Марш победителя
В декабре минувшего года исполнилось 100 лет со дня рождения советского и российского композитора и дирижёра, народного артиста России, профессора Бориса Александровича ДИЕВА. Уроженец Казани, он вошёл в военно-музыкальную летопись страны в качестве создателя знаменитого марша «На страже мира», сопровождающего Парад Победы на Красной площади 9 мая. Об уникальном пути музыканта в книге «И жизнь, и слёзы, и любовь...» рассказала его жена и муза Татьяна Диева. Мы подготовили для наших читателей несколько фрагментов.
Пианино от Полякова
Борис Диев родился в Казани 4 декабря 1924 года. Его отец — Александр Григорьевич Диев — был военным топографом, командиром Красной армии, мама — Екатерина Васильевна — преподавала в школе русский язык и литературу, а также работала стенографисткой. Происходила она из дворянской семьи — отец Екатерины Васильевны состоял в должности статского советника, а мать, Наталья Львовна, была выпускницей Института благородных девиц. Однако в те годы упоминать об этом было не принято и слишком опасно.
Александр Григорьевич и Екатерина Васильевна растили двух детей — Володю и Борю. В 1927 году семью постигло несказанное горе — безвременно ушёл из жизни Александр Григорьевич, и заботы о детях легли на плечи Екатерины Васильевны. После смерти отца Боря и Володя получали пенсионное пособие Наркома Обороны СССР, но денег всё равно не хватало — надо было содержать и жившую в семье бабушку, Наталью Львовну. Для дополнительного заработка Екатерина Васильевна брала на дом работу и по ночам печатала на машинке, обкладывая её подушками, чтобы не беспокоить соседей.
Бабушка Наталья Львовна была очень образованным человеком, любила литературу и музыку, играла на фортепиано. Она взяла на себя воспитание внуков и ведение домашнего хозяйства. Старший брат Володя рос слабым болезненным мальчиком, но вместе с тем был необычайно талантлив. От отца он унаследовал любовь к театру — в самые ранние годы папа, который служил в Одессе, водил его на спектакли в Одесский оперный театр. Володя с отличием окончил школу, затем поступил на филологический факультет Казанского университета. В будущем он стал известным литературоведом.
После смерти мужа Екатерина Васильевна с детьми и мамой вернулись из Одессы в Казань, стали жить у брата, Владимира Васильевича. В его семье тоже росли двое ребят — Оля и Дима. Жили родственники намного благополучнее — в квартире был рояль, детей обучали музыке. Слыша доносившиеся из соседней комнаты звуки, маленький Боря умолял маму отдать и его учиться. После долгих уговоров и при поддержке бабушки Екатерина Васильевна, наконец, согласилась, и Боря поступил в Детскую музыкальную школу № 1 по классу фортепиано. Его первым педагогом стала Екатерина Павловна Леонтьева. Стремительные успехи мальчика в обучении музыке вызвали ревность его тётушки — под разными предлогами она не пускала его заниматься на рояле. Узнав об этом, Екатерина Павловна попросила дирекцию школы о поддержке талантливого ребёнка, и по распоряжению её директора, Рувима Львовича Полякова, Боре привезли и поставили в комнату казённое пианино. Это была первая победа маленького музыканта и будущего композитора!
Боря опережал в учёбе сверстников. Он окончил музыкальную школу не за семь, как полагалось, а за пять лет и блестяще выдержал вступительные экзамены в музыкальное училище. Педагоги сразу выделили его яркое дарование, называя не иначе как «будущий Яков Зак» и доверив однажды выступить по радио с исполнением «Времён года» Петра Чайковского. По композиции Боря занимался у Назиба Гаязовича Жиганова, параллельно посещал уроки в общеобразовательной школе, хотя времени на учёбу в ней оставалось мало.
Каждое лето Борю отправляли к дяде Юрию Васильевичу и его жене, жившим в Лаишево. Своих детей у них не было, и они очень любили и баловали племянника. Но юного музыканта всегда тянуло обратно домой, к инструменту. Без музыки он уже не мог представить своего существования.
На фронте
Наступило грозное лето 1941 года. С началом Великой Отечественной войны любимый дядя Юра ушёл на фронт и в первый же год погиб под Вязьмой. Известие о его гибели стало сильным потрясением для всех.
Материальное положение семьи во время войны ухудшилось и, чтобы помочь матери и бабушке, Борис устроился грузчиком на табачную фабрику, а вечерами играл в клубе на танцах. В 1942 году он получил повестку о призыве на воинскую службу. Мама собрала все деньги, что были, и купила Боре в дорогу буханку хлеба. Так случилось, что его призыв отодвинули на месяц, и тогда мама снова приготовила ему хлеба в дорогу — а он стоил в то время дороже золота. Борис не остался в долгу и весь свой армейский паёк постоянно посылал домой.
Война прервала учёбу и пианистическую карьеру молодого музыканта. Бориса Диева направили в Смоленское стрелково‑снайперское училище. Узнав о том, что вновь прибывший — музыкант, командование поинтересовалось, играет ли он на аккордеоне. Не задумываясь, Борис ответил: «Играю», — хотя никогда ранее не держал в руках инструмент, и буквально за одну ночь освоил на выданном аккордеоне кнопочную клавиатуру. Наутро его успехи вызвали восторг командования, и вскоре после этого был подписан приказ об определении Бориса Диева в военный оркестр.
Тем временем на фронте шли ожесточённые бои, за которыми следила вся страна. Именно тогда Борис стал сочинять музыку на слова поэтов, тексты которых были связаны с войной. Часто с аккордеоном он ходил по палатам госпиталей. Его музыка подбадривала солдат. Помимо аккордеона, Борис овладел игрой на альте, корнете, баритоне, тромбоне и сигнальном рожке, под звуки которого выпускники стрелкового училища отправлялись на фронт. Борис Александрович вспоминал, как однажды, проводив очередной выпуск училища, на обратном пути не мог сесть на поезд — вагоны были переполнены, даже на подножках стояли люди. Какой-то незнакомый офицер в окно крикнул ему: «Эй, солдат! Иди сюда!» и за обе руки втащил через окно. Был и такой случай: возвращаясь с фронта, он успел зацепиться только за поручни вагона. На весу с трудом доехал до следующей станции, хотя руки затекли и онемели.
Как-то один из курсантов привёз из Москвы ноты новых песен. Среди них была «Тёмная ночь» Никиты Богословского из кинофильма «Два бойца» и другие. Борис сразу сделал оркестровое переложение. Эта работа не представляла для него никаких трудностей — достаточно было просто напеть мелодию.
Ещё перед войной Борис впервые услышал по радио джаз‑оркестры Александра Цфасмана и Гленна Миллера. Американец потряс молодого музыканта яркостью аранжировок и захватывающим темпераментом исполнения. Несмотря на тяготы армейской службы, Борис Диев организовал из музыкантов военного оркестра джаз-банд, для которого сделал серию обработок популярных в те годы песен и танцев и подготовил разнообразную концертную программу. С этим коллективом он выступал в воинских частях и госпиталях, а с аккордеоном и с солисткой (женой одного из офицеров) выезжал на прифронтовую линию, чтобы в краткие моменты передышек между боями дать концерт перед солдатами и офицерами.
Марш-бросок к совершенству
После окончания войны Борис Диев прослужил в армии ещё два года. Руководство училища знало о его желании продолжить учёбу, и в январе 1947 года командование решило предоставить старшине Б. А. Диеву рекомендацию для поступления на Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (Институт военных дирижёров).
В консерватории выяснилось, что приёмные экзамены должны состояться только в июле, но Борис настоял на прослушивании. В Москве стоял страшный мороз. В плохо отопленном помещении негнущимися, окоченевшими пальцами Борис играл на рояле для комиссии «Август» из «Времена года». Комиссии понравилось. Проверили слух — оказался абсолютным, задали несколько вопросов по истории музыки — ответы были полными и исчерпывающими. И тогда, в порядке исключения, за два месяца до начала экзаменационной сессии, Бориса зачислили на первый курс, в класс дирижёра Большого театра А. Д. Цейтлина. Параллельно в его жизни произошло другое важное событие — Борису Диеву было присвоено первичное офицерское звание младшего лейтенанта.
Композицию и инструментовку на факультете преподавали именитые профессора В. Я. Шебалин и А. Н. Александров. Помимо учёбы, молодой музыкант находил время для посещения театров, концертов, фестивалей и работы в библиотеке. На последнем госэкзамене по специальности «дирижирование», который проходил в Большом зале консерватории, Борис Диев исполнил свой марш «Однополчане» и Увертюру-фантазию Чайковского «Ромео и Джульетта» и получил высший балл, завершив учёбу на Военно‑дирижёрском факультете дипломом с отличием.
Борис Диев получил назначение в оркестр Гвардейской Карачевской дивизии Прибалтийского военного округа. Вскоре коллектив под его руководством занял первое место в Окружном конкурсе и был награждён грамотой командующим округом маршалом И. Х. Баграмяном.
Молодой офицер не остановился на достигнутом и в 1951 году поступил в адъюнктуру (аспирантуру) Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории. Его научным руководителем стал профессор М. М. Багриновский, а научным консультантом — крупнейший музыковед, профессор Л. А. Мазель.
Борис Александрович Диев окончил адъюнктуру блестящей защитой кандидатской диссертации по теме «Музыкальное оформление парада войск». Во время защиты он подтверждал некоторые из своих теоретических положений игрой на фортепиано настолько блистательно, что один из членов Учёного совета — профессор Я. И. Зак — не мог скрыть восхищения, восклицая: «Я бы присудил ему степень кандидата только за одни октавы в левой руке!» Удивительна связь времён — это говорил тот самый Яков Зак, славу которого прочили юному музыканту ещё в детстве!
Командует парадом — дирижёр!
В 1954 году Бориса Александровича назначают преподавателем кафедры дирижирования, а позже присваивают учёное звание доцента. Будучи художественным руководителем оркестра факультета, Борис Диев подготовил сложную концертную программу, с которой выступил на I Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в 1957 году в Москве. За исполнение этой яркой программы дирижёр и оркестр были удостоены звания лауреатов Первой премии фестиваля.
Важную роль в становлении профессиональной педагогической деятельности Бориса Диева сыграл курс «Дирижёрской ритмики». Его в течение многих лет вела профессор консерватории Нина Георгиевна Александрова. Начиная с 50-х годов Борис Александрович стал единственным и уникальным в СССР и в Европе педагогом по этой дисциплине, вёл занятия в Московской консерватории, Институте имени Гнесиных, Институте культуры, выезжал с лекциями в Германию и Норвегию, что было в те годы большой редкостью.
Наряду с педагогикой и научной деятельностью Борис Диев с большой творческой отдачей занимался композицией. Ещё в 1953 году издательство «Музыка» выпустило его марш «Родная сторона». Это же издательство опубликовало в 1958 году марш «Однополчане». Широкую известность обрели марши «На страже мира» и «Солдатская дружба», отмеченные премиями в 1965 и 1967 годах на всесоюзных конкурсах. С тех пор эти марши стали исполняться на парадах и торжественных мероприятиях почти всеми военными и гражданскими оркестрами в России и за рубежом. К 60-летию Великого Октября Диев получил от Союза композиторов СССР Диплом с I премией за марш «Содружество». «Праздничный парадный марш» Бориса Диева был премирован на Всесоюзном конкурсе «Марши и песни СССР» (1983). Другой его марш — «Весна 45-го» — также стал популярным и был отмечен премией конкурса Всесоюзного радио ко Дню Победы. Многие марши Бориса Диева были записаны и хранятся в фонде Всесоюзного радио. Всего им было создано более двадцати пяти маршей, чьи художественные достоинства заставили говорить о нём как о композиторе — «мастере строевого марша».
Не менее впечатляющими были его достижения и в других музыкальных жанрах, что послужило основанием для принятия в 1967 году в члены Союза композиторов СССР. Большой творческой удачей Б. А. Диева явилась его «Русская увертюра». Позже были написаны «Юбилейная увертюра», концертная увертюра «Российские просторы» для духового оркестра, а увертюра «Страна созидания» и поэма «Славица» для симфонического оркестра записаны Б. А. Диевым в фонд радио.
В 1970 году, после того как Борис Диев ушёл в отставку, его сразу пригласили в Министерство культуры РСФСР, назначив начальником Управления музыкальных учреждений, членом Коллегии Министерства культуры РСФСР. По его инициативе и при непосредственном участии проводятся «Дни литературы и искусства РСФСР» в Молдавии, Азербайджане, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии, где он выступал не только в роли организатора праздничных мероприятий, но и в качестве дирижёра симфонических и хоровых коллективов. Помимо этого, имя Бориса Диева часто встречалось на афишах абонементных концертов оркестра Московской филармонии. Поразительная способность совмещать дирижёрскую и композиторскую деятельность с выполнением административных обязанностей вызывала всеобщее удивление, за что в Министерстве культуры его называли «творческим чиновником».
С 1975 года Борис Диев стал художественным руководителем и главным дирижёром Государственного духового оркестра РСФСР, а также руководителем Сводного оркестра профсоюзов города Москвы. В 1970-х годах почти все крупные предприятия, заводы и фабрики имели свои духовые оркестры. В клубах и Домах культуры работали разные кружки художественной самодеятельности. Профсоюзы охотно выделяли деньги на костюмы и инструменты. В праздничные дни духовые оркестры сопровождали колонны демонстрантов. Помимо этого, оркестры выступали в парках, садах, на предприятиях и участвовали в различных мероприятиях. Среди оркестров устраивались смотры и конкурсы, в которых молодёжь принимала активное участие. Для таких любительских духовых оркестров Б. А. Диев специально сочинил много доступных для молодых музыкантов произведений. Большая часть их была опубликована в издательствах «Музыка» и «Советский композитор».
В 1977 году за достижения и успехи в концертной деятельности композитору и дирижёру Борису Александровичу Диеву было присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В том же году он был назначен музыкальным руководителем и главным дирижёром Московского государственного академического театра оперетты, располагавшегося на Большой Дмитровке, в доме князей Щербатовых. В театре он проработал до 1981 года. В 1981 году, продолжая вести в театре свои спектакли, Б. А. Диев соглашается занять должность профессора и заведующего кафедрой духовых и эстрадных оркестров Московского государственного института культуры.
Звезда панфиловцев
Однако, где бы ни работал Борис Александрович, чем бы ни занимался, главной составляющей и смыслом его духовной жизни всегда была и оставалась композиция. Ей он отдавал редкие и кратковременные периоды во время отдыха в Домах творчества. Полностью предаться любимому делу композитор смог лишь после вынужденного ухода из театра и института по состоянию здоровья. За последние два десятилетия им было создано восемь симфоний для духового оркестра. Первая симфония (четырёхчастная) с программным подзаголовком «Подвиг павших вдохновляет живых» была посвящена победе советского народа в Великой Отечественной войне. Премьера состоялась в исполнении оркестра Министерства обороны СССР под управлением автора 1 апреля 1986 года в Колонном зале Дома Союзов в рамках концертов VII съезда Союза композиторов СССР.
Большой успех и признание получили симфонии, прозвучавшие в концертных программах на ежегодно проводимом Международном музыкальном фестивале «Московская осень». На этом же фестивале 30 ноября 1986 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского в присутствии ветеранов 316-й стрелковой дивизии, в составе которой воевали 28 героев-панфиловцев, Государственным духовым оркестром РСФСР под управлением автора было исполнено одно из самых значительных сочинений Бориса Диева — поэма «У разъезда Дубосеково». В музыке поэмы, наполненной подлинным трагизмом и жизнеутверждающей силой, был воспет героический подвиг 28 воинов-панфиловцев, сдерживавших ожесточённый натиск фашистских танков на подступах к Москве и заплативших за свободу Родины собственной жизнью. После исполнения этого сочинения ветераны преподнесли композитору почётный знак — «Звезду панфиловцев».
За последние два десятилетия Б. А. Диевым написано немало произведений для симфонического оркестра, в которых он сохраняет преданность патриотической тематике. Пережив тяжелейшие и суровые годы войны ещё молодым юношей, Б. А. Диев весь свой талант посвятил в первую очередь памяти ровесников, отдавших жизнь за победу над фашистами, за счастливое будущее своей Родины. Среди этих сочинений: «Героическая поэма», поэмы «Славица» и «Величальная», увертюра «Страна созидания» для симфонического оркестра.
В 1991 году Б. А. Диеву была поручена важная и ответственная миссия — обработка и инструментовка Государственного Гимна Российской Федерации для духового оркестра, утверждённая впоследствии в качестве официальной Президентским указом. В 1992 году композитор и дирижёр был удостоен почётного звания народного артиста Российской Федерации, в 2000 году награждён Орденом Почёта, а в 2005 году Благодарностью Президента Российской Федерации. За музыку к спектаклю «Виват, Россия!» Б. А. Диеву присуждена Государственная премия Российской Федерации I степени.
Вся жизнь Бориса Александровича Диева — пример искренней любви к профессии, к музыке, беззаветного служения искусству, народу, армии. Подтверждением тому может служить вдохновенное звучание во время военных парадов на Красной площади столицы и в других городах нашей Родины его знаменитого марша «На страже мира», олицетворяющего могущество Вооружённых сил России, свято охраняющих мирную жизнь его граждан.
Борис Александрович Диев умер 30 мая 2008 года в Москве. Гражданская панихида прошла в Союзе композиторов, затем отпевание в храме, и с воинскими почестями он был похоронен на Востряковском кладбище. Оркестр Министерства обороны провожал Бориса Александровича в последний путь под его марши.
Фотографии из семейного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев