Казанская кирха
Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, когда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, печатников. Среди лютеранских проповедников было немало людей учёных, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине.
Фото Гульнары Сагиевой
Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, когда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, печатников. Среди лютеранских проповедников было немало людей учёных, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине. Однако свобода религиозных отправлений, предоставленная лютеранам в православном государстве, была вызвана скорее тем, что они не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой. Во время ливонской войны 1558–1582 годов взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относится упоминание о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь пасторе Скультете.
Согласно «Уставу иностранных вероисповеданий» лютеранская церковь в России делилась на консисториальные округа, округа — на пробства (благочиния), состоявшие из приходов.
Возглавляла церковь находившаяся в Санкт-Петербурге генеральная консистория, собиравшаяся два раза в год. Приходские пасторы избирались из лиц, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете.
С открытием в 1804–1814 годах университета в Казань прибыли К. Ф. Фукс, И. Ф. Эрдман, Ф. Л. Брейтенбах, X. Френ и другие профессора из Германии. В 1816 году, «внимая желанию членов университета лютеранского исповедания», община избирает своим пастором профессора Ф. М. Томаса.
Первая лютеранская церковь (кирха) появляется в Казани при Петре I. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.
В 1926 году лютеранство исповедовали 53 казанца. Согласно новому советскому законодательству такого количества прихожан для сохранения общины было недостаточно, и в 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта.
P. S. В конце 1996 года кирха была вновь возвращена прихожанам.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Совета Казанского университета Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий, исправляющему должность Министра народного просвещения князю А. Н. Голицыну о дозволении исправлять обязанности пастора казанского лютеранского общества профессору университета Ф. М. Томасу
16 октября 1816 г.
Сего октября 13 дня публичный ординарный профессор Томас представил Совету, что здешнее лютеранское общество сделало ему предложение принять место пастора, когда нынешний пастор по причине преклонности лет и крайней дряхлости получит увольнение с назначением заслуженного пенсиона, на каковое предложение г. Томас, который прежде сего был пастором в городе Дерпте, изъявил оное согласие, коль скоро высшее начальство даст ему дозволение при нынешней его должности исправлять и обязанности пастора; почему и просил он сей Совет ходатайствовать о начальственном Вашего Сиятельства на сие соизволении, представляя при том, что с удобностью может соединить объём должности, занимаясь только по воскресным и праздничным дням, предлагаемую должность ему и употребляя на моленные путешествия время летних и зимних вакаций. В увещение того, что должность проповедника не отвлечёт г. Томаса от ревностного исполнения своих обязанностей по университету и внимая желанию членов университета лютеранского исповедания, Совет имеет честь представить прошение г. Томаса на начальственное благоусмотрение, испрашивая Вашего Сиятельства, чтобы он в качестве профессора мог принять на себя и должность пастора здешнего лютеранского общества.
НА РТ. Ф. 977. Совет. Д. 263. Л. 2,2 об.
УВЕДОМЛЕНИЕ
исправляющего должность Министра народного просвещения князя А. Н. Голицына в Совет Казанского университета о разрешении профессору университета Томасу занять место пастора казанского лютеранского общества
9 ноября 1816 г.
По представлению Совета со стороны Министерства просвещения я не нахожу затруднения занять ординарному профессору Томасу место проповедника лютеранского в Казани общества, оставить по-прежнему в звании профессора.
Исправляющий должность Министра просвещения
князь Александр Голицын
НА РТ Ф. 977. Оп. Совет. Д. 263. Д. 4. Заверенная копая.
Из ДОГОВОРА
Казанской лютеранской общины с Казгорсоветом о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани*
17 июня 1926 г.
Мы, нижеподписавшиеся, граждане города Казани, имеющие своё местожительство в Казани же, заключили настоящий договор с Казанским городским Советом Автономной Татарской Социалистической Советской Республики в лице зам. нач. т. Апанасова в том, что сего 7 числа июня месяца 1926 года приняли от казанского городского Совета АТССР в бессрочное, бесплатное пользование находящиеся в г. Казани 1/на Покровской улице на участке № 26 Евангелическо‑Лютеранскую церковь Св. Екатерины, 2/на Арском поле евангелическо-лютеранское кладбище с часовней и сторожкой со всеми богослужебными предметами по особой, нами заверенной своими подписями, описи на следующих условиях:
1. Мы, нижеподписавшиеся, граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность вручённого нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому совладению и иных обязанностей.
2. Храмами и находящимися в них богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и предоставлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.
3. Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы вручённое нам имущество не было использовано для целей, несоответствующих ст. ст.1 и 2 настоящего договора. В частности в принятых нами в заведывание богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать: а) политических собраний враждебного Советской власти направления, б) раздачи и продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или её представителей, в) произнесение проповедей и речей враждебных Советской власти или её отдельным представителям и г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям Казанского городского Совета АТССР относительно распорядка пользования колокольнями.
* Утверждён на заседании секретариата Казанского городского Совета 06. 07. 1926 г.
Подписи.
НА РТ. Ф. Р-3852. Оп. 1. Д. 730. Л. 1-2. Подлинник.
Из ПРОТОКОЛА
общего собрания прихожан лютеранской церкви г. Казани
10 ноября 1929 г.
СЛУШАЛИ:
1. Вопрос о дальнейшем существовании общины.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Сделать всё зависящее от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование церкви и общины.
Председатель общего собрания: подпись
Секретарь: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 25. Подлинник.
ЗАЯВЛЕНИЕ
приходского Совета
лютеранской общины г. Казани
в НКВД ТАССР о ликвидации общины
13 ноября 1929 г.
Постановлением общего собрания членов ев.-лютеранской общины г. Казани от 10 ноября 1929 года церковь должна быть сохранена. Фактическое проведение в жизнь означенного постановления оказалось невыполнимым, т. к. нет возможности собрать требующегося по закону числа подписей под договором. Вследствие изложенного церковный совет вынужден общину ликвидировать и просит Народный Комиссариат Внутренних дел сделать зависящее распоряжение о приёме церковного имущества согласно существующих описей.
Председатель Церк. Совета: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 23. Подлинник
ЗАЯВЛЕНИЕ
пастора лютеранской общины г. Казани А. А. Бютнера
в НКВД ТАССР о прекращении обязанностей священнослужителя
14 ноября 1929 г.
Довожу до сведений НКВД, что вместе с ликвидацией ев.-лютеранской общины я прекращаю заниматься священнослужением и прошу меня из числа служителей церквей г. Казани исключить.
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 20. Подлинник.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
НКВД ТАССР об отказе
лютеранской общины
от пользования церковным зданием
19 ноября 1929 г.
Ввиду поданного заявления церковным советом ев.-лютеранской религиозной общины по ул. Карла Маркса д. 26 об отказе от пользования церковным зданием Народный Комиссариат Внутренних Дел объявляет, что в течение недельного срока от сего числа верующие граждане евангелическо-лютеранского вероисповедания могут подать в НКВД заявление о желании взять в пользование указанное здание для богослужебных целей.
По истечении недельного срока здание будет закрыто.
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 27. Заверенная копия.
ВЫПИСКА
из протокола заседания Президиума ЦИК ТАССР
о закрытии лютеранской церкви г. Казани
6 декабря 1929 г.
СЛУШАЛИ:
6. Представление НКВД о закрытии лютеранской церкви в г. Казани.
ПОСТАНОВИЛИ:
Имея в виду отказ общины верующих от дальнейшего пользования храмом и учитывая острый недостаток в помещениях, Президиум ЦИК постановляет: действие договора, заключённого Казгорсоветом с общиной евангелистовской лютеранской церкви, прекратить и церковь закрыть, передав здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение.
Секретарь ЦИК ТССР: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д 730. Л. 30. Подлинник.
ВЫПИСКА
из протокола заседания Президиума ЦИК ТАССР
о передаче органа закрытой лютеранской церкви
в распоряжение Восточного музыкального техникума
27 декабря 1929 г.
СЛУШАЛИ:
19. Ходатайство НКПроса о передаче органа из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума.
ПОСТАНОВИЛИ:
Передать орган из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума, предложив НКПросу оформить эту передачу по согласованию с НКФ (Госфонд).
Секретарь ЦИК ТССР: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 31. Подлинник.
Вступительная статья и документы к публикации подготовлены
научным сотрудником Национального архива Республики Татарстан
Г. А. Двоеносовой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев