Ленинградская симфония: казанская премьера
Декабрь 1941 года. Красная армия начала контрнаступление под Москвой, закладывая основу под разгром фашистской Германии, в Казани морозы минус 40, а в Куйбышеве, нынешней Самаре, Дмитрий Шостакович завершает работу над партитурой Седьмой симфонии, которую Анна Ахматова назовёт «знаменитой ленинградкой». Начав работать над ней ещё в Ленинграде, в перерывах между бомбёжками и тушением зажигательных бомб в составе пожарной команды, в октябре Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован в город на Волге.
Эвакуация затронула все аспекты жизни великой страны. За Волгу и Урал были вывезены все крупные промышленные и научные предприятия. Казань приняла многие заводы авиа- и приборостроения. Под руководством Отто Юльевича Шмидта, известного полярника, руководителя экспедиции на пароходе «Челюскин», в столицу Татарии был отправлен Президиум Академии наук СССР.
Всесоюзный научно-исследовательский институт имени И. Павлова занял здание Казанского музыкального училища, а само училище переместилось в знаменитую Первую музыкальную школу по улице Горького, занимавшую бывшую усадьбу Боратынских. Благодаря воле директора школы Рувима Полякова стены школы приняли эвакуированных из Москвы и блокадного Ленинграда, представителей творческой интеллигенции. Среди них были Михаил Фабианович и Елена Фабиановна Гнесины — основатели знаменитой «Гнесинки», композиторы Михаил Алексеевич Юдин и Альберт Семёнович Леман.
Дмитрий Шостакович
Приезд столичного творческого десанта послужил поводом для события, которое видится из сегодняшнего дня, без преувеличения, сенсационным! Поздней осенью 1942 года в Первой музыкальной школе была исполнена Седьмая — «ленинградская» — симфония Дмитрия Шостаковича.
Её историческая премьера состоялась ранее, 5 марта, в Куйбышеве под управлением Самуила Самосуда, а 29 марта он же продирижировал ею в Москве. В июле того же года радиопремьера симфонии прозвучала в США в исполнении оркестра Эн-Би-Си под управлением Артуро Тосканини, а 9 августа — в самом блокадном Ленинграде, где ею продирижировал Карл Элиасберг.
В череде этих знаковых премьер первое исполнение Седьмой симфонии в Казани, в ДМШ № 1, — яркое свидетельство вовлечённости всех без исключения музыкантов страны в текущую «повестку». На двух роялях в стенах школы симфонию играли профессор Ленинградской консерватории Ирина Миклашевская и профессор Московской консерватории Елена Бекман-Щербина. Партию малого барабана исполнил тогда ещё студент Казанского музыкального училища, его будущий директор Марс Гумеров. Вскоре состоялось и второе исполнение легендарной симфонии с участием выпускников школы, студентов Московской консерватории и её будущих профессоров Степана Григорьева и Надежды Николаевой. Вела концерты выпускница школы, будущий профессор Казанской консерватории Галина Касаткина. А организатором этих уникальных премьер стала выпускница знаменитой Джульярдской школы в Нью-Йорке (той самой, которую окончит пианист Ван Клиберн), преподаватель Московской консерватории Валентина Джозефовна Конен. В эвакуации она преподавала в Казанском музыкальном училище и служила медсестрой в военном госпитале.
«Белым пятном» этой истории остаётся вопрос: каким образом у исполнителей той премьеры оказались ноты симфонии? Эта загадка, которую ещё предстоит разгадать...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев