Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Казанская кирха

Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, ко­гда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, печатников. Среди лютеранских проповедников было немало людей учёных, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине.

Фото Гульнары Сагиевой

Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, ко­гда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, печатников. Среди лютеранских проповедников было немало людей учёных, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине. Однако свобода религиозных отправлений, предоставленная лютеранам в православном государстве, была вызвана скорее тем, что они не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой. Во время ливонской войны 1558–1582 годов взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города с правом свободного ­исповедания своей веры. К этому времени от­носится упоминание о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь пасторе Скультете.
Согласно «Уставу иностранных вероисповеданий» лютеранская церковь в России делилась на консисториальные округа, округа — на пробства (благочиния), состоявшие из приходов.
Возглавляла церковь находившаяся в Санкт-Петербурге генеральная консистория, собиравшаяся два раза в год. Приходские пасторы избирались из лиц, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете.
С открытием в 1804–1814 годах университета в Казань прибыли К. Ф. Фукс, И. Ф. Эрдман, Ф. Л. Брейтенбах, X. Френ и другие профессора из Германии. В 1816 году, «внимая желанию членов университета лютеранского исповедания», община избирает своим пастором профессора Ф. М. Томаса.
Первая лютеранская церковь (кирха) появляется в Казани при Петре I. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.
В 1926 году лютеранство исповедовали 53 казанца. Согласно новому советскому законодательству такого количества прихожан для сохранения общины было недостаточно, и в 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта. 

P. S. В конце 1996 года кирха бы­ла вновь возвращена прихожанам.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Совета Казанского университета Главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий, исправляющему должность Министра народного просвещения князю А. Н. Голицыну о дозволении исправлять обязанности пастора казанского лютеранского общества профессору университета Ф. М. Томасу
16 октября 1816 г.

Сего октября 13 дня публичный ­ординарный профессор Томас представил Совету, что здешнее лютеранское общество сделало ему предложение принять место пастора, когда нынешний пастор по причине преклонности лет и крайней дряхлости получит увольнение с назначением заслуженного пенсиона, на каковое предложение г. Томас, который прежде сего был пастором в городе Дерпте, изъявил оное согласие, коль скоро высшее начальство даст ему дозволение при нынешней его должности исправлять и обязанности пастора; почему и просил он сей Совет ходатайствовать о начальственном Вашего Сиятельства на сие соизволении, представляя при том, что с удобностью может соединить объём должности, занимаясь только по воскресным и праздничным дням, предлагаемую должность ему и употребляя на моленные путешествия время летних и зимних вакаций. В увещение того, что должность проповедника не отвлечёт г. Томаса от ревностного ­исполнения своих обязанностей по университету и внимая желанию членов университета лютеранского исповедания, Совет имеет честь представить прошение г. Томаса на начальственное благоусмотрение, испрашивая Вашего Сиятельства, чтобы он в качестве профессора мог принять на себя и должность пастора здешнего лютеранского общества.
НА РТ. Ф. 977. Совет. Д. 263. Л. 2,2 об.

УВЕДОМЛЕНИЕ
исправляющего должность Министра народного просвещения князя А. Н. Голицына в Совет Казанского университета о разрешении профессору университета Томасу занять место пастора казанского лютеранского общества
9 ноября 1816 г.

По представлению Совета со стороны Министерства просвещения я не нахожу затруднения занять ординарному профессору Томасу место проповедника лютеранского в Казани общества, оставить по-прежнему в звании профессора.
Исправляющий должность Министра просвещения 
князь Александр Голицын 
НА РТ Ф. 977. Оп. Совет. Д. 263. Д. 4. Заверенная копая.

Из ДОГОВОРА
Казанской лютеранской общины с Казгорсоветом о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани*
17 июня 1926 г.

Мы, нижеподписавшиеся, граждане города Казани, имеющие своё местожительство в Казани же, заключили настоящий договор с Казанским городским Советом Автономной Татарской Социалистической Советской Респуб­лики в лице зам. нач. т. Апанасова в том, что сего 7 числа июня месяца 1926 года приняли от казанского городского Совета АТССР в бессрочное, бесплатное пользование находящиеся в г. Казани 1/на Покровской улице на участке № 26 Евангелическо‑Лютеранскую церковь Св. Екатерины, 2/на Арском поле евангелическо-лютеранское кладбище с часовней и сторожкой со всеми богослужебными предметами по особой, нами заверенной своими подписями, описи на следующих условиях:
1. Мы, нижеподписавшиеся, граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность вручённого нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому совладению и иных обязанностей.
2. Храмами и находящимися в них богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и предоставлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.
3. Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы вручённое нам имущество не было использовано для целей, несоответствующих ст. ст.1 и 2 настоящего договора. В частности в принятых нами в заведывание богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать: а) политических собраний враждебного Советской власти направления, б) раздачи и продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или её представителей, в) произнесение проповедей и речей враждебных Советской власти или её отдельным представителям и г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям Казанского городского Совета АТССР относительно распорядка пользования колокольнями.

* Утверждён на заседании секретариата Казанского городского Совета 06. 07. 1926 г.
Подписи.
НА РТ. Ф. Р-3852. Оп. 1. Д. 730. Л. 1-2. Подлинник.

Из ПРОТОКОЛА
общего собрания прихожан лютеранской церкви г. Казани
10 ноября 1929 г.

СЛУШАЛИ:
1. Вопрос о дальнейшем существовании общины. 
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Сделать всё зависящее от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование церкви и общины.
Председатель общего собрания: подпись 
Секретарь: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 25. Подлинник.


ЗАЯВЛЕНИЕ
приходского Совета 
лютеранской общины г. Казани
в НКВД ТАССР о ликвидации общины
13 ноября 1929 г.

Постановлением общего собрания членов ев.-лютеранской общины г. Казани от 10 ноября 1929 года церковь должна быть сохранена. Фактическое проведение в жизнь означенного постановления оказалось невыполнимым, т. к. нет возможности собрать требующегося по закону числа подписей под договором. Вследствие изложенного церковный совет вынужден общину ликвидировать и просит Народный Комиссариат Внутренних дел сделать зависящее распоряжение о приёме церковного имущества согласно существующих описей.
Председатель Церк. Совета: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 23. Подлинник


ЗАЯВЛЕНИЕ
пастора лютеранской общины г. Казани А. А. Бютнера
в НКВД ТАССР о прекращении обязанностей священнослужителя
14 ноября 1929 г.

Довожу до сведений НКВД, что вместе с ликвидацией ев.-лютеранской общины я прекращаю заниматься священнослужением и прошу меня из числа служителей церквей г. Казани исключить.
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 20. Подлинник.


ОБЪЯВЛЕНИЕ
НКВД ТАССР об отказе 
лютеранской общины
от пользования церковным зданием
19 ноября 1929 г.

Ввиду поданного заявления церковным советом ев.-лютеранской религиозной общины по ул. Карла Маркса д. 26 об отказе от пользования церковным зданием Народный Комиссариат Внутренних Дел объявляет, что в течение недельного срока от сего числа верующие граждане евангелическо-лютеранского вероисповедания могут подать в НКВД заявление о желании взять в пользование указанное здание для богослужебных целей.
По истечении недельного срока здание будет закрыто.
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 27. Заверенная копия.


ВЫПИСКА
из протокола заседания Президиума ЦИК ТАССР
о закрытии лютеранской церкви г. Казани
6 декабря 1929 г.

СЛУШАЛИ:
6. Представление НКВД о закрытии лютеранской церкви в г. Казани.
ПОСТАНОВИЛИ:
Имея в виду отказ общины верующих от дальнейшего пользования храмом и учитывая острый недостаток в помещениях, Президиум ЦИК постановляет: действие договора, заключённого Казгорсоветом с общиной евангелистовской лютеранской церкви, прекратить и церковь закрыть, передав здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение.
Секретарь ЦИК ТССР: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д 730. Л. 30. Подлинник.


ВЫПИСКА
из протокола заседания Президиума ЦИК ТАССР
о передаче органа закрытой лютеранской церкви
в распоряжение Восточного музыкального техникума
27 декабря 1929 г.

СЛУШАЛИ:
19. Ходатайство НКПроса о передаче органа из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума.
ПОСТАНОВИЛИ:
Передать орган из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума, предложив НКПросу оформить эту передачу по согласованию с НКФ (Госфонд).
Секретарь ЦИК ТССР: подпись
НА РТ. Ф. Р-5852. On. 1. Д. 730. Л. 31. Подлинник.

Вступительная статья и документы к  публикации подготовлены 
научным сотрудником Национального архива Республики Татарстан 
Г. А. Двоеносовой. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев