Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Как не изобрести велосипед, сэкономить своё время и заработать деньги

Журнал "Казань", № 9, 2015 Литература, которая не устаревает - это патенты. В Татарстане единственный фонд патентов находится в Национальной библиотеке республики. Приходят сюда прежде всего студенты технических вузов, поскольку патентная часть - обязательная составляющая дипломов. Частые гости и самые настоящие изобретатели: кто‑то мечтает о славе, кто‑то - о государственной...

Журнал "Казань", № 9, 2015
Литература, которая не устаревает - это патенты. В Татарстане единственный фонд патентов находится в Национальной библиотеке республики. Приходят сюда прежде всего студенты технических вузов, поскольку патентная часть - обязательная составляющая дипломов. Частые гости и самые настоящие изобретатели: кто‑то мечтает о славе, кто‑то - о государственной премии, а кто‑то о тысячах долларов за проданный патент.
Патенты ждут будущих изобретателей
Фонд патентов в России формируется с 1924 года. Но до 1991 года патенты называли авторскими свидетельствами, авторам проку от них не было, они только удостоверяли авторство, ну, давали к ним пятьдесят рублей премии и значок «Почётный изобретатель».
В СССР изобретений было очень много: от восьмидесяти до ста тысяч в год. Сейчас - только тысяч двадцать. Дело в том, что раньше патент оформлялся бесплатно, а теперь обходится примерно в сто тысяч рублей. В основном патентуют изобретения крупные предприятия. В нашей республике очень много патентов получают компании сфер нефтехимии, машиностроения, а также кондитерские предприятия, производители алкогольной продукции - они патентуют рецептуру новых продуктов.
Все патенты, которые выданы с 1924 года и по сей день, есть в Национальной библиотеке Республики Татарстан. Эта литература не устаревает, патенты не утрачивают своей силы. Выдаёт патенты только одно ведомство - прежде оно называлось «Роспатент», сейчас это Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Как только там оформляют патент, он поступает в базы во всём мире, не случайно нашу литературу называют самой оперативной.
У ФИПСа, конечно, есть страница в Интернете. Однако там можно найти не все сведения. Во‑первых, ведомство свои базы продаёт. Купить их на Чеховском рынке, как думают некоторые студенты, невозможно: продаются они только по подписке. Мы закупаем эти базы регулярно в полном виде, и наши читатели бесплатно имеют к ним доступ.
Для работы с базами нужно знать некоторые тонкости. Вот простой пример: слово «батон» многие используют применительно к хлебу, в патентной же документации оно закреплено за колбасной продукцией, а булка - это хлебобулочное изделие. Если человек не введёт в поисковик эту категорию, то компьютер не выявит нужный ему массив информации. А взять, к примеру, патенты химии - там ведь сплошные термины, стоит допустить ошибку хотя бы в одной букве, и уже никогда не найдёшь искомое. У нас же все материалы систематизированы по тематическому принципу, заданы удобные методики поиска, и сориентироваться гораздо проще. К тому же всегда готовы помочь сотрудники отдела.
Изобретателю в первую очередь надо убедиться, что он не изобретает велосипед. Идею надо классифицировать, чтобы определить индекс - без этого никуда. Например, изобрёл человек лекарство, но оно может относиться к разным категориям: лекарственным средствам, БАДам, пищевым добавкам и так далее - разделов масса. На сайте ФИПСа индексов нет, так что единственный путь - в отдел патентной литературы. Там помогут в поиске, предостерегут от ошибок и сэкономят читателю время.
Не скрою, мы с грустью отмечаем, что изобретателей становится всё меньше. Много говорят про малый бизнес, а я за последние пять лет ни одного бизнесмена в нашем отделе не видела. Помню, в девяностые годы приходили молодые люди, шустрые, напористые, и выискивали идеи. Иногда выписывали адрес изобретателя, чтобы связаться с ним и уточнить какие‑то детали. Часто смотрели патенты по разведению пчёл, выращиванию гречихи, шампиньонов, постройке теплиц. Читатели патентной литературы знакомились с описаниями патентов и внедряли какие‑то идеи в своём хозяйстве.
Людей, готовых подхватить какую‑то новую идею и на этом заработать, было много. Сейчас гораздо меньше. Хотя возможности извлекать выгоду из патента остались: идеи для людей с головой всегда в цене, а автор изобретения вправе продать его за любую сумму. Государство даже не надо ставить в известность.
Как‑то сотрудники налоговой инспекции рассказали: некий изобретатель продал патент по очистке нефти в Англию и заработал на этом десятки тысяч долларов. И они только порадовались за него, потому что лицензионный договор - личное дело изобретателя, и прибыль является его собственностью.
Рыбицкая Елена Петровна - заведующая отделом патентной литературы Национальной библиотеки Республики Татарстан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев