Храним "очаг былых времён"
Журнал "Казань", № 7, 2012 Когда долго идёшь к мечте, через упорные труды и разочарования, то начинает казаться, что мечта эта так и останется химерой, потому что всё уходит в песок времени, без следа и результата. Четыре архитектурных проекта, переговоры, документы, надежды, отчаяние спустя двадцать лет ожидания обретают завершение в...
Журнал "Казань", № 7, 2012
Когда долго идёшь к мечте, через упорные труды и разочарования, то начинает казаться, что мечта эта так и останется химерой, потому что всё уходит в песок времени, без следа и результата. Четыре архитектурных проекта, переговоры, документы, надежды, отчаяние спустя двадцать лет ожидания обретают завершение в простой будничной фразе: «Начинаем работы». Реставрация уникального памятника деревянного зодчества - усадьбы Боратынских уже вовсю идёт.
В Казани начались масштабные работы по реставрации зданий музеев Евгения Абрамовича Боратынского, Алексея Максимовича Горького, дома, где жил Лев Николаевич Толстой,и дома-музея Владимира Ильича Ленина в Казани. Деньги выделены из республиканского бюджета по личному распоряжению президента Татарстана.
Он завораживает, этот старинный дом, разменявший третье столетье и притаившийся за коростой времени и небрежения. Выстроенный в конце восемнадцатого века для графини Веры Васильевны Апраксиной на престижной окраине тогдашней Казани, потом он сменил немало хозяев, которые не раз перестраивали его и приспосабливали под свои нужды: Мамаевы, Чемодуровы, Козины, Колбецкие. При трёх поколениях потомков поэта Евгения Боратынского он пережил расцвет и стал известен всему городу как Серый Дом на Лядской улице. После Октябрьской революции размещал в своих стенах детские учебные заведения, а с 1932 года первую музыкальную школу имени Чайковского. Последние шесть лет в истории дома были, пожалуй, самыми трагичными. Ушли люди, наступило запустение.
О тише, тише. Я очаг
Былых времён, и распадаюсь,
И вот на твой тяжёлый шаг
Печальным стоном отзываюсь…
Давно, давно гордыни полный
Я род блестящий приютил.
Века текли, как в море волны,
Сменялись люди, я всё жил…
Перед тобой пусть как виденье
Пройдёт минувшего волна,
За поколеньем поколенье,
За временами времена…
Но молча дань людским изменам,
Судьбе и веку я принёс,
И сырость капает по стенам,
Как капли горестные слёз…
Это строки А. Н. Боратынского, внука великого поэта.
Лишь год назад здание, наконец, передали в оперативное управление Национальному музею Республики Татарстан, а спустя несколько месяцев музей Боратынского, расположенный в небольшом флигеле усадьбы, и Серый Дом посетил президент Рустам Нургалиевич Минниханов. Колесо Фортуны сдвинулось с мёртвой точки.
Нам повезло с архитектором. Борис Дмитриевич Лурье - уникальный человек, за плечами которого огромный опыт реставрации деревянных культовых и гражданских зданий по всей России. Путешествие по дому рядом с ним превращается в увлекательное, почти детективное, расследование прошлого. Вот следы потайной винтовой лестницы для музыкантов, что вела из прихожей на хоры бального зала. Существующей стены не было, а там, где проём, она как раз была. Постепенно выстраивается гармоничный абрис пространства барского дома с большой и малой анфиладами, бальной залой и малой гостиной, антресольным этажом, выстроенный по всем законам классицизма.
Ещё одна путеводная нить - роман правнучки поэта Ольги Ильиной‑Боратынской «Канун Восьмого дня». Ольга Александровна поселила свою главную героиню Ниту в усадьбе, где родилась и выросла сама: «От каждой стены и рамки, от каждого кресла и стола ко мне постоянно стекал волшебный напиток, который питал мою жизнь и который ничто, ничто не могло заменить». Многие ключевые события сюжета разворачиваются в единстве с одушевлённым мудрым пространством старого дома: «Всё, что имело значенье, случилось здесь: наше прошлое было здесь и прошлое наших предков».
С момента выхода в свет книги в 2003 году число поклонников таланта Ольги Александровны и самого романа начало расти в геометрической прогрессии, и, приходя в музей, они просили показать дом, мечтая оказаться в зачарованном мире старинной усадьбы Боратынских, соединить реальность и воображение, жизнь и литературу. Скоро это станет возможным!
Работы в усадьбе начались с демонтажа деревянной обшивки фасада, обнажившего сруб восемнадцатого века. Обеспокоенные казанцы тут же начали звонить, приходить в музей с вопросами о судьбе дома, и успокаивались, лишь узнавая, что после реставрации каркаса здания обшивка вернётся на своё место, окна вновь украсят обновлённые наличники, займут своё место стройные пилястры и даже появятся ставни, хранившие когда-то покой хозяев от утреннего света и уличного шума.
Немало толков ходило о легендарных подвалах под домом Боратынских и даже подземном ходе, что вёл в сторону кремля. Начавшиеся раскопки обнаружили пока только вход, зато не один, а целых два. Появившаяся на свет груда гнутого металла оказалась коваными перилами крыльца с сохранившимися деталями декора, которые теперь можно принять за образец при восстановлении металлических деталей фасада. Ещё одна трогательная находка - более чем столетней давности надписи на каменной кладке северного фасада, например: «Б. Широков 1898».
Наибольшие изменения в течение времени претерпели интерьеры дома, были перестроены комнаты, исчезли камины, почти не сохранились печи. Но при расчистке были найдены печные изразцы с клеймом витебского изразцово‑майоликового завода Б. Я. Лисовского, основанного в 1877 году и имевшего представительство в Казани, по которым можно будет воссоздать внешний облик печей.
Частично вскрыли полы - и сразу обнадёживающие новости: под ними обнаружился паркет времён Боратынских. С трепетом мы ждём минуты, когда откроются полы Белой бальной залы. Увидим ли мы ту самую звезду на паркете, о которой так вдохновенно писала Ольга Ильина‑Боратынская: «Эта зала была центром вселенной. Земная ось проходила из мировых недр прямо в середину этой комнаты, где паркет был выложен звездой под большой люстрой.
Сущность всего на свете, всех стран, всех дорог, всех творцов и творимого ими, вся человеческая кипучесть втекала сюда, в этот центр жизни... В этой зале столпились прозрачные и переменчивые, но переполненные жизнью призраки: Мусоргский и Пушкин, Чайковский и Алексей Толстой, Шуман и Гёте постоянно жили здесь, объединяясь около рояля».
Центр вселенной Боратынских, уничтоженный, казалось бы, временем и событиями, вновь восстаёт из небытия, постепенно обретая зримые очертания и подтверждая жизнеутверждающий девиз многих поколений этой семьи - «Не угашайте духа!»
Скворцова Елена Викторовна - старший научный сотрудник Музея Е. А. Боратынского, филиала Национального музея РТ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев