Логотип Казань Журнал
МАШИНА ВРЕМЕНИ

Письма Победы

Письма с фронта — это красноречивые свидетели того времени, которые не опровергнешь и не перепишешь, как бы этого кому-то ни хотелось. В них отражены те ужасы войны, которые вынесло наше старшее поколение, и главное — в них была искренняя вера в Победу.

Из архива журнала "Казань" 

 

Письма с фронта — это красноречивые свидетели того времени, которые не опровергнешь и не перепишешь, как бы этого кому-то ни хотелось. В них отражены те ужасы войны, которые вынесло наше старшее поколение, и главное — в них была искренняя вера в Победу.

Великая Победа, увенчавшая освобождение нашей страны и Западной Европы, ковалась обычными советскими людьми, военными и тружениками тыла, мобилизованными на эту крайне тяжёлую и опасную работу, которая часто завершалась их гибелью. Многие погибшие ещё остаются неизвестными, а выжившие в аду войны сегодня ещё могут рассказать, как всё было на самом деле и что они пережили.

Одна из таких историй в письмах связана с ветераном Великой Отечественной войны Музой Евгеньевной Золотарёвой и участником боевых действий Григорием Николаевичем Бриллиантовым. Сохранились только письма с фронта, автор которых не дожил до 9 мая 1945 года. Но заголовок «Письма Победы» полностью соответствует содержанию весточек воина, поскольку в них нет ни тени сомнения в победоносном завершении Советским Союзом войны.

Муза Шарипова (Золотарёва)

Муза Золотарёва родилась в 1921 году в городе Шлиссельбурге (Петрокрепость). Война застала девушку студенткой Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена, и её в числе молодых студентов вузов Ленинграда мобилизовали на оборонные работы в прифронтовой полосе. После завершения этих работ она была эвакуирована Дорогой жизни в феврале 1942 года в Пермь.

Совсем скудны сведения о Григории Николаевиче Бриллиантове. Из фронтовых писем известно лишь, что он участвовал в боях на передовой Ленинградского фронта в качестве старшего политрука 1/65-го стрелкового полка, 20-я почтово-полевая станция. Других сведений пока нет.

Сохранилось довольно много его писем с передовой, и здесь приводятся только отрывки из некоторых писем.1 Мы можем прочитать, как на самом деле обстояли дела на Ленинградском фронте, что пережили защитники города. И, конечно, надо помнить, что большинство из них были очень молоды, многие так и не успели пожить, поработать в мирное время и полюбить…

В связи с угрозой прорыва немецких войск к Ленинграду с июля 1941 года Балтийский флот совместно с Сухопутными вой­сками насмерть встали на защиту жителей блокадного города. А с выходом противника на Неву и захватом в сентябре 1941 года Шлиссельбурга полностью прекратилось жизнеобеспечение и водоснабжение Ленинграда, разорвалась его связь со страной. Началась беспрецедентная в новейшей истории 900-дневная блокада города Ленинграда. Наши участники Великой Отечественной встретили эту войну в районе Дороги жизни (Ладожское озеро).

Григорий Бриллиантов

В декабре 2019 года я с коллективом «Роскосмоса» побывал в этих исторических местах под Ленинградом, где стояли насмерть защитники блокадного города. Зима в прошлом году в местах, где защищали подступы к героическому городу, не состоялась, однако просмотр экспозиций, документов музея на Ладоге поражает: в каких условиях военные и гражданские люди, оборонявшие город на Неве, выполняли свой воинский и гражданский долг! Мы постарались ещё и ещё раз представить, что же пережили наши герои в те суровые морозные и голодные месяцы войны.

 

Из писем с фронта Николая Бриллиантова Музе Золотарёвой

Зима 1941

Здравствуй, дорогая Музочка! Шлю свой сердечный привет и наилучшие пожелания… Я послал тебе приглашение — если можно приехать в Колпино, потому что я там наверняка буду в командировке. Ох, если бы письма ходили побыстрее, может быть наша встреча состоялась бы и раньше. Но буду надеяться, что в ходе войны мы с тобой увидимся, и в данном случае не теряю надежду на встречу 1 января…

Сейчас мы все радуемся успехам нашей Красной Армии и это вселяет уверенность в скорую нашу победу над врагом.

 

Начало 1942

Дорогая Музочка! Пиши чаще — будет веселей воевать. А то ведь в грохоте вой­ны одному часто и скучно, особенно когда есть свободное время помечтать. Сейчас пишу, а мои люди пошли в баню. Я решил пойти с последней группой. День стоит на славу. На небе ни облачка, и невольно вспоминается мирный выходной день, когда под лучами горячего солнца идёшь гулять или кататься на лодочке. А сейчас сижу в землянке, вблизи ненавистный враг, который скоро будет уничтожен. Наверное, дождёмся такого чудесного дня, когда можно будет так же свободно, как когдато, взять лодочку и поехать с музыкой…

 

27 января 1942

Муза! Сколько замечательных событий произошло за последнее время! Как радуется душа за успехи нашей Красной Армии, приближающие нас к окончательной победе над врагом! Ведь уже твой родной Шлиссельбург освобождён… Служу так же, только в новом звании и должности. Ответственность и работа увеличивается. Ну ничего. Скоро разделаемся с фашистскими гадами и будем «топить печь» в мирных условиях…

 

3 марта 1942

…Как неожиданно было для меня сообщение о том, что ты эвакуируешься. Мне даже как-то стало скучно, ведь ты находилась от меня недалеко и чувствовать твою близость было приятно и радостно… Очень рад за твоё пожелание, что мы «не растеряемся»… Был в Ленинграде, повидал родных, но в связи с улучшившимся положением в Ленинграде эвакуироваться не захотели, хотя я этого и желал. Служу по-прежнему вблизи того места, где был раньше. Надеюсь, скоро рассчитаемся с врагами сполна за все бедствия, причинённые нашим родным и нам…

 

18 марта 1942

…Шлю тебе свой далёкий сердечный привет и желаю до встречи быть мужественной, стойкой и пережить все тяготы войны. Я со своей стороны, ­несмотря на трудности, опасности и невзгоды, также буду надеяться на встречу с тобой, такой близкой и дорогой, после разгрома и уничтожения врага. Очень рад, что ты благополучно добралась до своих родных. Ты теперь меньше будешь чувствовать ужасы войны и я рад за тебя, но ты, ­испытав положение Ленинграда, теперь по-другому будешь смотреть на жизнь, труд, оборонные работы и будешь учить других — как нужно по-настоящему бороться с врагом…

 

Весна 1942

Сообщаю, что жив здоров, чего и тебе желаю… Мне интересно знать, как живёт г. Молотов, молодёжь и ты в нём, что творите, создаёте, чтобы вместе с нами громить ненавистного врага. Итак, жду письма. Сейчас пишу, находясь в землянке невдалеке от противника. Погода дождливая. Гансы помалкивают, для них наша весна весьма неприятна, а как только они начинают стрелять, так мы отвечаем тройным ударом… Музочка! Ты скупа на письма… Если бы ты сейчас находилась рядом со мной, я бы обязательно взял бы тебя за ушко и потрепал бы или за носик подёргал бы…

 

5 мая 1942

…Дорогая Муза! Многое я уже испытал, посмотрел смерти в глаза, но я рад, что ещё жив и надеюсь буду жить до полного истребления фашистской мрази. Недолго Музочка нам осталось воевать. Фашистские гады уже поют себе погребальную песню. Помогайте нам сильнее громить врага, и час нашей победы близок…

 

Лето 1942

…Наступила горячая пора. В нашем краю сейчас не только жаркая погода, но и на фронте стало значительно теплее. Особенно это чувствуют гансы, которым с каждым днём становится всё труднее дышать. В общем наступили Музочка «горячие денёчки». Наверное сегодня иду в бой с ненавистным врагом. Много пришлось мне быть уже в бою, и каждый раз из боя выходил невредимым. Буду надеяться, что и на этот раз вместе с товарищами буду победителем и жив. Сейчас я на новой работе полкового масштаба, выполняю её ещё с большим энтузиазмом, чем прежде…

 

7 июля 1942

…Получил письмо от Риммы и был весьма опечален сообщением о твоей болезни. Желаю от всего сердца скорого выздоровления и благополучного возвращения в строй борющихся вместе с нами с ненавистным врагом…

 

20 августа 1942

Здравствуй дорогая Музочка!

…Под звуки артиллерийской канонады пишу письмо, наши орудия громят врага, фрицы злобно огрызаются, но их положение становится всё хуже и хуже, а мы, уверенные в скорой победе, сейчас активнее и настойчивее громим врага. Часто вспоминаю тебя дорогая Музочка! Скоро ли увидимся? А как этого хочется! Ну сегодня устал изрядно, сейчас уже 3 часа ночи и стоит немного отдохнуть.

Крепко целую и жду ответа,твой Гоша Бриллиантов

 

В письмах с передовой в основном всё личное, но между строк можно прочитать ожесточённость схваток с врагом.

Григорий Бриллиантов погибнет в 1943м, ему не суждено будет встретиться со своей дорогой Музочкой.

Муза Евгеньевна после эвакуации в Пермь заведовала там детским садом оборонного завода № 103, окончила заочно пединститут, преподавала географию, стала завучем, потом директором школы в городе Боровске Пермской области. В 1967 году переехала в Казань вместе с мужем-военнослужащим на новое место его службы. Работала в Кировском районе завучем одной из школ, директором двух других школ. Возглавив общество блокадников Кировского района Казани, заботилась о каждом. Была ответственным секретарём Совета ветеранов района. Авторитет Музы Евгеньевны Шариповой в районе и городе был высок. Она награждена пятью государственными наградами, в том числе медалью «За оборону Ленинграда», и многими юбилейными медалями.

Шарипов Владислав Рашидович — ветеран Космических войск. Сын Музы Евгеньевны Шариповой.

 

 

 

Продолжается подписка на второе полугодие 2022 года. 

Стоимость подписки на полгода для жителей Татарстана — 747 рублей.

Для Москвы — 809 рублей (и это дешевле, чем покупать журнал в розницу!) 


Подписаться можно в любом почтовом отделении России

(для Татарстана подписной индекс П2353, для других регионов — П7078).
Онлайн, на сайте Почты России:
https://podpiska.pochta.ru/press/П2353 (для Татарстана)
https://podpiska.pochta.ru/press/П7078 (для жителей других регионов)

Подписаться можно и на сайте госуслуг РТ в разделе "подписка" (поиск по тем же индексам или по названию журнала).

Купить журнал можно на маркетплейсах:
Озон
Wildberries 
Яндекс.Маркет
KazanExpress

 

Оставайтесь с нами — впереди нас с вами ждут новые номера, презентации и многое другое!

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев