Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Поддельный камушек в музейный огород

Казанцы нередко становятся авторами удивительных историй, связанных с любимым городом и его обитателями.

Казанцы нередко становятся авторами удивительных историй, связанных с любимым городом и его обитателями. Очень часто эти истории нам представляются как правдивые, их пересказывают городские экскурсоводы, журналисты и другие «мастера» разговорного жанра. Это расцвечивает нашу жизнь нескучными красками. И запомнить легенды легче, чем даты, стили и особенности некоторых художественных школ…

Легенда в музее — совсем другое дело. У каждого музейного предмета есть своё «особенное прошлое». Как правило, это не всегда правдивая история «жизни» предмета до его превращения в «экспонат». Легенда в музее — это документ, составленный в момент знакомства с ним. Задача музейщика — избежать всякого рода подтасовок и фальсификаций. Иногда сделать это бывает крайне сложно.

В саду, на задворках


Существуют некоторые факты, вызывающие спорные суждения даже в кругу именитых учёных. Так, у горьковедов Е. Г. Бушканца и Е. П. Позднина пекарня А. С. Деренкова находилась рядом с домом, где расположен Музей А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина, и они приводили серьёзные аргументы. Тот дом «на задворках Панаевского сада», а сегодня за стадионом «Динамо», не сохранился. Между тем, музейщикам совершенно ясно, что это вымысел. Ведь существуют подлинные дневники Н. Ф. Калинина — рисунки, планы, описания, есть воспоминания самого А. М. Горького и А. С. Деренкова. Директор музея встречала хозяина пекарни в Казани, где он выступал и в 1946, и в 1949 году перед горожанами, рассказывал о работе пекарни и показывал горьковские адреса в Казани. Такие случаи легко доказуемые.

 

Свидетель романтических прогулок


Бывают легенды о предметах в музее, которые доказывать непросто: нет записей, нет свидетелей тех событий, да и «сдатчики» давно отошли в мир иной. Вот и лежит морской камешек в витрине, сохраняя удивительную историю его обретения, которой мы должны поверить «на слово». Прехорошенькая молодая писательница, увлечённая творчеством классика (непременно) мировой литературы, отдыхала на Южном берегу Крыма. Узнав о том, что рядом в Тессели поправляет своё здоровье горячо любимый Максим Горький, она, во что бы то ни стало, захотела с ним познакомиться. Несколько летних вечеров они вместе гуляли по набережной Фороса, беседовали о «современных тенденциях в развитии литературы». На память о знакомстве писатель передал девушке морской камешек. Волею судеб, та любознательная барышня — Мария Николаевна Елизарова стала в 1941-м директором музея, а черноморский камешек теперь — важный артефакт о её тёплой встрече с А. М. Горьким в Крыму.

 

Вот это стол, за ним сидят…


Стоит верить на слово музейной легенде о письменном столе из Казанской земской управы, где работал юный Федя Шаляпин вместе со своим отцом. Вероятно, именно за этим столом, переписывая горы бумаги, Шаляпины оставались в Присутствии на ночь и спали на этом столе. Много лет спустя Ф. И. Шаляпин вспоминал: «Мне казался естественным грозный и недоступный вид главного начальника — трепет ­охватывал меня при одном взгляде на его парик». Между тем, это не помешало Феде Шаляпину, сидящему за этим столом, уловить комичный жест председателя, часто поправлявшего рукой свои искусственные волосы, и копировать его, потешая сослуживцев (из воспоминаний В. К. Беляева).

 

Дайте автограф!


Автографы Ф. И. Шаляпина всегда привлекали внимание коллекционеров, и музейщики охотятся за ними сегодня, отслеживая аукционные описи, перебирают сотни фотографий в комиссионках в поисках узнаваемой «руки». А портреты с автографами висят себе на стенах соседей по дому, выгорая на свету. Один такой автограф получил музей с личным архивом автора «Летописи…». Музейщики вздрогнули, увидев знакомый профиль артиста 1935 года. Такую фотографию Ф. И. Шаляпина видели в Швейцарии на вилле Сенар у С. В. Рахманинова, который говорил: «Моя связь с Шаляпиным — одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний в моей жизни». В гостиной композитора у рояля два портрета рядом: сам хозяин и его незабвенный друг — Фёдор Шаляпин.


И всё же, мы решили вскрыть задник портрета, который был тщательно сокрыт картоном, сняли стекло с изумительной бардовой рамочки и вот он — портрет с автографом … совершенно незнакомого человека! 

Фото Гульнары Сагиевой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев