Наедине с вождём. Как Павел Беньков создавал портрет самого "человечного человека"
Павел Петрович Беньков — наш земляк, ученик Казанской художественной школы, выдающийся художник. В своё время Казанский государственный университет заказал ему портрет Ленина для актового зала. Это стало для мастера живописи большим событием.
Держу в руках два "казанских" изображения Ленина работы Павла Бенькова. Они никогда не публиковались. Теперь при любезном согласии семьи Беньковых можно познакомить с ними читателей журнала и рассказать о том, как появились эти портреты.
Павел Петрович Беньков — наш земляк, ученик Казанской художественной школы, выдающийся художник, имя которого по праву вошло в историю мирового искусства. Казанский государственный университет заказал ему большой портрет вождя для актового зала. Это стало для него большим событием. Написать портрет Ленина было его мечтой. Он с воодушевлением начал готовиться, собирая всевозможные фотографии в книгах, журналах, репродукции портретов, читал о Ленине. Ни один из известных в то время портретов ему не нравился.
«Я хочу написать не только вождя и мыслителя, но и, прежде всего, человека!» — часто повторял он. Это желание художника повело его по необычному пути. Художник ведь часто вообще не знает, куда уведёт его тропинка творчества.
На первом написанном Беньковым варианте портрета Ленин в домашнем виде, в блузе без галстука. Блуза несколько небрежно расстёгнута. Левая рука характерно засунута в карман брюк. Улыбающийся Ленин стоит прямо перед зрителем, чуть подавшись вперёд, опирается рукой о стол и как бы встречает собеседника изучающим взглядом.
Павел Беньков. Вариант портрета Ленина в небрежно распахнутой блузе.
А вот другой эскиз. Вождь на нём очень интересен. С красным галстуком, монмартровской рыжей бородкой. Прищуренный взгляд, насмешливое выражение лица.
Павел Беньков. Вариант портрета с ярко-красным галстуком-шарфом
Этот вариант портрета, один из ранних, подарила в 2002 году внучке Бенькова Марине Лещинской В. Терновская, наследница коллекции известного собирателя академика медицины Василия Николаевича Терновского, в двадцатые-сороковые годы заведовавшего кафедрой в Казанском медицинском институте.
Представители ректората университета несколько раз приходили посмотреть на то, как идёт работа над портретом. Своё мнение выражали очень скупо и неопределённо.
Как вспоминает дочь художника Наталья Павловна Бенькова, профессор Алексей Яковлевич Богородский сказал: «Я-то вас понимаю, Павел Петрович, и лично мне ваш Ленин нравится, а вот поймут ли другие, и как отнесётся к такому портрету студенчество?»
«Мне тогда было лет четырнадцать-пятнадцать, — рассказывает Наталья Павловна. — Очень переживала, когда обсуждали портрет, возмущалась, видя, что не всё в нём принимается заказчиком, и говорила отцу: “Неужели ты не можешь «переодеть» Ленина в обычный пиджак, как на всех портретах, разве это трудно?”
Для отца это было действительно «трудно». Он не хотел поступиться своим пониманием «образа». Наконец портрет был закончен, его увезли в университет на просмотр. Приёмочная комиссия почти единогласно предложила переделать. Заявили, что Ленину всегда были свойственны подтянутость, аккуратность, чёткость, а это не отображено; блуз Владимир Ильич никогда не носил, только пиджак или полувоенный френч, и небрежность внешнего вида несовместима с представлением о вожде революции, дескать, выглядит даже аполитично. Против выраженного в портрете духовного облика Ленина возражений не было.
Беньков забрал портрет. Он был очень расстроен и не хотел продолжать работу. Родственникам и друзьям пришлось убеждать его пересмотреть свою точку зрения.
Павел Петрович ушёл в себя. Много читал Ленина и о нём, долгое время не брался за кисть, всё обдумывал, был хмур, неразговорчив. Художнику очень трудно отказаться от своей идеи, которую долго вынашивал, думая о ней днём и ночью.
Спустя месяц в настроении Бенькова произошёл перелом.
«Вернувшись из школы, я увидела, что с портрета снято закрывавшее его полотно, отец чистит палитру, перебирает краски и про себя что-то напевает, — продолжила Наталья Павловна. — При полном отсутствии голоса он был очень музыкален, имел абсолютный слух и во время работы, когда дело шло хорошо, часто напевал, точнее, мурлыкал. Так что мурлыканье у палитры я восприняла как хороший признак. Отец снова упорно стал работать над портретом. Недели через две спросил: “Ну, как теперь?”
Павел Беньков. Окончательный вариант портрета, который находился в актовом зале университета
Ленин на портрете имел уже другой вид. Изменились не только одежда, но и весь его облик. Спокойный и уверенный взгляд, нижняя часть лица чётко очерчена. Строгая одежда; белая рубашка в контрасте с галстуком и тёмным пиджаком, довольно тёмный фон; левая часть полуфигуры на светлом фоне даёт строгое графическое сочетание и подчёркивает линейную пластику силуэта.
Выслушав одобрительное мнение домашних, отец сказал: “Да, пожалуй, я и сам понимаю, нужно считаться с тем, где повесят портрет, ведь Ленин придёт в актовый зал своего университета”».
Ленин пришёл туда и вызвал бурную реакцию. Портрет понравился не всем, вокруг него разгорелась большая дискуссия. Предлагали даже убрать картину из актового зала. Но всё же большинство сошлось на том, что портрет не так плох. Приезжавший в Казань Луначарский нашёл его довольно удачным.
В актовом зале университета портрет висел многие годы. Потом, вероятно в тридцатые годы, картину сняли, и дальнейшая её судьба неизвестна.
Куликова Любовь Васильевна — методист Казанского филиала Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.
Опубликовано в журнале "Казань" № 4, 2010
Теги: История Мир на полотне Владимир Ленин Павел Беньков
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев