории Успенского монастыря, Музей художника Геннадия Архиреева, Художественная галерея, выставочный зал «Водонапорная башня», центр «Сказка» с детской площадкой, Музей свияжских икон, готовится к открытию музей Ольгинского приюта.
Переселение островитян из ветхого жилья
Одной из первоочередных задач в Болгаре было переселение жителей за пределы музейной зоны — территории древнего городища. В связи с этим были построены шестьдесят четыре дома (шестьдесят — индивидуальных, четыре — многоквартирных), которые образовали жилой посёлок вне исторической застройки Болгара.
До начала реализации комплексного проекта многие в Свияжске жили в полуразрушенных монашеских кельях, собственники домов не имели элементарных санитарно‑гигиенических условий. На острове‑граде построили двадцать два жилых дома (три — индивидуальных, девятнадцать — многоквартирных), куда переселили свияжцев.
Хорошо и туристам, и жителям острова‑града
В Болгаре и Свияжске построены речные вокзалы, углублено дно, укреплены берега, устроены причальные стенки. Если раньше со стороны реки нельзя было добраться до памятных мест, то теперь появилась возможность принимать четырёхпалубные теплоходы.
В рамках программы «Парки и скверы» благоустроены набережные, где установили малые архитектурные формы.
На острове‑граде Свияжск открыли фельдшерско‑акушерский пункт, пункт полиции, пожарное депо. Построена перехватывающая парковка на пятьсот сорок девять мест.
Туристы могут воспользоваться услугами гостиниц «Кол Гали» в Болгаре и «Дом купца Каменева» в Свияжске.
Туристов становится больше и больше
Ежегодно поток туристов в древний город Болгар увеличивается в среднем на тридцать шесть процентов. А если сравнить 2010 год — 50 тысяч гостей, и 2018 год — 521 тысяча человек, то рост — в десять с лишним раз!
На острове‑граде Свияжск каждый год туристов становится больше в среднем на семьдесят один процент. В 2010 году их было 7 тысяч, в 2018 году — 510,8 тысячи.
В Болгар особенно много приезжают из разных краёв на фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» и фестиваль «Кыш Батыр», гастрономический фестиваль «Чак‑чай», на остров‑град видимо‑невидимо народу собирается на фестивали «Свияжская масленица» и «Свияжская уха».
Кто вкладывал деньги и душу
Важный результат многолетней совместной работы Фонда «Возрождение» с экспертами консультативных органов ЮНЕСКО, специалистами в области охраны культурного наследия России, учёными Академии наук Республики Татарстан, Казанского федерального университета — включение в 2014 году Болгарского историко‑археологического комплекса, а в 2017 году Успенского собора и монастыря острова‑града Свияжск в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В самом начале своей работы Фонд обратился к руководителям предприятий, всем жителям республики с призывом сохранить, восстановить и передать историческое наследие нашим детям и внукам. Дошедшие до нас из глубины столетий идеи милосердия, обогащённые духовными устремлениями и народными традициями, очень созвучные с задачами Фонда «Возрождение», легли в основу его деятельности.
В республике исторически сложилась такая уникальная черта благотворительности, как отсутствие ограничений по национальному или конфессиональному признаку: татарские купцы вкладывали значительные средства в развитие русскоязычных гимназий и приютов, а христиане жертвовали средства нуждающимся мусульманам.
Возрождение мусульманских и православных святынь, которые благодаря этой работе стали мировым культурным достоянием, во многом изменило сознание людей. Пришло понимание, что исторические объекты — ценность, их нужно сохранять, и каждый может в этом участвовать.
Проект сохранения и возрождения исторического наследия Татарстана обрёл всенародный характер. Самому старшему участнику проекта было сто три года, от самой младшей участницы средства на счёт Фонда любящие родственники внесли в день её рождения. Целые семьи жертвовали средства на восстановление культурного наследия республики.
Попечительский совет Фонда решил внести имена всех благотворителей в памятную Книгу благотворителей. К началу 2019 года издано девять томов Книги, в которые вошли имена более шестидесяти одной тысячи благотворителей.
Были подведены итоги работы Фонда по возрождению Древнего Болгара и острова‑града Свияжска. Практически всё намеченное выполнено.
Ларионова Татьяна Петровна — исполнительный директор Фонда «Яңарыш» — «Возрождение», заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан.
Фото предоставлены Фондом «Возрождение».
Галерея
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев