"Качалов! КА-ЧА-ЛОВ! ЗВУЧИТ!"
В Михайловских номерах (дом № 3 по улице Лобачевского) остановился по приезде в Казань осенью 1887 года будущий премьер русского театра, а тогда студент — Василий Качалов.
Из архива журнала "Казань" № 2 2017г.
Знаменитый
постоялец номеров Михайлова
В Михайловских номерах (дом № 3 по улице Лобачевского) остановился по приезде в Казань осенью 1887 года будущий премьер русского театра, а тогда студент — Василий Качалов. И снимал комнату первые два сезона своей службы в Казанском городском театре.
Качалов — сценический псевдоним великого русского актёра, родившегося в Вильно. Сейчас это город Вильнюс, столица Литвы. К 1875 году, когда Василий появился на свет, его отец был православным священником, протоиереем Иоанном Шверубовичем, настоятелем виленской Никольской церкви.
Окончив гимназию, Василий едет в Петербург и поступает в 1893 году на юридический факультет Петербургского университета, туда же, где учился его старший брат. Студент Шверубович пробыл в университете восемь семестров, то есть четыре года.
Идею превращения Шверубовича в Качалова приписывают Фёдору Шаляпину, который находился в приятельских отношениях с Василием. Однажды за разговором в кофейне Шаляпин заявил Василию со свойственной ему прямотой: «Какая‑то у тебя, Васька, фамилия никудышная — Шверубович, не актёрская какая‑то фамилия»… Затем певец, листая газету, натыкается на объявление, медленно читает: «Умер кучер Василий, Иванов сын, Качалов». И после короткого раздумья вдруг взрывается: «Смотри‑ка, тоже Василий, тоже Иванович, полный тёзка! Вот и возьми себе псевдоним — Качалов! Ка‑ча‑лов! Звучит!».
Студент‑юрист учёбу бросил и сделал окончательный выбор в пользу театра. Молодого актёра ждали в Казани, в труппе Михаила Матвеевича Бородая. Чтобы хоть как‑то успокоить родных, Василий сообщил им, что два последних семестра, то есть последний курс юридического факультета, он прослушает в Казанском университете. Но в Казань он уезжал уже не Шверубовичем, а Качаловым.
С труппой Казанско‑Саратовского товарищества двадцатидвухлетний актёр с прекрасными внешними данными — высокий, светловолосый, голубоглазый, с красивым тембром голоса, приехал в Казань в конце августа 1897 года, к началу театрального сезона. И был принят на год по контракту в драматическую труппу с окладом сто рублей на эпизодические роли типа «кушать подано».
Дом № 3 по улице Лобачевского
Городской театр
Академик Александр Ерминингельдович Арбузов, тогда студент, так передаёт своё впечатление о проявлении нового актёра на казанской сцене: «в 1897 году… я увидел Качалова. Когда из глубины сцены раздался голос ещё неизвестного артиста, в театре произошло что‑то небывалое. Весь зрительный зал насторожился и затаил дыхание. Это впервые прозвучал голос Качалова. Голос артиста, обладающий какой‑то особой тембровой окраской, проникал всюду, и казалось, для него не существует физических преград. Это первое впечатление музыки голоса сохранилось у меня на всю жизнь».
Как писал сам Качалов в своей статье для журнала «Экран», «в клетчатых штанах, цилиндре на голове и в огненно‑рыжем пальто явился я в Казань, в труппу Бородая». А. В. Ивановский помнит его «в скромном, но элегантном сером костюме и широкополой чёрной шляпе». На рисунке, сохранившемся в записной книжке Качалова, изображающем, как группа актёров вместе с Качаловым шествует по дамбе, соединяющей Казань с Адмиралтейской слободой и Дальним Устьем, где приставали пароходы, мы видим Качалова как раз в костюме и мягкой шляпе, а не в пальто и цилиндре.
А вскоре на двух сторонах дома, выходивших на улицы Черноозёрскую и Поперечно‑Воскресенскую, появилась вывеска: «Меблированныя комнаты». Дом этот прекрасно сохранился до наших дней — старинной прочной кирпичной кладки, неоштукатуренный… На той его стороне, которая выходит на улицу Лобачевского, между двух окон прилепилась неказистая банного мрамора доска, указывающая, что в доме этом в 1897 – 1899 годах проживал народный артист СССР В. И. Качалов.
К 1897 году фактическим хозяином дома был уже сын купца Михайлова Степан Герасимович, хотя формально дом принадлежал его старушке‑матери, которой тогда было семьдесят два года. Был он вдов, схоронил старших своих сыновей — Александра и Николая, третий сын, Виктор, записался вольноопределяющимся в Ветлужский резервный батальон, младший сын, Константин, двадцати лет, учился на аптекаря. Жили с ним ещё дочери, младшей из которых, Анастасии, было к этому времени шестнадцать лет. Училась она в Ксениинской гимназии, одной из лучших в Казани, но училась, видимо, неважно: осенью 1896 года сдавала переэкзаменовку за первый класс и была переведена во второй, отказавшись при этом изучать дополнительный французский язык, но уже во втором полугодии 1896 – 97 учебного года против её фамилии в классном журнале значится «выбыла».
Летом 1897 года Степан Герасимович испросил разрешение на ремонт балконов в доме матери, а осенью в газете «Казанский телеграф» появилось объявление: «Ресторан Михайлова бл. Чёрного озера отремонтирован и вновь открыт с 11 час. Ежедневно». Так что было где заезжему артисту и пообедать, имелись «в ресторане Михайлова… каждодневно свежие пирожки и настоящий кавказский шашлык». В доме, кроме того, располагалась фотография и был телефон, в необходимых случаях из театра могли позвонить, чтобы вызвать артиста, к примеру, для срочной замены кого‑то из заболевших.
Актриса Валентина Петровна Веригина, учившаяся в эти годы в Родионовском институте в Казани, вспоминает: «Качалов в Казани не занимал первого положения, однако публика его заметила. В «Царе Фёдоре» он играл князя Шаховского — жениха княжны Милославской. В третьем действии сцена в саду была прелестна, тут уже звучал обаятельный качаловский лиризм. Артиста вызывали обыкновенно по многу раз. Он имел большой успех и в концертах…
Все говорили о чудесном голосе Качалова, гимназистки покупали его портреты». На его выступления обратили внимание, и уже на третий сезон он сделался подлинным кумиром студенческой и особенно гимназической публики. Дочь хозяина меблированных комнат, где поселился Качалов, рассказывает в своих воспоминаниях, как гимназистки «охотились» за Качаловым, чтобы получить автограф на его портрете (Качалов сфотографировался в роли князя Шаховского в казанской фотографии «Фельзер», и открытки с его портретом можно было там приобрести), как эти портреты прятались на груди, в учебниках, в тетрадях; к ним относились, как к талисману. Качалова охотно приглашали на студенческие вечеринки и торжественные вечера, где он охотно читал стихи и монологи. Барышни, краснея от смущения, спрашивали у него совета, стоит ли им поступать на сцену. А когда пришло время прощаться (Качалов по приглашению основателей Художественного театра уезжал в Москву), на последнем его концерте в университете студенты внесли его в артистическую комнату на руках. И когда он вышел на эстраду, его буквально завалили цветами. Как вспоминает Анастасия Степановна Михайлова, ставшая впоследствии актрисой и вместе с другой поклонницей таланта Качалова, Ольгой Дадиан, служившая на казанской сцене в антрепризе Николая Ивановича Собольщикова‑Самарина в 1902 – 1905 годах, «восторженная толпа не хочет расставаться и просит Качалова — пожалуйста, ещё… Наконец, Качалов заканчивает чтение: Грибоедов, «Горе от ума» (монолог Чацкого, последнее действие). Опять бурные аплодисменты. Подносят большой лавровый венок с лентой от казанских студентов».
Жил Качалов в номерах Михайлова также зиму 1898 – 99 и весну 1899 года. А осенью 1899 года, вернувшись из Саратова к открытию драматического сезона в Казань, в номера Михайлова уже не вернулся. Последний свой сезон в Казани он жил на Поповой горе. Дом этот не сохранился.
Второй раз он оказался в Казани летом 1918 года. «В понедельник, 1 июля,— сообщала газета «За землю и волю»,— в Городском театре состоялся литературный вечер артистов Московского Художественного театра… На первое место необходимо поставить В. И. Качалова, который прямо очаровал казанцев и своим прекрасным бархатным голосом, и удивительным мастерством мгновенного перевоплощения, и дивным чтением стихов. Брут и Антоний, Иван Грозный и Гарабурда в одно и то же время — он без грима и костюма, пользуясь исключительно мимикой и речевым аппаратом, сумел создать перед аудиторией живые образы исполняемых им лиц».
И это была последняя встреча Качалова с Казанью. Если считать по времени пребывания Качалова в Казани, то он прожил здесь в общей сложности всего лишь одиннадцать месяцев, то есть менее года, но так случилось, что надолго, может быть, навсегда оставил здесь своё имя и память о себе. Как‑то скупо вспоминал он об этом периоде своей жизни, но, тем не менее, всегда с гордостью, потому что именно здесь началась его слава. Доска появилась на доме в 1948 году, вскоре после смерти Качалова и выхода в свет постановления Совета Министров СССР об увековечении его памяти и присвоении имени Качалова Казанскому Большому театру.
Секретова Надежда Александровна — историк, старший преподаватель Казанского федерального университета и Федеральной академии туризма и спорта, председатель Гильдии экскурсоводов Казани.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев