Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Национальные балеты на казанской сцене

Государственному театру оперы и балета в Казани чуть больше 80 лет. Но сколько национальных балетов было поставлено за это время? Казалось бы, вопрос простой, но ответить на него оказалось не так легко.

Ф. Яруллин. «Шурале»

Начало

Немногие знают, что, когда в столице Татарии 17 июня 1939 года открылся Государственный оперный театр, в названии этого учреждения не было слова «балет». Театр создавался как оперный. При этом в штате были заложены «балетные» единицы, но в небольшом количестве, до 25 человек — по-видимому, для того, чтобы было кому исполнять танцевальные сцены в оперных спектаклях. 
Первые артисты казанской балетной труппы (в которую поступили и солисты ансамбля песни и танца, и талантливые представители самодеятельности) не ограничились участием в оперных постановках — «Качкын» Н. Жиганова, «Фауст» Ш. Гуно — и уже в сентябре 1939 года дали первый полноценный балетный спектакль. Им стала «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля в постановке главного балетмейстера Гая Тагирова — игровой, комический спектакль, который шутливо называют «прабабушкой» классического балета, поскольку это один из старейших сюжетов хореографического театра.
По-видимому, к концу первого сезона позиционирование театра как исключительно оперного изменилось — и балетную труппу решено было усиливать. Гай Тагиров выезжает в другие города, пытаясь привлечь новых артистов. Осенью 1940 года ему удаётся «завербовать» целый балетный коллектив — им стал «Остров танца», хореографический театр Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в Москве. В начале 1941-го столичные артисты прибыли в Казань и вошли в штат театра, сформировав очень представительную балетную труппу в 90 человек (для сравнения — по состоянию на апрель 2023 года в штате театра работают только 83 балетных артиста), а название учреждения, наконец, было изменено на «Татарский государственный театр оперы и балета». 
Танцовщики сразу принялись за работу — на август 1941 года была запланирована Декада татарского искусства в Москве, где следовало продемонстрировать, каких успехов в области оперно-балетного искусства за 1-2 года добился молодой коллектив. К этому событию готовили премьеру первого татарского балета «Шурале».

«Шурале»
О «Шурале» Фарида Яруллина необходимо сказать особо, ведь это хоть и первая, но, пожалуй, самая значительная страница в истории татарского балетного искусства. 
Для постановки балета весной 1941 года из Ленинграда был вызван танцовщик и постановщик Кировского (ныне Мариинского) театра Леонид Якобсон, а общее руководство подготовкой к Декаде осуществлял его соратник, видный деятель балета, солист Большого театра Пётр Гусев. Работа шла активно: доработке подверглись либретто Ахмеда Файзи и музыкальная партитура талантливейшего Фарида Яруллина, начались постановочные репетиции, однако выходу спектакля помешала война…
Премьера «Шурале» состоялась 12 марта 1945 года: первое и третье (лесные) действия поставил Леонид Жуков, годом ранее назначенный главным балетмейстером казанского театра, второй (свадебный) акт — Гай Тагиров. Главные партии исполнили Анна Гацулина (Сююмбике), Бари Ахтямов (Былтыр), Владимир Романюк (Шурале). «Как неимоверно тяжело было готовить спектакль, выпустить его в свет в условиях военного лихолетья, знают только те, кто работал над ним», — писал известный балетный критик Владимир Горшков. Действительно, первый татарский балет родился ценой преодоления неимоверных преград, в лишениях, в тяжёлое, ещё военное, время — и тем ценнее, что судьба его сложилась удачно.

Ф. Яруллин. «Шурале». Клара Янбулатова, Ревдар Садыков. 1957


В 1950 году Леонид Якобсон дорабатывает свои идеи и ставит новую хореографическую версию «Шурале» на сцене Кировского театра. Спектакль вышел под названием «Али-Батыр», главные партии в нём исполнили звёзды ленинградской труппы, в том числе Наталья Дудинская, Алла Шелест (Сююмбике), Аскольд Макаров, Константин Сергеев (Али-Батыр), Игорь Бельский (Шурале). В 1951 году постановщики и исполнители главных партий в спектакле были удостоены Сталинской премии — одной из высших наград СССР того времени. По ряду свидетельств, Сталин проявлял особое внимание к кандидатам на вручение премии и лично утверждал ­лауреатов. Такое признание вкупе с выдающейся художественной значимостью балета обеспечило спектаклю широкую известность и популярность: в 50-70-х годах «Шурале» ставится в десятках театров городов России и союзных республик, в том числе в Большом театре (девушку-птицу танцует Майя Плисецкая). В 1980‑м на студии «Лентелефильм» на основе спектакля снимают фильм‑балет «Лесная сказка», транслируя его по центральным каналам. 
По сей день «Шурале» сохраняется в репертуаре Мариинского театра (возобновление 2009 года) и, конечно, не сходит с афиш Татарского оперного. Удивительным образом этот спектакль преодолел границы национальной культуры и продолжает привлекать широкий круг почитателей — и прекрасной музыкой, которая так легко ложится на слух, и оригинальностью пластического воплощения, и яркой образной сферой, соединяющей фантастический, сказочный мир с самобытной характерностью народной жизни.

Балеты 1940-х 
Практически одновременно с «Шурале» в театре состоялись премь­еры ещё двух хореографических опусов. Первым из них ещё в 1944 году свет увидел одноактный балет «Молодёжь на отдыхе» («Кичке уен») на музыку Александра Ключарёва в хореографии Гая Тагирова. Эту постановку некоторые исследователи называют балетной сюитой, хореографическим дивертисментом, поэтому однозначно причислить его к корпусу балетных спектаклей сложно. Постановка была программной — показ трудовых будней и отдыха рабочей молодёжи — что воплощалось в порядке и художественном наполнении номеров.
В 1946 году состоялась премь­ера трёхактного балета Назиба Жиганова «Зюгра» (хореография Файзи Гаскарова), сюжет которого основан на татарской легенде. Скромную и трудолюбивую Зюгру мачеха заставила наполнить водой бездонную бочку: обессилев, девушка попросила луну избавить её от страданий — с тех пор абрис девичей фигуры с коромыслом и двумя вёдрами иногда бывает виден на диске ночного светила. На премьере заглавную роль танцевала Анна Гацулина, а вскоре в этой партии состоялся дебют на казанской сцене приехавшей из Уфы молодой балерины Нинель Юлтыевой. 

А. Ключарёв. «Горная быль». Зарифа — Нинель Юлтыева, Тимергул — Адгам Нарыков.

 

В новом здании
В 1956 году после двадцати лет строительства на площади Свободы открылось величественное здание Театра оперы и балета. С одной стороны, это событие само по себе стало импульсом к активизации творческой жизни, с другой — постановки коллектива, осуществлённые ранее на других площадках, нужно было переносить, адаптировать к новой, большой сцене. Это не такой простой процесс, и в ряде случаев проще поставить спектакль заново, чем приспосабливать его. 
За первые пять лет «жизни» труппы в новом здании свет увидели четыре новых национальных балета — подобной активности больше не наблюдалось никогда! Хроника постановок этого пе­риода такова: в 1957 году впервые показан балет «Золотой гребень» Э. Бакирова (режиссёр-балетмейстер — Л. Бордзиловская) по мотивам поэмы Тукая о водяной; в 1958 году поставлен первый в истории татарского искусства сатирический балет «Отсечённая голова» Рашида Губайдуллина по мотивам ещё одной поэмы Г. Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (балетмейстер — О. Тарасова). 
В 1959 году в Казань из Уфы перенесён в новой редакции балет «Горная быль» Александра Ключарёва (хореография Л. Бордзиловской). В 1961-м впервые в национальном искусстве поставлен детский балет «Раушан» Загида Хабибуллина (хореография Е. Дорофеева). Центром сюжетной фабулы стала история смелой девочки Раушан, которая спасает своего брата Гали, заколдованного злой Бабой Ягой. Исследователи отмечают необычный характер сюжета, в котором присутствуют герои и татарских, и русских сказок, а основная фабула (спасение брата сестрой) в какой-то степени напоминает о «Снежной королеве» Андерсена. 
В конце мая 1957 года в Москве состоялась Декада татарского искусства, в программу которой в числе прочего вошли постановки ТАГТОиБ имени М. Джалиля: оперы «Алтынчеч» и «Джалиль» Н. Жиганова, «Самат» Х. Валиуллина и «Евгений Онегин» П. Чайковского, а также балет «Шурале» Ф. Яруллина. Характеризуя успех Декады, Владимир Горшков приводит слова советского хореографа Ростислава Захарова, подтверждающие факт состоятельности балетного искусства региона: «…До 1917 года существовало лишь три национальных балета: французский, итальянский и русский. А теперь только в нашей стране есть 18 национальных классических балетных школ. И в их числе — татарский национальный балет». 

Р. Губайдуллин. Сцена из балета «Кисекбаш».

 

Новые редакции
Следующим относительно благоприятным периодом для национального репертуара стали 1969–1976 годы, когда труппу в качестве балетмейстеров возглавляют сначала Нинель Юлтыева, а затем Дина Арипова. Ключевым трендом этого времени можно назвать тенденцию к переосмыслению и выпуску новых версий ранее созданных названий. 
В мае 1971 года во второй редакции был поставлен балет «Золотой гребень», теперь получивший название «Водяная». За эту постановку Республиканской премией ТАССР им. Г. Тукая в 1973 году были награждены композитор Энвер Бакиров, балетмейстер Игорь Смирнов, дирижёр Хасби Фазлуллин и исполнитель роли Алмая Ревдар Садыков.
В ноябре 1971 года состоялась премьера спектакля «Две легенды», в который вошли два одноактных балета Назиба Жиганова — сокращённая композитором и представленная в новой авторской редакции «Зюгра» и его же «Нжери» (обе постановки Дины Ариповой). Исследователь творчества Жиганова Дилия Хайрутдинова пишет, что одноактная форма «Зюгры» способствовала большей динамике развития, «при этом была преодолена перегруженность действия бытовыми подробностями», а «все образы спектакля обрели символистский подтекст». Что касается одноактного балета «Нжери», сюжет которого основан на африканской легенде о девушке, принёсшей себя в жертву ради своего народа, то это сочинение вообще стоит особняком и в творчестве композитора, и в истории национальной балетной сцены. Это был выход в иную образную сферу, давший возможность расширить арсенал средств музыкальной выразительности для воплощения экзотического колорита.
С 1970 года в Казани «прописался» «Шурале» в хореографической версии Леонида Якобсона, получившей широкое признание и ставшей в сегодняшнем нашем восприятии канонической. Отметим, что после премьеры 1945 года балет о Былтыре и Сююмбике заново ставился также в 1952 году хореографом Яниной Брунак и в 1957-м Л. Бордзиловской и Ш. Байдавлетовым — то есть спектакль сменил минимум 4 разных хореографических воплощения. Вторую версию своей «Раушан» создал и композитор Загид Хабибуллин: в 1974 году спектакль увидел свет под названием «Заколдованный мальчик». На этот раз спектакль поставила Дина Арипова.

З. Хабибуллин. «Заколдованный мальчик». 
Мать — Галина Дискант, Раушан — Светлана Кубарева, Гали — Владимир Яковлев.

 

Эпоха застоя
В последнюю четверть XX века новые национальные балетные спектакли, к сожалению, стали появляться реже. И это довольно удивительно, ведь балетная труппа театра неизменно наращивала свои качество и профессионализм, с 1987 года в Казани стал проводиться фестиваль, впоследствии получивший имя Рудольфа Нуриева, а с 1993 года труппа стала ежегодно выезжать на зарубежные гастроли. Казанский балет год от года всё ярче заявлял о себе и на российской, и на международной культурной арене. Это была важная имиджевая задача, и она была успешно достигнута. 
Однако за два десятилетия (1970-е и 1980-е) были созданы только два новых татарских балета, причём, в обоих случаях музыка была подобрана, а не сочинена композиторами специально. В 1976 году, к 70-летию со дня рождения Мусы Джалиля, на сцене театра был поставлен одноактный балет «Бессмертная песня», созданный Диной Ариповой на музыку симфонии-поэмы Алмаза Монасыпова «Джалиль». В 1987 году состоялась премьера спектакля «Фидаи» («Судьба поэта») на музыку разных сочинений Рустема Яхина (постановка Ларисы Исаковой). В 1990-е вообще не состоялось ни одной национальной балетной премьеры: в репертуаре сохранялся лишь «Шурале» в версии 1986 года (хореография Л. Якобсона, сценография А. Кноблока).

Л. Любовский. «Сказание о Йусуфе». Йусуф — Нурлан Канетов.

 

Творческая инициатива
Директор театра Рауфаль Мухаметзянов в своих интервью не раз упоминал о том, что к концу 1990-х годов им был переосмыслен принцип работы с национальным репертуаром. Отныне театр стал инициировать создание татарстанскими авторами новых музыкально-сценических произведений, в определённом смысле «вмешиваясь» в творческий процесс и контролируя промежуточные результаты. Гораздо больше сил стало вкладываться в качество, красоту и роскошь сценического оформления, в эксклюзивность постановочных решений. Этому в немалой степени способствовала проведённая в театре в 2005 году капитальная реконструкция.
В XXI веке по заказу театра были «с нуля» созданы и поставлены балеты «Сказание о Йусуфе» Леонида Любовского (2001) и «Золотая Орда» Резеды Ахияровой (2013), оба — в хореографии Георгия Ковтуна. На осень 2023 года запланирована премьера нового балета «Путь странника» (либретто Рената Хариса, музыка Резеды Ахияровой, хореограф-постановщик Александр Полубенцев). Нельзя сказать, что балетные спектакли появляются часто, ведь работа над каждым сочинением длится по нескольку лет: от зарождения идеи, рассмотрения худсоветом перспективности той или иной сюжетной темы — через постоянные консультации с авторами и контрольные прослушивания — до материально-технического обеспечения премьеры и выхода спектакля на сцену. 
И «Йусуф», и «Орда» получили общественный резонанс и интерес публики — это косвенно подтверждает плодотворность избранного подхода. Балет «Сказание о Йусуфе» в 2005 году был удостоен Государственной премии России в области культуры и искусства, которую вручили либреттисту Ренату Харису, композитору Леониду Любовскому, танцовщику Нурлану Канетову. За балет «Золотая Орда» в 2015 году творческому коллективу создателей и исполнителей была вручена Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Примечательно, что среди лауреатов премии оказался директор театра Рауфаль Мухаметзянов как автор идеи и руководитель постановки, что подчёркивает ключевую роль театра в процессе создания и постановки спектакля.

Р. Ахиярова. «Золотая Орда». Дух хана Батыя — Михаил Тимаев.

 

Вместо эпилога
Так сколько же национальных балетов было поставлено на сцене нашего театра?
По моему подсчёту, труппой было выпущено 14 оригинальных национальных балетных постановок (15-я — «Путь странника» — готовится к премьере, спектакль уже в производстве). Здесь я не учитываю повторные обращения к «Шурале», хотя для классического балетного театра выпуск того же «Лебединого озера» в новой сценографии, но при абсолютной сохранности хореографического текста, считается премьерой, новой постановкой. 
Если занять позицию очень строгого критика и отсечь вторые (переработанные и вышедшие под другими названиями) версии «Зюгры», «Водяной» и «Раушан», а также сюитную «Молодёжь на отдыхе», то количество таких «единиц» сократится до 11 (12-й спектакль в работе). 
Если же щедро отметить абсолютно все случаи нового или повторного включения в репертуар национальных балетов, в том числе выпуски вторых версий и новые хореографические/сценографические редакции, то таких премьер будет около 20. 
Много это или мало — рассудит время. 

Фотографии из архива 
ТАГТОиБ им. М. Джалиля

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев