Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Фонд «Возрождение»: работа для современников — обращение к вечности

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, можно восстановить леса, поголовье редких животных и растений, если не перейдена известная грань безвозвратности. Иначе обстоят дела с памятниками культуры. Их утрата невосстановима, ибо памятники культуры все­гда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается или искажается навсе­гда.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря, можно восстановить леса, поголовье редких животных и растений, если не перейдена известная грань безвозвратности. Иначе обстоят дела с памятниками культуры. Их утрата невосстановима, ибо памятники культуры все­гда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами.

Каждый памятник разрушается или искажается навсе­гда.

Д. С. Лихачёв

Респуб­лика Татарстан обладает культурным наследием, которое со­зда­валось усилиями разных народов на протяжении многих столетий, оно воплощает в себе прекрасные достижения тюркского, славянского, финноугорского мира, духовную силу христианства, ислама и других традиционных религий.

Уникальные историкоархитектурные и градо­строи­тель­ные ансамбли Татарстана привлекают внимание российской и мировой общественности. В их числе выдающиеся объекты культуры нашей страны — Казанский кремль, Болгарский историкоархео­логический комплекс, свияжские памятники, исторические города Елабуга и Чистополь, многочисленные достопримечательности сельских поселений.

Расположенные на берегах Волги древний город Болгар и островград Свияжск являются центрами мусульманской и православной культур, святынями народов Татарстана и Российской Федерации. Благодаря их целостности, сохранности характерных черт они обладают всемирной ценностью. Объекты этих комплексов не потеряли своей культурной, архео­логической, исторической и ландшафтной значимости. Особенность Болгара и Свияжска — в духе времени, ощущении возрождения веры.

Новая глава в истории сохранения наследия Татарстана связана с деятельностью Респуб­ликанского Фонда «Яңарыш» — «Возрождение».

С 2010 года в Респуб­лике Татарстан начал осуществляться проект «Культурное наследие: островград Свияжск и древний Болгар», чтобы сохранить, возродить­ и передать будущим поколениям ценнейшие объекты истории, памятники культуры и духовности.

Идею возрождения Болгара и Свияжска поддержали президент России Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев. Возрождение наследия Татарстана стало общегосударственной задачей при паритетном финансировании из федерального и респуб­ликанского бюджетов.

Реализация уникального проекта стала возможной благодаря первому президенту Респуб­лики Татарстан Минтимеру Шаймиеву, важнейший принцип деятельности которого — сохранение и приумножение традиционных ценностей, способствующих укреп­лению мира и согласия между представителями различных на­цио­наль­ностей и вероисповеданий. Минтимер Шарипович возглавил попечительский совет Фонда.

При Фонде был со­здан международный экспертный совет, в состав которого вошли учёные, спе­циа­листы в области охраны памятников, реставрации и архитектуры, историки, архео­логи из мировых научных центров. Одним из первых своё согласие вой­ти в состав экспертного совета дал Мунир Бушенаки, на тот момент генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей. Председателем совета стал ректор Казанского федерального университета профессор Ильшат Гафуров.

 

Было очевидно: многообразные проблемы возрождения культурного наследия Древнего Болгара и островаграда Свияжск невозможно решать изолированно, без решения вопросов социальноэкономического развития этих территорий. Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации должны действовать так слаженно, как музыканты в хорошем оркестре. Потребовалось применение проектных (программных) методов, а согласованная работа всех участников позволила решить многоаспектные социокультурные задачи комплексного проекта.

Спасти и сохранить

Сохранили и отреставрировали более пятидесяти исторических памятников. Эта задача была важ­нейшей.

В Болгаре на подлинных средневековых памятниках провели комплекс работ по научной консервации и музеефикации (мавзолеи, Восточная палата, Малый городок). Наиболее выразительные и одновременно уязвимые объекты поместили в защитные сооружения (баня № 2, гончарные горны, Ханский дворец). Сильно разрушенные архео­логические остатки выделили планиграфически (баня № 3, городской рынок, здания гражданской и жилой застройки).

В Свияжске восстановили православные храмы и монастырское подворье XVI – XIX веков (Успенский собор, Никольская, Надвратная и Троицкая церкви, Собор Божией Матери Всех Скорбящих Радость). Отре­ставрировали уникальную фресковую живопись. Воссоздали исторические архитектурные памятники гражданского и иного назначения (дома купца Каменева, ТимофееваТерентьеваБровкина, комплекс зданий казённых сооружений). Провели консервацию и музеефикацию руин разрушенных в 1930е годы Благовещенской и Никольской церквей. Были выполнены не имею­щие аналогов в России междисциплинарные исследования и работы по консервации древесины.

В Болгаре и Свияжске развернулось всестороннее изу­чение культурного наследия. Впервые были применены неразрушающие геофизические и дистанционные аэрокосмические методы архео­логических исследований, их стали использовать для выявления ранее неизвестных памятников.

При восстановлении исторических памятников, как врачи, исходили из принципа: не навреди — большое внимание уделялось соответствию международным стандартам и требованиям Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

Белая мечеть, ботик Павла I и многое другое

В Болгаре построили Белую мечеть. Комплекс состоит из трёх зданий — мечети, медресе и представительского корпуса, облицованных белым мрамором. Цвет символизирует не только чистоту помыслов и деяний, но и силу, стойкость и живучесть веры северных мусульман. Коранхафизы в стенах мечети круглосуточно непрерывно читают Благородный Коран. Открытая молельная площадь — мусалла, полтора квадратных километра, обрамлена аркадой из восьмидесяти восьми колонн. Площадь вымощена гранитом разных цветов, что создаёт орнамент по мотивам Чахарбах — традиционного райского сада, разделённого реками на четыре части, ориентированные по сторонам света. У входа на площадь бьёт фонтан, символизирующий ритуальное омовение перед молитвой.

В Болгаре построены Болгарская исламская академия, Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году, речной вокзал, совмещённый с Музеем болгарской цивилизации, гостиничный комплекс «Кол Гали». Здесь появились палаточный лагерь, международный центр архео­логических исследований, фестивальнособытийный комплекс, набережная, хозяйственные постройки с фондохранилищем, установлен мемориальный памятный знак на месте захоронения сахабов.

В Свияжске установлен памятник жертвам политических репрессий — как напоминание и предостережение современникам и потомкам о событиях, которые нико­гда не должны повториться. Мемориальная зона со­здана у стен БогородицеУспенского мужского монастыря, где обнаружены массовые захоронения.

Воссо­здан ботик Павла I, на котором император прибыл в Свияжск в 1798 году. Неподалёку — вертолётная площадка, перехватывающая парковка для обслуживания туристов, мост через реку Секерка, входные группы с электронной системой учёта посетителей.

Уникальные артефакты, найденные во время архео­логических изысканий в Болгаре и Свияжске, хранились в не приспособленных для этого помещениях. В 2010 году в Болгаре действовал единственный музей, который размещался в помещениях Успенской церкви, построенной в XVIII веке на территории городища древнего Болгара. В Свияжске не имелось ни одного помещения, где можно было бы организовать музейную экспозицию.

За девять лет со­здано два­дцать восемь новых уникальных объектов и форм музейной деятельности, фонды музеев пополнились десятками единиц музейного хранения.

Музей болгарской цивилизации и Памятный знак в честь принятия ислама

Этот музей в Древнем Болгаре очень значим. Для него возвели новое здание на откосе высокого участка верхнего плато Болгарского городища. Архитектура его перекликается с архитектурой сохранившихся построек средневекового Болгара. Главный корпус и две башниротонды символизируют три крупнейших болгарских города — Булгар, Сувар и Биляр.

Основная экспозиция состоит из трёх главных частей: «Открытие древнего Болгара», «История болгарской цивилизации» и «Древний Болгар: жизнь города».

Экспозиция музея — около двух тысяч квадратных метров (три­дцать процентов площади здания). В ней более тысячи шестисот подлинных музейных предметов из фондов Болгарского музеязаповедника­

(в том числе и полученные в ходе раскопок последних лет). Оборудование, декоративные элементы, живописное панно и карты изготовлены казанскими художниками и техниками. Широко используются мультимедийные средства, с помощью которых создаётся электронная версия музея, дополняющая реальную экспозицию.

Внутри сооружённого Памятного знака в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году находится самый большой в мире печатный Коран, внесённый в Книгу рекордов Гиннеса. Он был изготовлен по заказу Фонда «Возрождение» в типографии Ватикана. Коран напечатан на специальной бумаге, его вес 800 килограммов, размеры два на полтора метра в закрытом виде, в нём 632 страницы.

Кроме того, в Памятном знаке размещён Музей Корана, который знакомит посетителей со Священной книгой мусульман, показывает значение Корана в многокультурном сообществе Татарстана. Здесь демонстрируются не только рукописные и печатные экземпляры Корана, но и его переводы на русский, татарский и другие языки. Дополняют экспозицию предметы декоративноприкладного искусства, связанные с мусульманскими традициями Среднего Поволжья, в том числе настенные панно — шамаили.

На стене в цокольном этаже размещено мозаичное панно «Принятие булгарами Ислама», на котором изображена узнаваемая панорама — живописный берег реки, где состоялась встреча Алмушхана с посланниками халифа в присутствии многих представителей болгарских родов.

Музей истории Свияжска

Это главный музейный объект островаграда. Он занимает отреставрированные здания комплекса казённых сооружений Свияжского уезда. В разные годы в этих зданиях размещались тюрьма, школа для слепых, коррекционная школа, детский дом, больница.

В главном здании история оживает в реконструкциях обликов жителей города — стрельцов, ремесленников, монахов, а также царя Ивана IV Грозного. Планировка и застройка Свияжска второй половины XVI века, воспроизведённая в макете, архивные материалы, редкие рукописи, книги, карты, фотографии повествуют об этапах развития города, занятиях местного населения с момента его основания до начала XX века. Можно долго разглядывать детские игрушки, фрагменты обуви, монеты, изразцы и другие редкие артефакты.

В двух других корпусах размещается постоянная экспозиция, посвящённая истории Свияжска

в XX — начале XXI века, и выставочный зал музея.

Особый интерес вызывает экспозиция по истории российского судоустройства и судопроизводства, полиции и тюремных учреждений в XVI – XX веках, посетители знакомятся с судебными делами и пре­ступ­лениями, совершёнными в Свияжске и уезде, атмо­сферой тюремного быта, узнают про этапирование ссыльных через остров.

Для Свияжска тема жертв политических репрессий имеет особое, непреходящее значение: здесь действовали тюремные учреждения системы ГУЛАГа, в тяжелейших условиях заключения жили и умирали люди. До нас до­шли многочисленные документы о заключённых, свидетельства силы духа и мужества многих свияжских узников.

История политических репрессий в XX веке, пронизанная человеческими страданиями, представлена в документах Свияжской исправительнотрудовой колонии № 5 и тюрьмы НКВД, материалах личных дел заключённых. Мемориальный зал «Свияжские узники: известные и неизвестные» увековечивает имена тех, кто, невзирая на тяжёлые жизненные обстоятельства, сумел сохранить человеческий облик, творить и помогать окружающим.

Музей «Татарская слободка»

Это единственный в России музей архео­логиче­ского дерева. В нём реализована оригинальная концепция полного показа архео­логического раскопа с обнаруженными в нём элементами средневековой городской застройки XVI – XVII веков.

В раскопе выявили четыре строи­тель­ных периода городской застройки XVI – XVIII веков с восьмьюдесятью деревянными постройками и ста сорока тысячами артефактов. Уникальные свидетельства начала строи­тель­ства города — найденные в нижних пластах культурного слоя пни деревьев, вырубленных перед возведением первых построек города в середине XVI века. В короткие сроки с выполнением требований по консервации для сохранения объектов и артефактов была проведена реставрация 7700 архео­логических предметов.

По периметру музеяраскопа в витринах — экспозиция из трёх разделов: средневековое деревянное зодчество; реставрация и консервация архео­логических артефактов; занятия и быт населения посада Свияжска в XVI – XVII веках. В музее вне экспозиции располагаются фонды с открытым хранением 2400 изделий деревянной застройки.

Важная часть экспозиции — анимационное сопровождение. Особое место в ней занимает анимированное панно размером в два­дцать один метр «Свияжск XVII века» с реконструкцией облика и бытовой жизни города на основе исторических источников.

Кроме того, открыты Музей истории Успенского монастыря, Музей художника Геннадия Архиреева, Художественная галерея, выставочный зал «Водонапорная башня», центр «Сказка» с детской площадкой, Музей свияжских икон, готовится к открытию музей Ольгинского приюта.

Переселение островитян из ветхого жилья

Одной из первоочередных задач в Болгаре было переселение жителей за пределы музейной зоны — территории древнего городища. В связи с этим были построены шестьдесят четыре дома (шестьдесят — индивидуальных, четыре — многоквартирных), которые образовали жилой посёлок вне исторической застройки Болгара.

До начала реализации комплексного проекта многие в Свияжске жили в полуразрушенных монашеских кельях, собственники домов не имели элементарных санитарногигиенических условий. На островеграде построили два­дцать два жилых дома (три — индивидуальных, девятна­дцать — многоквартирных), куда переселили свияжцев.

Хорошо и туристам, и жителям островаграда

В Болгаре и Свияжске построены речные вокзалы, углублено дно, укреплены берега, устроены причальные стенки. Если раньше со стороны реки нельзя было добраться до памятных мест, то теперь появилась возможность принимать четырёхпалубные теплоходы.

В рамках программы «Парки и скверы» благоустроены набережные, где установили малые архитектурные формы.

На островеграде Свияжск открыли фельд­шер­скоакушерский пункт, пункт полиции, пожарное депо. Построена перехватывающая парковка на пятьсот сорок девять мест.

Туристы могут воспользоваться услугами гостиниц «Кол Гали» в Болгаре и «Дом купца Каменева» в Свияжске.

Туристов становится больше и больше

Ежегодно поток туристов в древний город Болгар увеличивается в среднем на три­дцать шесть процентов. А если сравнить 2010 год — 50 тысяч гостей, и 2018 год — 521 тысяча человек, то рост — в десять с лишним раз!

На островеграде Свияжск каждый год туристов становится больше в среднем на семьдесят один процент. В 2010 году их было 7 тысяч, в 2018 году — 510,8 тысячи.

В Болгар особенно много приезжают из разных краёв на фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» и фестиваль «Кыш Батыр», гастрономический фестиваль «Чакчай», на островград видимоневидимо народу собирается на фестивали «Свияжская масленица» и «Свияжская уха».

Кто вкладывал деньги и душу

Важный результат многолетней сов­мест­ной работы Фонда «Возрождение» с экспертами консультативных органов ЮНЕСКО, спе­циа­листами в области охраны культурного наследия России, учёными Академии наук Респуб­лики Татарстан, Казанского федерального университета — включение в 2014 году Болгарского историкоархео­логического комплекса, а в 2017 году Успенского собора и монастыря островаграда Свияжск в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В самом начале своей работы Фонд обратился к руководителям предприятий, всем жителям респуб­лики с призывом сохранить, восстановить и передать историческое наследие нашим детям и внукам. Дошедшие до нас из глубины столетий идеи милосердия, обогащённые духовными устремлениями и народными­ традициями, очень созвучные с задачами Фонда «Возрождение», легли в основу его деятельности.

В респуб­лике исторически сложилась такая уникальная черта благотворительности, как отсутствие ограничений по на­цио­наль­ному или конфессиональному признаку: татарские купцы вкладывали значительные средства в развитие русскоязычных гимназий и приютов, а христиане жертвовали средства нуждающимся мусульманам.

Возрождение мусульманских и православных святынь, которые благодаря этой работе стали мировым культурным достоянием, во многом изменило сознание людей. Пришло понимание, что исторические объекты — ценность, их нужно сохранять, и каждый может в этом участвовать.

Проект сохранения и возрождения исторического наследия Татарстана обрёл всенародный характер. Самому старшему участнику проекта было сто три года, от самой младшей участницы средства на счёт Фонда любящие родственники внесли в день её рождения. Целые семьи жертвовали средства на восстановление культурного наследия респуб­лики.

Попечительский совет Фонда решил внести имена всех благотворителей в памятную Книгу благотворителей. К началу 2019 года издано девять томов Книги, в которые вошли имена более шестидесяти одной тысячи благотворителей.

Были подведены итоги работы Фонда по возрождению Древнего Болгара и островаграда Свияжска. Практически всё намеченное выполнено.

Ларионова Тать­яна Петровна — исполнительный директор Фонда «Яңарыш» — «Возрождение», заместитель председателя Государственного Совета Респуб­лики Татарстан.

Фото предоставлены Фондом «Возрождение».

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев