Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Память о "театральных ожогах"

Журнал "Казань". № 7, 2014 Фёдор Иванович Шаляпин для нас, живущих в XXI веке, остаётся, как и для его современников, легендой. Поэтому мы стремимся познать эту легенду, хотим помочь сделать это другим. В России первым начал собирать шаляпинские раритеты известный промышленник, меценат и благотворитель, создатель первого в мире музея театрального...

Журнал "Казань". № 7, 2014
 
Фёдор Иванович Шаляпин для нас, живущих в XXI веке, остаётся, как и для его современников, легендой. Поэтому мы стремимся познать эту легенду, хотим помочь сделать это другим.
 
В России первым начал собирать шаляпинские раритеты известный промышленник, меценат и благотворитель, создатель первого в мире музея театрального искусства Алексей Александрович Бахрушин.
 
Второй по времени создания музейной коллекцией раритетов великого певца в России является коллекция музея Горького в Казани, городе, где Фёдор получил первые «театральные ожоги», впервые увидел профессиональный театр. В основе коллекции - фотографии, сделанные во время приезда дочери Шаляпина Ирины Фёдоровны в 1946 году в Казань на Горьковскую конференцию. В сороковые-семидесятые годы Ирина передала в музей много личных вещей Шаляпина, среди которых письменный прибор и подсвечник со стола артиста, визитные карточки, пепельница-копыто, бювар для писем. А ещё - фрак, цилиндр, рубашка и жилеты. Очень интересны и личные вещи первой жены Фёдора Ивановича Иолы Торнаги - хранительницы московского дома певца, матери его детей и, конечно, музы молодого артиста.
 
В конце восьмидесятых годов коллекция музея пополнилась и другими предметами, завещанными музею Ириной Фёдоровной. Среди них серебряная ваза-ковш, подаренная хористами Императорской русской оперы 7 декабря 1904 года, халат - часть костюма Шаляпина к роли хана Кончака в опере Бородина «Князь Игорь».
 
В 1968 году шаляпинская коллекция была показана на выставке в музее Горького, посвящённой неповторимому русскому басу. Ирина Фёдоровна высказала тогда особое пожелание, чтобы переданные ею раритеты отца были в этом доме, который стал связующим звеном, символом великой дружбы двух великих людей.
 
Важно, что музей расположен в той же части города, что и дом Лисицына на бывшей Рыбнорядской улице (Пушкина, 10), во флигеле которого родился Шаляпин; рядом с улицей Большая Лядская (Горького) - бывшая Земская управа (Жуковского, 4), где молодой Шаляпин работал писцом. Недалеко бывший Панаевский сад, в летнем театре которого пропадал юный Фёдор.
Так возник своеобразный музейный комплекс Горького - Шаляпина. В 1988 году после реконструкции здания музея была создана отдельная экспозиция о Шаляпине.
 
В ноябре 2006 года в музей поступила часть коллекции исследователя жизни и творчества Шаляпина Юрия Фёдоровича Котлярова. Он начал сотрудничать с музеем в конце шестидесятых годов XX века, передав сюда программы спектаклей с участием Шаляпина, граммофонные пластинки, редчайшее парижское издание книги «Маска и душа», написанной артистом за границей.
 
В новой научной концепции и проекте экспозиции музея воплощена идея создателей музея и Ирины Фёдоровны Шаляпиной о соединении в одном музейном пространстве раритетов двух равновеликих величин - писателя Горького и артиста Шаляпина. Это очень взвешенное и правильное решение.
 
Семиколенова Светлана Викторовна - вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра.
 
 
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев