Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Михаил Тюфилин: его называли единственным

Журнал «Казань». № 9, 2016 Михаил Александрович Тюфилин - выходец из арзамасских ремесленников, из цеховых, как то­гда говорили. Его отец и дед были мастерами по резьбе по дереву и позолоте. Михаил унаследовал это дело и быстро преуспел в нём, исправил многие устаревшие иконостасы в родном Арзамасе, побывал в Муроме, сработал...

Журнал «Казань». № 9, 2016

Михаил Александрович Тюфилин - выходец из арзамасских ремесленников, из цеховых, как то­гда говорили. Его отец и дед были мастерами по резьбе по дереву и позолоте. Михаил унаследовал это дело и быстро преуспел в нём, исправил многие устаревшие иконостасы в родном Арзамасе, побывал в Муроме, сработал там балдахин над мощами святых благоверных князей Муромских.
Мастер большей частью работал в церквах: в ту пору такое умение было в основном востребовано именно в храмах.
Произведения этого молодого человека отличались от работ других ремесленников необыкновенной тщательностью, с которой были изготовлены все детали. Видно было, что, наделённый талантом, он работал с душой.
Семья переехала в Ка­зань. Определённые преимущества дал бы переход из цеховых в купечество, но для этого нужен был капитал, поэтому Михаил трудился не покладая рук.
Причислили его к купеческому сословию в 1864 году. В 1866 году в Казани проводилась губернская выставка кустарно‑прикладного производства, на которую три­дцатишестилетний Михаил представил работу весьма высокого достоинства и был отмечен Большой серебряной медалью. Тюфилина признают классным мастером резьбы по дереву и позолоте. В перечне спе­циа­листов казанского Ремесленного общества появляется запись о том, что он - единственный в городе резчик по дереву.
В семье­ появляется достаток. Тюфилины выкупают трёх­этаж­ный дом у вдовы Любови Матвеевны Унжениной наулице Засыпкинской, где они раньше были только квартирантами. В семье­ подрастают детишки. Однако в 1871 году пришло горе - умирает жена Михаила Александровича Александра Ва­силь­евна. Тюфилин ищет утешения в работе - за короткий срок бесплатно изготовляет дивной красоты иконостас в военной церкви во имя Спасителя Спасской башни Кремля. (По самым скромным подсчётам, изготовление и установка стоили 1500 руб­лей.) За эту работу мастер был награждён медалью «За усердие» для ношения на груди.
Впоследствии Михаил Александрович будет одним из первых казанцев, награждённых полным комплектом золотых медалей «За усердие».
Два старших сына умело помогают Михаилу Александровичу, втроём они быстро управляются со сложной и кропотливой работой. Современники утвер­ждали, что в Казани нет ни одной церкви, где бы ни приложили руку эти удивительные мастера. Жаль только, что время и воинствующий атеизм не сохранили эти шедевры. Лишь в церкви Арского кладбища да в верхнем храме Петропавловского собора сохранились его иконостасы. Собор этот является одним из самых ярких архитектурных образцов петровской эпохи. Там бывал Пушкин, в хоре пел Шаляпин. Тюфилин реставрировал его в 1964 - 67 годах.
Вскоре по просьбе епархии он отправляется в Чистополь, где с присущей ему тщательностью несколько месяцев изготавливает и устанавливает новый иконостас в Никольском соборе. Прихожане говорили, что работа Михаила Александровича создаёт небывалое ощущение про­светлённости в душе, а молитва в таком убранстве - это все­гда праздник!
Чистополь понравился мастеру, через десять лет он вновь посетил его, устроил иконостас в Успенском женском монастыре.
Тюфилина ценили не только как первоклассного спе­циа­листа, но и как человека сердечного, со светлой, доброй душой. В 1877 году прихожане Пятницкой церкви единодушно избрали его старостой. В этой должности он оставался до конца своей жизни. Даже ко­гда он был прикован тяжёлой болезнью к постели, священнослужители не снимали с него эту должность.
Казанская духовная консистория отмечала, что «при устройстве церковных иконостасов в сёлах, городах и местечках Казанской Епархии ни у кого не было с Тюфилиным ни споров, ни тяжб, и вообще ни от кого не было заявлено на него никаких неудовольствий». Губернское руководство ходатайствовало о награждении Тюфилина орденом, и вскоре Михаилу Александровичу был пожалован орден Святого Святослава 3‑й степени. И, как следствие, в декабре 1981 года Тюфилин вместе с женою и детьми был введён в сословие «Почётных граждан со всеми правами и преимуществами, как ему, так и потомкам дарованными».
Так цеховой из Арзамаса, ставший своим благородным трудом купцом 2‑й гильдии, обрёл звание потомственного почётного гражданина.
В 1883 году Россия готовилась к коронации Александра Третьего. В число депутатов для поездки в Санкт‑Петербург был избран и Михаил Александрович. В праздничной обстановке в Зимнем дворце Тюфилин преподнёс государю подарки, изготовленные им самим - в прекрасной резной позолоченной раме панно «Ка­зань» и букет цветов. Причём букет был сделан так искусно, что невозможно было понять, что он из дерева. Присутствующие были поражены. Там же был дипкорпус - их превосходительства Чрезвычайные и Полномочные послы. Каких только диковин они ни видели, к примеру, в Версале или в Букингемском дворце! Но при виде творений казанского мастера просвещённая Европа не смогла сдержать возгласов восхищения!
Слава о нашем мастере вышла далеко за пределы Татарии. В 1907 году патриарх города Иерусалима Дамиан Первый пожаловал Михаилу Александровичу золотой крест с частицей Животворящего Дерева Креста Господня. Это был первый случай получения такой награды в Казани.
Последним творением мастера было покрытие золотом всех трёх приделов любимой им Пятницкой церкви. Скончался Михаил Александрович 9 февраля 1914 года.
Дети его продолжали работать в Казани, старший сын Пётр стал городским архитектором, младший Иван преподавал в семинарии, дочери Мария и Александра окончили Мариинскую женскую гимназию.
***
Автор обращается к читателям, возможно, к родственникам Михаила Александровича, с просьбой помочь раздобыть его фотографию, нужную для написания книги, в которой пойдёт речь о Михаиле Александровиче Тюфилине.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев