Покоряя небо на крыльях ТУ
Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова - филиал публичного акционерного общества «Туполев» - современное предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, уникальный авиастроительный комплекс Российской Федерации. За годы своего существования здесь выпущено более двадцати тысяч единиц авиационной техники двадцати двух типов.
14 мая 1927 года вышло в свет постановление Совета труда и обороны СССР об организации Государственного авиационного завода № 7 в Москве, который через пять месяцев получил инвентарный номер 22. Небольшой по численности коллектив - четыреста человек построил авиационный завод, освоил производство цельнометаллических самолётов‑разведчиков АНТ‑3 и подготовил производство новых истребителей АНТ‑5 и первых в мире двухмоторных бомбардировщиков АНТ‑4, пассажирского АНТ‑9.
АНТ‑9, рассчитанный на девять пассажиров, был первым советским пассажирским самолётом для магистральных пассажирский авиалиний.
Позднее завод начал выпускать первый четырёхмоторный АНТ‑6 и скоростной бомбардировщик АНТ‑40.
2 мая 1932 года на караваевских землях в Казани заложили первый корпус авиазавода № 124. Первенцем Казанского завода был КАИ-1 - спортивно-тренировочный самолёт.
Весной 1932 года стройплощадку посетил «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Он заявил руководству завода: «Ваш завод нужен нам как воздух, как хлеб, как вода».
В 1938 году в Казани построили самолёт‑гигант «Максим Горький». К концу тридцатых годов завод дал путёвку в жизнь самолётам ДБ‑А, Ли‑2 и ТБ-7 (Пе‑8).
АНТ‑20 (ПС‑124), агитационный пассажирский многоместный восьмимоторный самолёт,
на момент создания был самым большим самолётом в мире.
В ноябре 1941 года с началом Великой Отечественной войны завод № 22 из Москвы был эвакуирован в Казань на территорию завода № 124. Предприятие получило название «Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова».
В годы Великой Отечественной войны завод имени Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе‑2 и дальний бомбардировщик Пе‑8.
Пе‑8 несли по три тонны бомбовой нагрузки, то есть в несколько раз больше, чем двухмоторные дальние бомбардировщики. На них раньше, чем в Англии и США, были подняты пятитонные бомбы, которые использовались в битве на Курской дуге.
В 1945 году Наркомат авиационной промышленности СССР принял решение о запуске в производство на казанском авиазаводе дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту‑4 - первого советского носителя атомного оружия. Всего за полтора года коллектив завода смог поставить этот самолёт на крыло.
Главное внимание заводского коллектива в 1954 году было направлено на резкое увеличение мощностей завода. Предприятие решало сложную задачу освоения и выпуска самолёта Ту‑16. С каждым годом завод уверенно наращивал темпы производства самолётов.
{gallery}zavod{/gallery}
В 1952 году начались освоение и выпуск дальнего бомбардировщика Ту‑16. Это был первый самолёт, с которого сбросили водородную бомбу.
Уже через пять лет производства и эксплуатации Ту‑16 Совет министров СССР принял решение о производстве пассажирского авиалайнера Ту‑104 на базе бомбардировщика Ту‑16. Продолжала развиваться и дальняя авиация: дозвуковые дальние бомбардировщики‑ракетоносцы Ту‑22, производившиеся на заводе в 1960 - 1969 годах, отличались высокой надёжностью и отличными пилотажными качествами.
Ярким событием в жизни завода стал выпуск межконтинентального пассажирского лайнера ИЛ‑62, который более тридцати лет оставался флагманом гражданской авиации.
Выпускавшийся в Казани Ил‑62 стал первым в стране дальнемагистральным пассажирским самолётом межконтинентальной дальности. С 1970 по 1990 год были освоены и запущены в серийное производство сверхзвуковые дальние бомбардировщики и ракетоносцы Ту‑22М, Ту‑22М2 и Ту‑22М3 и сверхзвуковой бомбардировщик Ту‑160.
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец‑бомбардировщик Ту‑160 - самый большой самолёт с изменяемой геометрией крыла, один из самых мощных в мире боевых самолётов. В 2010 году на бомбардировщиках
«Илья Муромец» и «Алексей Плохов» был поставлен новый мировой рекорд продолжительности полёта. В воздухе Ту‑160 провели около двадцати пяти часов, за сутки пролетев половину земного шара. До этого самый длительный беспосадочный полёт длился двадцать два часа. Всего на Ту‑160 установлены сорок четыре мировых рекорда.
В связи с этим на заводе практически вдвое увеличились производственные площади, обновился парк технологического оборудования.
В середине 1990‑х завод совместно с Конструкторским бюро «Туполев» начал разработку и освоение производства пассажирского авиалайнера Ту‑214. Сейчас выпускаются самолёты специального назначения на базе типовой конструкции Ту‑214. Авиалайнеры создаются по заказу Специального лётного отряда «Россия» и Министерства обороны страны. В авиапарке Специального лётного отряда успешно эксплуатируется самолёт Ту‑214СР (самолёт‑ретранслятор) для обеспечения Президента России связью с наземными и воздушными объектами, Ту‑214ПУ (пункт управления), изготовленный специально для перелёта высшего руководства страны. В рамках договора по открытому небу создан самолёт Ту‑214ОН, который с помощью цифрового фото‑ и видеооборудования ведёт с воздуха съёмку военных объектов других стран - участников договора по «Открытому небу» и тем самыми следит за выполнением международных соглашений. Это первый самолёт, с которого были сняты ограничения по использованию оборудования иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения.
По своим лётным характеристикам Ту‑214 можно сравнить с Boeing 757 и Airbas A‑320. Самолёт оборудован мощным и экономичным двигателем ПС‑90А. Воздушное судно было сертифицировано Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета и соответствует всем требованиям по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в окружающую среду.
На предприятии ремонтируются и модернизируются самолёты стратегической авиации Ту‑160 и Ту‑22М3, производятся и поставляются узлы и агрегаты самолётов по кооперации с другими предприятиями Объединённой авиастроительной корпорации.
{gallery}zavod2{/gallery}
В марте 2013 года на заседании совета директоров публичного акционерного общества «Объединённая авиастроительная корпорация» было принято решение о реорганизации Казанского авиационного завода путём присоединения к публичному акционерному обществу «Туполев».
Казанский авиазавод постоянно совершенствует свою производственную базу, уделяя внимание техническому оснащению производства современным оборудованием и внедрению передовых и уникальных технологий. Предприятие ориентировано на современные компьютерные технологии автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства.
На заводе реализуется более двадцати целевых программ. Самый масштабный из осуществляемых проектов - реконструкция аэродромной базы. Построены новые ангары для обслуживания авиационной техники, полностью обновлена взлётно‑посадочная полоса, которая сейчас соответствует всем стандартам и требованиям. Сегодняшняя лётно‑испытательная станция завода - уникальная аэродромная база, разработанная по международным стандартам, имеющая самую большую площадь в России.
В ближайшие годы планируется завершить техническое перевооружение производства сварных узлов и агрегатов, механообрабатывающего, заготовительно‑штамповочного производства, а также ряда других производственных мощностей.
В 2016 году началось активное восстановление электронно‑лучевой сварки и вакуумного отжига для изготовления крупногабаритных титановых элементов, а уже в начале мая 2017 на авиазаводе запущен процесс сварки крупных элементов из титана для воспроизводства ракетоносца Ту‑160. Установка электронно‑лучевой сварки завода на сегодняшний день - самая большая и мощная в мире.
Среди важнейших задач «Туполева» и Казанского авиационного завода - возобновление производства легендарного самолёта Ту‑160. 25 января нынешнего года на аэродроме завода состоялся демонстрационный полёт нового стратегического ракетоносца Ту‑160 «Петр Дейнекин», во время которого присутствовал Президент России Владимир Путин. Глава государства высоко оценил полёт и отметил высокие качества самолёта: «Это вообще другая машина. Внешне выглядит всё так же, но двигатель и дальность полёта, мощность - это всё другое. Это серьёзный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны. И это, конечно, большой успех всего коллектива».
Сегодня завод - крупнейший разработчик авиационной техники, занимающийся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолётов.
Публикация подготовлена отделом по связям с общественностью Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев