Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Нашли отца через семьдесят семь лет

Моего отца Степана Игнатьевича Вахонина призвали в армию 22 июля 1941 года. Он погиб осенью 1942-го.

Из архива журнала "Казань"

 

Моего отца Степана Игнатьевича Вахонина призвали в армию 22 июля 1941 года. Он погиб осенью 1942-го.

 

Отец ушёл на фронт простым красноармейцем вместе с лошадью Карькой. Сначала воевал под Москвой. В жестоком бою лошадь была убита, а отец ранен в ногу. Лечился в госпитале Томска. Продолжил службу пулемётчиком на Сталинградском фронте. Богатырское здоровье и двухметровый рост позволяли отцу возить за собой пулемёт «Максим», из-за этого он становился крупной мишенью. С большой радостью мы получали редкие треугольные письма, написанные химическим карандашом. Последнюю весточку отец послал 19 августа 1942 года из Сталинграда. Больше писем не было.

Запрос в Кировский райвоенкомат Казани не дал результата. По закону положено искать пропавших пять лет. Мы переживали, плакали, надеялись, что отец найдётся. Но в мае 1947 года получили извещение: пропал без вести. Это был приговор.

Оставалось искать останки отца, пытаться выяснить, где и как он погиб, где захоронен.

 

Горькая правда

С мамой, мужем и двумя детьми я часто навещала другую нашу маму, мою свекровь, в Зеленодольске. В 1984 году она неожиданно сказала, что её сосед знал моего отца и видел, как он погиб. Моё сердце затрепетало, я очень разволновалась. Сразу же бросились к этому соседу. Оказалось, он был знаком с отцом ещё до войны. Встретились на фронте под Сталинградом в районе города Волжский. День и ночь враг бомбил и обстреливал город и Волгу. Сосед видел, как стрелковый полк, где служил отец, весь погиб под страшными бомбёжками. Никто не остался в живых. Вот такая горькая неожиданная весть. Я приняла эту печальную историю с болью в сердце. Не могла понять, почему не было сведений о гибели целого полка. Это же не иголка в стоге сена пропала!

Моя семья

 

Волгоград — Сталинград

Пока был жив муж, мы с ним путешествовали на теплоходе вниз по Волге, чтобы навестить могилу его матери в Самаре и поклониться волгоградской земле, в которой лежит мой отец. В Волгограде свято чтят память о воинах, погибших в боях за город. Мы возлагали цветы к памятникам павшим героям на Мамаевом кургане, бросали цветы в Волгу к памятнику погибшим морякам. Бывали на огромном Солдатском поле, в центре которого прямо на земле лежит прямоугольная плита из чёрного гранита — и на ней солдатская каска. Это памятник Неизвестному солдату. Значит, и моему отцу, без вести пропавшему. Более десяти лет мы имели возможность поклоняться безымянным героям и возлагать цветы к памятнику.

Оборона Сталинграда длилась двести дней. Гитлер бросил на Сталинград отборные войска. Защитники города стояли насмерть и отстояли его.

 

Долгожданная весть

В октябрьском номере журнала «Казань» за 2015 год был опубликован мой материал «Наши родители — герои» о подвигах пятерых братьев Вахониных и моей матери Анны Родионовны во время войны. При подготовке текста редакция посоветовала обратиться в райвоенкомат за дополнительными сведениями. И я узнала, что два брата отца, Тимофей и Трифон Вахонины, были награждены орденами Отечественной войны I степени. Вскоре мы с родными дяди Трифона смогли бесплатно изготовить и установить надгробный памятник фронтовику-орденоносцу.

С лёгкой руки редакции я возобновила поиск следов отца, написала запрос в Центральный архив Министерства обороны в Подольске. Хотела получить документ о месте гибели и захоронения родителя. Ответ ждала более четырёх лет, получила лишь уведомление о регистрации запроса. В июле прошлого года запрос был оформлен повторно через райвоенкомат. Ответ пришёл в январе нынешнего года. Опять ничего не прояснилось. Сообщили, что документов за 1942 год о полке, где служил отец, в архиве не имеется.

Но есть в нашей Республике Татарстан уникальная организация — ассоциация «Клуб воинской славы» под председательством Михаила Валерьевича Черепанова. Я обратилась сюда. И услышала в телефонной трубке, что мой отец нашёлся, место гибели — Волгоградская область, Городищенский район. Можно прийти за документом. Можно посетить мемориальное кладбище.

Я рухнула у телефона. Ком в горле. Пропал дар речи. Еле вымолвила:

 

«Боль-шое спа-си-бо»… 

Эта долгожданная весть стала возможной после указа президента России Владимира Путина о рассекречивании архивов Великой Отечественной войны. Душевная за это благодарность!

Драгоценный документ о месте гибели и упокоения отца мне вручил Михаил Валерь­евич Черепанов в Казанском Кремле, в музее-мемориале Великой Отечественной войны. Благодарности моей нет границ! Я уж думала, не доживу до этого счастливого дня. Детей войны становится всё меньше, мне в феврале исполнилось восемьдесят. И такой подарок к юбилею! Низкий поклон от меня и нашей родни всем членам ассоциации «Клуб воинской славы» и её руководителю!

 

 

 

Продолжается подписка на второе полугодие 2022 года. 

Стоимость подписки на полгода для жителей Татарстана — 747 рублей.

Для Москвы — 809 рублей (и это дешевле, чем покупать журнал в розницу!) 


Подписаться можно в любом почтовом отделении России

(для Татарстана подписной индекс П2353, для других регионов — П7078).
Онлайн, на сайте Почты России:
https://podpiska.pochta.ru/press/П2353 (для Татарстана)
https://podpiska.pochta.ru/press/П7078 (для жителей других регионов)

Подписаться можно и на сайте госуслуг РТ в разделе "подписка" (поиск по тем же индексам или по названию журнала).

Купить журнал можно на маркетплейсах:
Озон
Wildberries 
Яндекс.Маркет
KazanExpress

 

Оставайтесь с нами — впереди нас с вами ждут новые номера, презентации и многое другое!

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев