Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Казанский вертолётный: картинки из истории

Валерий СОЛОМАХИН С тачанок - на вертолёты Казанский вертолётный завод ведёт свою историю от завода № 169, который производил… конно‑обоз­ное хозяйство - колёса, тачанки, телеги и тому подобное и относился к Народному комиссариату лесной промышленности.

С 1935 года завод стал выпускать авиационные лыжи для всех типов самолётов. Решением Совета труда и обороны от 8 июля 1939 года его перевели в Народный комиссариат авиационной промышленности. В 1940‑м добавилось производство узлов для истребителей ЛаГГ‑3 и И‑15бис.

В июле 1В. Ю. Морозовский, С. И. Сикорский - вице-президент по особым проектам Sikorsky Aircraft,

Е. М. Морошек, В. Г. Боркунов в Музее трудовой славы завода.

28 сентября 1994941 года в Ка­зань эвакуировали ленинградский завод № 387, изготавливавший самолёты У‑2 (По‑2), и завод № 169 стал его частью. Интересно, что тема У‑2 пришла на 387‑й от ленинградского же завода № 23, бывшего Русско‑Балтийского вагонного завода, на котором до революции работал выдающийся впоследствии авиаконструктор, отец современного вертолётостроения Игорь Сикорский, а сын Сикорского Сергей посетил Казанский вертолётный завод 28 сентября 1994 года.

Трудяги фронтового неба

За годы Великой Оте­че­ственной вой­ны на Казанском авиа­ционном заводе № 387 выпустили 11 334 самолёта По‑2, которые применялись на фронте как лёгкие ночные бомбардировщики, самолёты связи, санитарные и штабные машины, корректировщики огня. 9 746 самолётов По‑2 казанского производства громили врага в составе шестна­дцати ночных ближнебомбардировочных авиа­ционных дивизий, действовавших на всех фронтах вой­ны.

В 1943 году, во время войны, завод выпускал до тринадцати самолётов По-2 в день.

История знаменитого рисунка

1 мая вокруг Рейхстага и в самом здании шёл ожесточённый бой. Поэтому на По‑2 сделали только один круг, чтобы запечатлеть водружённое на нём Знамя Победы. Вернувшись на аэродром, на котором стоял и персональный самолёт Жукова, Виктор Тёмин сумел каким‑то образом убедить пилота немедленно вылететь в Москву, не спросив разрешения у самого маршала. Шутили, что Тёмин просто угнал самолёт Жукова. Ко­гда в Москве проявили плёнку, оказалось, что никаких флагов на них не видно. Хотя не менее десятка знамён уже были вывешены и установлены в различных местах здания. И Тёмин хорошо их видел с самолёта. Что делать?

В редакции своему лучшему фотографу поверили на слово, тем более что уже было объявлено на весь мир о водружении флага над Рейхстагом. И если он ещё там не установлен, то это всё равно случится и объявленную дату никто менять не будет. Правда, главного редактора совсем не устроили места установки знамён, на которые указывал Тёмин, не зная точно, какое из них и есть главное Знамя Победы. Для Знамени Победы мог подойти только купол Рейхстага. Поэтому ретушёру приказали дорисовать флаг на нужном месте. Тёмин вернулся в Берлин на том же самолёте Жукова, размахивая пачкой газет с фотографией поверженного Рейхстага и развевающегося знамени на его куполе.

Художник‑ретушёр, пририсовавший флаг, плохо представлял себе размеры огромного купола Рейхстага. На фотографии Тёмина флаг вышел несуразно огромным, в два‑три раза больше настоящего знамени. Даже не зная размеров Рейхстага, путём простого сравнения, можно увидеть огромное несовпадение между знаменем, с которым позировали перед фотографами Егоров и Кантария, и флагом на снимке Тёмина.

Подарок Сталина королю Михаю

Последней конструкторской и производственной доработкой на нашем заводе была подарочная машина, самолёт По‑2 для румынского короля Михая, которому Сталин решил сделать подарок в 1946 году. За неделю боевой самолёт превратили в лёгкий, красивый, прогулочно‑подарочный, с роскошной отделкой пассажирской кабины (для короля и королевы) и скромной кабиной пилота.

Самолет По-2 для румынского короля Михая. Король Михай осматривает самолёт.

Ко­гда самолёт прибыл в Москву, принимавший генерал был сильно разочарован: «Первая кабина должна быть для короля. Он сам - лётчик!».

В Румынию полетел другой самолёт, не нашего производства.

«Чарли, срывающие с кровати»

По‑2 поставлялись и в Корейскую Народно‑Демократическую Респуб­лику с 1947 года. С учётом опыта, полученного в годы Великой Оте­че­ственной вой­ны, в 1950 году в КНДР создаётся ночной авиационный полк лёгких ночных бомбардировщиков, на вооружении которого были самолёты из СССР.

Знаменитый самолёт По-2.

Начиная с лета 1951 года лётчики ночного авиационного полка совершали ночные боевые вылеты, атакуя цели за линией фронта. Ночные вылеты По‑2 наносили не только материальный урон, но и оказывали моральное воздействие на солдат противника, которые не могли чувствовать себя в безопасности даже ночью. У американских солдат По‑2 получили прозвище Bedcheck Charlie - «Чарли, срывающие с кровати», а ещё «Чокнутые китайские будильники».

Помог подарок Дуайта Эйзенхауэра

Вертолёт Ми-4.

Предполагают, что проблему со­здания цельнометаллических лопастей для первого по‑настоящему массового казанского вертолёта Ми‑4 помог решить подарок президента США Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущёву. В 1960 году в Москву доставили два вертолёта S‑58 (конструктор - тот самый Сикорский) в варианте VIP‑салонов. Посмотреть в них было на что, а ресурс лопастей был две тысячи часов против ста пятидесяти у наших. В следующем году на казанском заводе началось внедрение металлических лопастей. А на «подарках» довелось полетать испытателю предприятия Борису Демчаку (впоследствии - заместитель и помощник главного конструктора), ко­гда он был слушателем школы лётчиков‑испытателей.

Почему Ми-17?

Вертолёт производства Казанского вертолётного завода на службе.

Казанский вертолётный завод стал единственным российским вертолётным предприятием, машины которого закупило министерство обороны США - у наших вертолётостроителей есть выданный им сертификат. Это говорит о том, что американским стандартам качества соответствует не только Казанский вертолётный завод, но и вся авиастрои­тель­ная технология России. У Соединённых Штатов Америки нет продукции такого качества и с такими техническими характеристиками. Американцы заказали для Афганистана шестьдесят три вертолёта Ми‑17В‑5. Конгресс США не раз пытался заблокировать сделку, как наносящую вред оборонной промышленности США, но безуспешно - Пентагон настоял на том, что Ми‑17 подходят для условий Афганистана лучше всего. Любопытно, что в тени американского контракта остался тот факт, что в Афганистане на Ми‑17 предпочитали летать и союзники США. Канада, правда, только арендовала четыре Ми‑17В‑5, а вот Польша приобрела вертолёты именно в Казани.

Первый экспортный заказ

Первый экспортный заказ завод получил в 1956 го­ду от одной из стран Европы на вертолёт Ми‑4. Он был предназначен для перевозки людей в международные высокогорные курорты.

Кто ищет, тот найдёт!

Корреспонденту одной из зарубежных газет было поручено написать разгромную статью про первый экспортный вертолёт Ми‑4, сделанный в СССР на Казанском вертолётном заводе. Он долго искал недостатки, исследуя тактико‑технические характеристики машины, качество сборки и покраски. По лётным показателям и экономичности вертолёт превосходил все то­гдашние зарубежные аналоги. Придраться можно было только к качеству покраски. На лакокрасочном покрытии фюзеляжа он обнаружил следы от разметочного карандаша. Перед нанесением очередного слоя краски изображение размечалось простым карандашом. Потом по контуру рисунка наносилась липкая лента, которую после покраски убирали. Сама разметочная линия, если она была видна, смывалась специальным раствором. Однако из‑за спешки сдачи вертолёта в срок линии карандаша забыли убрать. Соответственно, была написана статья о неряшливости советских спе­циа­листов во всём, даже в покраске вертолётной техники. Увидев эту статью, директор завода Владимир Петрович Максимов написал резолюцию прямо на газете: «Наказать виновного!».

Первый казанский вертолётчик

Владимир Стародубцев осматривает двигатель.

Первым испытателем казанских вертолётов стал Владимир Стародубцев, родившийся 13 июня 1912 года в Красноярске. На вертолёты он пересел с… планёров и мастерски освоил пилотаж Ми‑1 и Ми‑4. Он был уверен в своей судьбе, но…

Как-то раз Стародубцев неожиданно позвонил жене на работу и сказал, что он жив‑здоров. И пояснил, почему звонит. Оказывается, в Саратове, где то­гда был Стародубцев, разбился вертолёт и погиб пилот, который был очень на него похож. Владимир Глебович очень боялся, что супруге сообщат по ошибке страшную новость, которая относилась вовсе не к нему.

Владимир Стародубцев и бортинженер, выпускник Казанского авиационного института Александр Куроптев, погибли 27 февраля 1954 года при испытаниях Ми‑4. А оба сына Стародубцева стали вертолётостроителями. Сейчас на заводе работает ведущим инженером-конструктором его внучка, продолжая династию.

Как снимали чёрный флаг над Казанью

Одним из самых экзотических заданий, которые выполняли экипажи завода, можно назвать вылет накануне 43‑й годовщины Октябрьской революции. Перед 7 ноября 1960 года казанцы с изумлением увидели, что на вершине колокольни церкви Богоявления на улице Баумана, высота которой шестьдесят два метра, развевается чёрное полотнище. Как оно там оказалось, никто не знал. Снять его надо было немедленно. Как? Подготовленных альпинистов быстро не найти. Оставалось одно - вертолёт. Выполнить операцию приказали Лео­ниду Антропову. Ему пришлось проявить всё своё мастерство, чтобы удерживать шеститонный Ми‑4 над венчающим колокольню крестом, пока флаг сбивали багром.

Богоугодное дело

Установка креста на колокольню храма.

14 сентября 1891 года на новую колокольню Раифского монастыря подняли и установили крест высотой семь метров, весом около тонны. Трудно представить, как его устанавливали в конце XIX века, ведь ко­гда в 1999 году ураган снёс крест, то обратно его устанавливали с помощью вертолёта Ми‑8. Командиром экипажа был заслуженный лётчик‑испытатель Виктор Русецкий.

Соломахин Валерий Юрьевич - директор Музея трудовой славы Казанского вертолётного завода.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев