Из архива врача Григория Дьяченко
Журнал "Казань", № 1, 2014 Газета «Лес стройкам», 25 декабря 1957 года С наступающим Новым годом, труженики леса!.. «1957 год войдёт в историю как год начала межпланетных сообщений. В новогоднюю ночь среди звёзд Вселенной будут блистать наши советские «звёзды» - спутники Земли - символ победы социализма! «Теперь перед нами стоит...
Журнал "Казань", № 1, 2014
Газета «Лес стройкам», 25 декабря 1957 года
С наступающим Новым годом, труженики леса!..
«1957 год войдёт в историю как год начала межпланетных сообщений. В новогоднюю ночь среди звёзд Вселенной будут блистать наши советские «звёзды» - спутники Земли - символ победы социализма! «Теперь перед нами стоит задача - претворить в жизнь великую идею нашего века - Коммунизм»,- говорится в Обращении Верховного Совета СССР.- 1958 год приблизит нас к окончательному решению этой задачи, к завершению строительства полного коммунистического общества».
Из письма в редакцию
«…и тогда пионеры станут Вам доносить, в хорошем смысле этого слова».
Газетные вырезки
«- Я простая скромная русская женщина,- заявила работница металлургического цеха № 3 Валентина Строкова,- но мне хочется сказать так громко, чтобы меня услышали за океаном: руки прочь от Китая!»
«За одну минуту в наших подразделениях заготавливается столько древесины, что можно изготовить 57600 пар дамских чулок».
Из письма в Санчасть
«Гражданин врач! Прошу поверить мне, я говорю Вам, что нахожусь постоянно под жесточайшим гнуснейшим внушением. Человек, который внушает мне, очень злой. Это тиран, изверг, садист, то что он делает со мной, человек сделать не может. Вот и сейчас он мешает мне сосредоточиться. За что он меня так истязает? Я уже давно перестал быть самим собой. Его ядовитые слова разрушают мой внутренний мир, разваливают меня на части. Я - это только оболочка, со стороны видная, а внутри прах, грязь. Мой мозг стал источником нечистот. Страшные немыслимые мысли охватывают меня, связанные с какой‑нибудь девушкой! Мне очень тяжело сейчас. Хочется поделиться с кем-нибудь своими мыслями. Никто мне не верит! Но я могу доказать, что это было. На свободе у меня был фотоаппарат «Ленинград». Я им часто пользовался и у меня есть несколько снимков, которые говорят сами за себя. Посылаю Вам загадочные снимки. Вы увидите, как демоны меня атакуют! В одном из них я узнал свою жену, точнее оболочку, которую занял уже кто-то чужой. Откуда тогда из неё потекла зелёная кровь? Это факт. Следователь сказал, то была краска. Если бы он сказал правду, его тут же упекли бы в психушку. Разве он дурак? Вот второй снимок, он относится к весне 1962 года. Это было воскресенье, в городском парке. В центре снимка - я. Слева от меня мой тиран, Кошеваров Вячеслав. Он мне внушил нехорошую мысль к девушке Симе, стоящей рядом с ним в красном пальто. В момент съёмки с помощью автоспуска, я непроизвольно нажал пальцем на его рукав. И опешил оттого, что там его руки не оказалось! Вы видите моё смятение. Прошу вас очень внимательно изучить эту фотографию. Возьмите лупу! Посмотрите на его глаза. Каждый глаз в отдельности. Что в них? Там вторые глаза! Я прошу Вас догадаться, в чём здесь дело, потому что сам не знаю, как этот ужас описать. Остальные снимки с Кошеваровым я уничтожил на костре. А девушку Симу нашли повешенной в том же парке неделей позже. Пожалуйста, примите какие-либо меры! А рука у него потом появилась, иначе как бы он её вешал и резал мою жену? Недавно, под Новый год, я послал ему открытку, а в ней закрытым текстом, но для него ясным, я сказал, что теперь живу лишь для того, чтобы убить его. В январе 21 числа, я взял сапожный нож и молоток, и пошёл к нему…
Ваш, Гаврилов».
Рапорт
«Довожу до Вашего сведения, что среди контингента з/к 3 лаготделения, наблюдается злоупотребление наркотическими веществами (морфий, пантопон), чифирем и введение внутривенно других неизвестных веществ. Например, заключённый Гриценко поступил в больницу в тяжёлом состоянии с неукротимой рвотой, затемнением сознания. Через 3 дня больной умер. Со слов других заключённых Гриценко ввёл внутривенно настой касторового семени в сочетании с рыбьим жиром».
Газета «К новой жизни», 13 февраля 1965 года
«В условиях социализма каждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к полезной деятельности».
Стихи наших читателей
Дармоед
Здоровый. В плечах полсажени.
На вид - великан, хоть куда.
Но парень сгорает от лени.
Боится большого труда.
Порою придёт на работку,
Разложит костёр и сидит.
Предложь: «Поработай в охотку»,
Ответит: «Желудок болит!».
Но в завтрак, обед или ужин
Умнёт без остатка и хряка.
Зачем ему ёлки и лужи?
Он сыт и сухая нога.
Подобных ему дармоедов
Пусть мало, и всё же беда.
И всё же рабочего хлеба
Не дал бы я им никогда!
Виктор Жеряков.
Участок бригадира В. Матвеева.
Из статьи «Картёжники сводят счёты»
«Другие заключённые, прибывшие вместе с ними в колонию, сами просили себе работы, да и не где-нибудь, а на основном производстве, в лесу. А эти - отказывались от любого дела. Другие, как выпадала свободная минутка, брали в руки учебники, книги, газеты, а эти - игральные карты. В последние дни особенно не везло в игре Курочкину. Проигрался, как говорят, в пух и в прах. Всё спустил с себя до ниточки. Проиграл даже на много суток вперёд свой паёк хлеба заключённому Буянову. Изо дня в день недоедать, быть голодным и видеть, как твою «кровную пайку» уписывает за обе щёки упитанный Буянов. Терпение лопнуло. Запротестовал парень и съел свою проигранную пайку. Была нарушена «святая святых» - волчий «закон» картёжников. Возникла драка. Схватил Буянов полено и ударил им по голове Курочкина. Упал, пусть он и осуждённый, но всё же человек, и больше не поднялся. Никогда! Увы, карточная игра как пережиток прошлого имеет место и в нашей жизни и с этим необходимо бороться».
Андрей Ставров.
Участок бригадира М. Галиновского.
Из письма в редакцию
«С прибытием на участок Смолихина моей прямой и ясной целью был труд. В работе я всегда находил, радость и отдых. За всё это время я никогда не делал прогулов, не было ни одного случая пререкания с администрацией. Годовой план 58 года я выполнил к 20 октября за что удостоился высокой награды от министерства - именных часов марки «Восток». З/к Агеев».
Из письма в Санчасть
«Есть у Эдгара По рассказ «Человек толпы». Его герой всегда один. На его лице черты людских пороков. Он бежит от людей, но толпа, люди - везде. Он мечется, жалкий, не знающий покоя. Таким я тоже был тогда. Стал бояться людей. Боялся заходить домой, боялся идти на работу, боялся встречаться с товарищами, девушками. Дни шли медленно, мучительно. Потом мне попался на глаза рассказ Сартра «Герострат» и тогда я понял, что вот он готовый сценарий ко всей моей последующей жизни…»
Докладная записка от врача Павлюка Е. Н.
«Во время моего наблюдения я установил, что когда больной Кудинов выпивал спирт (что имело место дважды в моём присутствии), а употреблял он его неразбавленным в больших количествах и закусывал белым хлебом, селёдкой и луком, у него на следующий день появлялся синдром похмелья и незначительная тахикардия».
Из стихов заключённых, присланных врачу Дьяченко
Чифирёк
Одна отрада - чифирёк!
Когда в груди чахотка ноет.
Давай заваривай дружок,
Пусть сердце наше успокоит.
Разгонит горе и печаль,
В мечтах любимая вернётся,
И поведёт с собой вдаль,
В угаре пьяном улыбнётся.
Она является во сне,
И сердце прыгает в тумане.
Налей ещё глоточек мне…
Не только мы с тобой в обмане!
Из письма на волю (видимо не отправлено)
«Люба, пойми меня родная, ведь поделиться своими мнениями ето нужно найти хорошего человека, а встречному поперечному никто не расскажет всего. Люба родная моя дорогая поверь етому. Не думай, что я тебя заведу в блуждения, етого не может быть ибо совесть моя етого не зделает. Люба ведь я мужик по всем обстоятельствам и женскую юбку я одевать не собираюсь. Любаша, я ведь жить хочу по сурьёзному!..»
Заявление
«Прошу Вашего указания о моей помощи, так как сижу 27 лет, имея от роду 43 года. На сегодняшний день я остался без зубов к сему инвалид на вставление протеза зубов не имею ни копейки денег. Вставить надо 26 зуба и две пластины 400 руб. Я поэтому пишу о содействии Вашей помощи о вставлении мне зубов. Есть не могу!
З/к Анатолий Болдин».
Просьба
«В силу конспиративного приёма я, прибегнув к не совсем обдуманному шагу, проглотил градусник и ношу его в себе уже полтора месяца. Прошу врачей медсанчасти срочно помочь мне избавиться от градусника, тем более что он с вредной ртутью, в чём буду очень признателен и учту Вашу гуманность и снисхождение ко мне арестанту.
10. 10. 62 г. Ник. Неделько»
Из заявления
«Я, как только приступаю к работе, так у меня начинается идти какой-то жар от пяток по всему телу, а после ужасно болит голова, а как усну, так начинается поллюция».
Из записки заключённого И. Васина начальнику
«Гражданин Майор! Я должен, нет, обязан, проанализировать свою деятельность, то есть активную бездеятельность обратить в активную деятельность. Жду Ваших указаний».
Из письма заключённого домой (копия)
«Вот такие брат известия о моей болезни - воспаление паха, то есть образовались твёрдые шарики и распухла мошна, причём образовалась одна большая язва на самой балалайке, а по ногам пошли чирьи, один даже полез сука на нос. Такие брат у нас дела!»
Из донесения
«Ослаблена бдительность со стороны надзирателей, в силу чего заключённые играют в карты и проигрывают не только одежду, обувь, пайки и своё тело, но также производят фальшивые кредитные билеты, штампы и печати. Допускаются случаи избиения и изнасилования заключённых, оскорбления, блатная брань, нападение на администрацию. В некоторых лагпунктах устраивались подкопы для побегов. В ночь с 22 на 23 января 1956 года осуждённый Чепрасов воспользовался небдительным несением службы караула, перелез через основной забор запретной зоны и совершил побег».
Из письма з/к
«В 1954 году в августе месяце в городе Норильске, где я работал на руднике бурильщиком, там я заболел желтухой. Обратился за помощью к врачам, а лечить меня нечем было. Дело моё табак, но нашёлся добрый человек, который дал совет: литр спирта и кило мёду смешать и выпить в два приёма. Я рискнул и потому по сегодняшний день живу. В 1963 году в июле месяце я случайно во время баловства вогнал себе в левую лопатку портняжную иглу. Её сразу можно было вытащить, но врач побоялась и направила меня в центральную больницу. Хирург даже не принял меня, а санитары заперли в кладовке. Я тогда взял стекло, зеркало и стал пилить себе шкуру на спине. Вот и вся моя связь с нашей советской медициной! Я не симулянт, не отказник, гвозди и ложки не глотал, рыбьим жиром температуру себе не поднимал, я честный вор, но почему ко мне такое вот отношение знать бы? В газетах и журналах читал, что наша бесплатная медицина многое сделала для сохранения жизни человеку, и много положила трудов, попыток и опытов, чтобы найти вирус рака и уничтожить его, а вот простые иголки из спины вынуть не могут!»
Из заявления заключённого Мальчикова В. А.
«Разрешаю сделать укол, таким образом я освобожусь от бесконечной преступной жизни и ото всех земных мук».
Из письма матери заключённого
«Уважаемый Врач Санчасти! Мне пришло извещение о смерти моего сына Теребилло Бориса. Причина смерти не указана. Прошу убедительно отписать мне: когда он заболел, диагноз, сколько времени пролежал, что он Вам говорил перед кончиной. Кроме того сообщите, где он похоронен. С уважением Антонина Ильинична Теребилло».
Из докладной записки
«Перед этим пробу блюд данной столовой снимала заведующая тов. Владимирова, так у неё сразу же суп из гнилой солонины вышел через все естественные отверстия. И она спросила меня: - «Что это за гадость?»
Из школьной тетради с записками Орлова В. И.
«Сегодня воскресение 1956 года, стало быть, я этот день посвящу только лишь письму. Да, сегодня я отдаюсь целиком и полностью своим справедливым мыслям. И вот что я скажу. В этой жизни ЖИЗНИ НЕТ! Мой голодный тигр скорее откажется от мяса, чем женщина откажется от лжи. Советский суд превращается в вооружённую погоню за людьми и в насильственную вербовку в биржу труда. 30 марта 55 года меня зверски казнили, но каким-то чудом я остался жив. В городе Кирове, в Психоневрологической больнице я спросил процедурную медсестру, для чего она живёт? А она мне ответила так: «Вот получу диплом и выйду замуж!» Женщина - это банка тухлых консерв и окурок сигареты. Вот такие мысли в воскресенье 1955 года посетили меня. Ведь я уже седой стал от них».
Рапорт
«В процессе проверки были выявлены грубые нарушения, а именно: территория зоны загрязнена бытовыми отходами, выгребные ямы переполнены и очистка их не производится. Среди контингента выявлена завшивленность, у отдельных заключённых длительное время нательное бельё не меняется».
Докладная
«Проверкой Главка установлено, что режим содержания заключённых не улучшился по сравнению прошлой проверкой, а резко ухудшился. Из-за недостатка воды - массовые жалобы заключённых, вплоть до антисоветских высказываний. У осуждённых появились насекомые (вши). В зону дрова не завозятся, хотя они рядом с вахтой, в бараках холодно. Руководством отделения выдана одна лошадь на подвозку воды и дров (вторая лошадь убита и съедена заключёнными), что привело к срыву работы бани, прачечной, кипятилки. Это также является нарушением соцзаконности».
Из Протокола общего собрания медработников
«Чернецова - вольнонаёмная врач сказала, что Гамза работает по настроению, что она очень высокого мнения о себе, на работу часто приходит в возбуждённом состоянии. Она шумлива, конфликтна, не уважает коллектив медработников. Врач Чернецова сказала в заключение, что впервые встречает такого медработника, за которого приходится краснеть».
Начальнику политотдела
«За последнее время участились случаи хулиганских проявлений со стороны отдельной части заключённых по отношению к медицинским работникам. Так, 17 сентября с.г. заключённый Кукель Е. Ф. (ИТК-7) на амбулаторном приёме нанёс удар кулаком в лицо начальнику медчасти, молодому специалисту врачу Брицину В. Ф. только за то, что тот отказался выполнять наглые требования заключённого освободить того от работы на основании оранжевого стула».
Из Акта инвентаризации (наличие и цены)
Чернильный прибор - 75 руб.
Стол письменный - 270 руб.
Таз эмалированный - 15 руб. 50 коп.
Чайник эмалированный - 11 руб. 95 коп.
Портрет (Чей, интересно? - Прим. ред.) -
24 руб. 05 коп.
Портфель кожаный - 114 руб. 25 коп.
Пишущая машинка - 3738 руб. 24 коп.
Часы настенные - 110 руб.
Счёты конторские - 20 руб.
Настольная лампа с абажуром - 30 руб.
Тулуп овчинный - 190 руб.
Штатное расписание, оклады сотрудников Усть- Вымского ИТЛ НКВД
Прокурор -1200 руб.
Следователь - 800 руб.
Старший секретарь - 314 руб.
Уборщица - 115 руб.
Из письма родственника осуждённого в зону (изъято цензурой)
«Получаю теперь, Василий, я неплохо 200 руб. Но всё подорожало вокруг. На рынке за десяток яиц отдашь 70 рубликов. В заводской столовке обедаю на 9 рублей и ухожу почти что голодным. Даже хлеба забрать нельзя, по кусочку только дают».
Сохранены стилистика, орфография
и пунктуация авторов.
Вот такая была жизнь на воле. Хрен, в общем‑то, редьки не слаще…
Записал Адель Хаиров
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев