МАШИНА ВРЕМЕНИ
Плоды "нужинской эпохи"
Журнал "Казань", № 9, 2014 Два крыла белоколонного главного здания Казанского университета осеняют памятники‑бюсты двум своим питомцам и строителям, Николаю Ивановичу Лобачевскому и Михаилу Тихоновичу Нужину. В октябре нынешнего года - сто лет со дня рождения Михаила Тихоновича Нужина, руководившего университетом четверть века. За это время его alma mater расцвела,...
Журнал "Казань", № 9, 2014
Два крыла белоколонного главного здания Казанского университета осеняют памятники‑бюсты двум своим питомцам и строителям, Николаю Ивановичу Лобачевскому и Михаилу Тихоновичу Нужину.
В октябре нынешнего года - сто лет со дня рождения Михаила Тихоновича Нужина, руководившего университетом четверть века.
За это время его alma mater расцвела, шагнула далеко вперёд.
Мне уже не раз доводилось говорить о том, что в истории Казанского университета как чётко выделяется эпоха Лобачевского, так, безусловно, существует и эпоха Нужина.
Михаил Тихонович Нужин - выдающийся ректор Казанского университета прошлого столетия. Двадцать пять лет он возглавлял университет.
Четверть века, больше трети всей своей жизни.
Явление в университетской жизни исключительное.
По сути - это жизнь, посвящённая университету.
Казанский университет - один из старейших в России, второй после Московского. Он богат традициями, известен мировыми достижениями своих профессоров, славными именами своих питомцев. Особый вуз. Не случайно академик Владимир Евгеньевич Захаров не так давно написал в «Независимой газете», что назвать всемирно известный Казанский университет Приволжским - всё равно, что Оксфордский университет назвать Среднеанглийским.
И вот шестьдесят лет назад, 16 июня 1954 года, ректором Казанского государственного университета назначается Михаил Тихонович Нужин. Ему ещё нет и сорока (хотя уже вот‑вот), ректор ещё и не доктор наук (хотя тоже вот‑вот, защитит докторскую 25 июня 1954 года), но он уже авторитетен и как учёный, и как организатор.
Юноша из крестьянской семьи благодаря своей целеустремлённости и, я бы сказал, жизнеустрёмленности стал высокообразованным эрудированным человеком. Он окончил Казанский университет, выполнив в студенческие годы две работы в области механики, впереди была аспирантура.
Но началась война. Нужин достойно прошёл её, вернувшись с двумя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны I степени, медалями (потом будут другие высокие награды и за достижения университета, и за результаты в науке). В Красной Армии он стал политработником. Михаил Тихонович по духу своему был воспитателем, организатором и примером для других. Всю жизнь.
Через год после возвращения в университет Михаил Тихонович оканчивает аспирантуру и начинает работать старшим научным сотрудником научно‑исследовательского института математики и механики. Позднее он исполняет обязанности декана самого большого в то время физико‑математического факультета Казанского университета. В 1952 году его направляют в докторантуру Московского университета. И, наконец, Нужин становится ректором.
С чего начать? Совершенно ясно, что впереди решение задач и проблемных, и масштабных. Середина пятидесятых - время очень непростое и для страны, и для университета. Продолжается восстановление народного хозяйства государства‑победителя в самой разрушительной войне ХХ века. Но у университета ещё есть одна первоочередная задача - подготовка к празднованию своего 150‑летия. До юбилея оставалось менее полугода.
Это событие сыграло важную роль в сплочении всего университетского коллектива во главе с ректором. Я хорошо помню то время. В сентябре студентов впервые направили «на картошку», помогать в уборке урожая. Но часть студентов оставили в университете для подготовки юбилейной выставки. Мне посчастливилось быть среди них, повариться в предъюбилейной каше. Преподаватели и студентов были охвачены энтузиазмом, и бесспорным лидером был молодой энергичный ректор.
Юбилей отметили замечательно. Университет удостоился ордена Трудового Красного Знамени. Перед его главным зданием установили памятник первокурснику Владимиру Ульянову, образовалась всем известная университетская «сковородка».
Авторитет ректора возрос. Стала очевидна одна из главных стратегических линий его деятельности - воспитание (именно воспитание!) чувства гордости своей принадлежности КАЗАНСКОМУ университету среди всего университетского народа: преподавателей, сотрудников, аспирантов, студентов. А за то, чем ты гордишься, ты и отвечаешь. Когда приблизился очередной - 175‑летний юбилей родного вуза, было решено создать музей истории Казанского университета: наглядная история - лучший воспитатель.
Нужин считал, что университеты играют особую роль в системе высшего образования, они - лидеры. Здесь развиваются фундаментальные науки - основа основ всего научного знания. Здесь на базе фундаментальных исследований готовятся специалисты высокого класса. Думаю, не без влияния Михаила Тихоновича Министерство высшего и среднего специального образования СССР в своё время решило, что базовые фундаментальные кафедры всех (!) высших учебных заведений должны комплектоваться из выпускников университетов. При Минвузе СССР создали Совет университетов, членом которого, естественно, был и Нужин.
Университеты - исторически центры науки, образования, культуры. К университетской науке у Михаила Тихоновича было особое отношение как к родине всех новых направлений в науке. Поэтому ректор постоянно заботился о развитии университетских научных школ. На фундаментальной основе в университете стала разрабатываться и региональная, нефтяная тематика.
Но наука в университете развивается не сама по себе, она - основа университетского образования. В Казанском университете «нужинской эпохи» наука и образование были неразрывны.
В своё время стране потребовались специалисты в области вычислительной техники. Министр высшего образования СССР обратился к ректорам ряда вузов - никто не берётся за их подготовку. А Нужин моментально ответил: «Мы готовы. Сколько выпускников в год требуется, сто, двести? Сколько надо - столько и будет».
Что это, авантюризм? Ничего подобного. Университет действительно был готов к выполнению этой непростой в то время задачи. Благодаря особому вниманию ректора было развито соответствующее научное направление, были кадры, действовал хорошо оборудованный по тем временам вычислительный центр. В 1978 году в университете был создан факультет (!) вычислительной математики и кибернетики.
Вот что значит перспективность мышления.
Университетам требуются не просто высококвалифицированные кадры, а кадры с творческим началом. Когда Нужин начинал как ректор, в Казанском университете было двадцать пять докторов наук и профессоров. Мало. К 1979 году докторов наук стало втрое больше. И они были не дутые.
Михаил Тихонович, как у него это часто бывало, сформулировал тут некоторые правила. Одно из них такое: в Казанском университете звание профессора может получить только доктор наук. Это значит, что и квази‑профессоров в Казанском университете не было. Второе правило гласило: Казанский университет покидают только один раз, ушёл - возврата нет.
Естественно, особенно заботились о научной молодёжи. Молодым всегда требуется жильё, а его у университета не было. Нужин грубо нарушил «Положение о студенческих общежитиях», в котором категорично записано, что в студенческие общежития могут поселяться только студенты, и отдал один этаж в общежитии № 1 на улице Красной позиции под жильё для семей молодых учёных.
Позднее, когда молодёжь университета предложила построить жилой дом и участвовать в строительстве, Нужин поддержал молодых вопреки мнению хозяйственников. Так построили стоквартирный жилой дом на улице Галеева, потом ещё два.
Однако молодёжь для науки надо готовить не после окончания университета и даже не на студенческой скамье, а ещё раньше - в школе, по крайней мере, в старших её классах. В 1961 году была создана хорошо известная школа № 131, где занятия вели и университетские преподаватели. В первые годы там существовали и углублённые химические классы.
Долгие годы университет жил очень стеснённо: не хватало помещений. Большие изменения наметились в 1966 году, когда Совет Министров СССР принял постановление об укреплении его материально‑технической базы. Где развёртывать стройку? Переместить весь университетский городок за пределы города или находить какое‑то решение возле университетских зданий? Было много сторонников перемещения. Михаил Тихонович занял твёрдую позицию: Казанский университет должен оставаться на своём историческом месте. И неподалёку от главного здания построили новые корпуса, здание фундаментальной библиотеки, появились и комплексы общежитий. Культурно‑спортивный комплекс УНИКС довелось строить преемнику Михаила Тихоновича, а предусматривалось это также постановлением, принятым при ректоре Нужине.
В середине семидесятых годов прошлого века Минвуз СССР создал из тридцати двух вузов группу прямого подчинения союзному министерству, включив в эту когорту «ведущих» и Казанский университет. Такова была оценка университета - плод деятельности его ректора. Современные основы сегодняшнего федеративного статуса нашего университета закладывались в нужинские времена. И плоды трудов Михаила Тихоновича мы ещё долго будем собирать.
Коновалов Александр Иванович - доктор химических наук, действительный член Российской академии наук и Академии наук Татарстана, в 1979 - 1990 годах ректор Казанского университета.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев