МАШИНА ВРЕМЕНИ
Наука бабая
Журнал "Казань", № 6, 2014 Сайяр Айдаров - мой старший брат. Он появился в нашей семье Аухадеевых, когда умер его отец Ситдик Айдаров, первый муж моей мамы. Брату было девять лет. К Ситдику в больницу пришёл наш дедушка, мамин свёкр. - Улым, сынок,- сказал бабай, ты, оказывается, тяжело болеешь и,...
Журнал "Казань", № 6, 2014
Сайяр Айдаров - мой старший брат. Он появился в нашей семье Аухадеевых, когда умер его отец Ситдик Айдаров, первый муж моей мамы. Брату было девять лет.
К Ситдику в больницу пришёл наш дедушка, мамин свёкр.
- Улым, сынок,- сказал бабай, ты, оказывается, тяжело болеешь и, видимо, переживаешь за сына. Алла бирса, выздоровеешь и сам будешь растить своего сына, а пока разреши ему переехать жить к нам. Мы его не обидим, и всё‑таки он будет с матерью. Что бы ни случилось, будь спокоен, вырастим твоего сына достойным, порядочным человеком.
Ситдик Айдаров стал благодарить:
- Бабай, я вижу - вы хорошие люди. Спасибо вам! Теперь я спокоен за сына.
Он заплакал. Ему было тридцать девять лет.
Сайяр рос в спокойной семье. Началась война, всем было трудно. Во дворе нашего дома было немало безнадзорных детей, многие его ровесники курили, воровали, сквернословили. Но Сайяр тянулся к таким же, как он сам - любил спорт, музыку, часто ходил с друзьями в оперу, где мама была солисткой. А ещё - на симфонические концерты, в драмтеатр имени Качалова, ТЮЗ, в кино - всё было поблизости от нашего дома. Смотрел «Дети капитана Гранта», «Сын полка», «У них есть Родина», «Повесть о настоящем человеке», советские патриотические фильмы.
Школы были раздельные. Сайяр учился в мужской школе № 6, затем в школе № 4. На первом уроке надо было обязательно всем классом пропеть первый куплет Гимна Советского Союза. Нас так воспитывали.
Бабай приучал Сайяра к труду: они вместе пилили, кололи дрова, складывали в сарай.
Вечерами, когда Сайяр возвращался домой с учёбы, бабай обязательно сам открывал ему дверь и незаметно старался понять, каким пришёл юноша: не пахнет ли куревом, спиртным? Сайяр чувствовал, что бабай строго следит за его поведением, не делая никаких замечаний.
В детстве Сайяр очень любил рисовать, особенно масляными красками. Профессию себе он выбирал сам, папа с мамой никаких рекомендаций ему не давали, от архитектуры они были далеки.
Сайяр легко поступил в Казанский строительный институт на архитектурный факультет, а потом сам же решил перевестись в Московский архитектурный институт. Затем аспирантура и - учёба всю жизнь.
Я считаю, что в его творческой судьбе, природной одарённости сыграли большую роль гены, которые передались от дедушки Мутыгуллы Тухватуллина.
Отец мамы Мутыгулла Тухватуллин родился в 1840 году в деревне Малые Кайбицы в семье муллы. Мать его умерла вскоре после родов, отец погиб во время хаджа в Мекке, когда Мутыгулле было всего два года. Мутыгулла и две его старшие сестры остались сиротами и жили в мечети. Мальчик, постоянно слушая молитвы прихожан, запоминал их и начал повторять. Рано научившись читать, сам читал Коран, на удивление аксакалам деревни. Ребёнка отдали учиться в семинарию Кышкара, где он знакомится, а затем становится близким другом отца будущего поэта Габдуллы Тукая. Детские годы и дружба с семьёй Тукая на всю жизнь остались светлой памятью в душе сироты Мутыгуллы.
После окончания семинарии его как одарённого ученика отправляют на учебу в Каир, в университет «Аль-Азгар». В этом одном из лучших в те годы высшем учебном заведении Мутыгулла провёл около десяти лет. Он овладел в совершенстве турецким, арабским языками, свободно говорил на французском. Увлекался музыкой и поэзией Востока, высоко ценил лирику Пушкина, Лермонтова. Закончив учёбу, Мутыгулла возвратился на родину. Чтобы навестить сестру, поехал в Уральск.
В мечети города его приветствовали мулла и прихожане. Содержательные рассказы Мутыгуллы вызывают уважение. Его просят почитать из Корана. Сильный красивый голос молодого человека звучит необычно, им восхищаются. Многие даже плакали, вспоминала бабушка. Аксакалы Уральска решили оставить Мутыгуллу у себя вторым муллой. Подобрали красивую шестнадцатилетнюю невесту, подарили дом.
Хазрат Мутыгулла создал в Уральске медресе «Мутыгия» с обучением на татарском и русском отделениях. В программе обучения начинает уделяться всё больше времени изучению литературы, естественных наук, музыки. В медресе создаётся солидная библиотека.
Прогрессивные граждане Уральска высоко ценили образованность Мутыгуллы, атмосферу, царившую в его медресе. Многие желали обучать своих детей в «Мутыгии». В медресе учился и сын его друга детства сирота Габдулла Тукай. Школьная дружба сыновей Мутыгуллы Камилея и Гарифа с Габдуллой Тукаем в дальнейшем переросла в активное творческое сотрудничество книгоиздателя Камиля Тухватуллина и поэта Габдуллы Тукая.
Бабушка рассказывала, как тяжело переживал наш дедушка Мутыгулла безвременную кончину Габдуллы. С тех пор он начал терять зрение. Умер дедушка в 1920 году.
- Улицы были переполнены народом,- вспоминает мама.- Для участия в похоронной процессии приехали делегации из разных городов: Омска, Томска, Уфы, Оренбурга, Казани. Многие хорошо знали отца, выступавшие говорили, что ушёл из жизни человек высокой культуры, которого преследовало царское правительство, реакционная татарская буржуазия за его прогрессивные взгляды.
Запомнилась речь писателя Шакира Рамзи из Казани. Он эмоционально сказал о том, что Мутыгулла Тухватуллин был наставником народного поэта Габдуллы Тукая.
Наша семья жила в тридцатые годы и во время войны с бабушкой Тухватуллиной. Она интересно, артистично рассказывала нам сказки. Все внуки помнят их, как и рассказы о похождениях Ходжи Насретдина. Эти сказки бабушка рассказывала, конечно, и своим детям, слушал их, наверное, и маленький Габдулла Тукай.
Сайяр прожил счастливую долгую жизнь. Был он однолюб, с женой Люцией дожил до бриллиантовой свадьбы, супруги отметили шестидесятилетие совместной жизни.
Ожегова-Аухадеева Рушана Ильясовна - сводная сестра Сайяра Ситдиковича Айдарова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев