Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Рай в центре Казани

Журнал "Казань", № 9, 2015 Из истории главного здания библиотеки Знакомясь с главным зданием Национальной библиотеки Татарстана, что находится на пересечении улиц Лобачевского и Кремлёвской, невольно вспоминаешь слова аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса: «Каждый по‑своему воображает рай, мне он всегда представлялся библиотекой». И в самом деле, в фойе тебя встречают...

Журнал "Казань", № 9, 2015
Из истории главного здания библиотеки
Знакомясь с главным зданием Национальной библиотеки Татарстана, что находится на пересечении улиц Лобачевского и Кремлёвской, невольно вспоминаешь слова аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса: «Каждый по‑своему воображает рай, мне он всегда представлялся библиотекой».
И в самом деле, в фойе тебя встречают райские птицы роскошных витражей, цветущие сады и гирлянды цветов на расписных стенах и потолках, загадочные резные божки и амуры в лепнине, далее следуют неописуемой красоты залы с каминами, сказочный грот и, конечно, книги, книги, книги… Стеллажи книг, компьютеры и заботливые библиотекари.
На месте главного здания библиотеки в 1865 году стоял жилой дом с конюшнями, каретниками, баней, крытой сушильней на деревянных столбах, колодцем и садом. Владения, принадлежавшие купцу Якову Даниловичу Соколову, имели ту же форму незамкнутого каре, что и сейчас.
Собственником всех этих строений в 1869 - 1886 годах стал купец Козьма Иванович Романов. Тремя годами позже был построен двухэтажный каменный флигель посреди двора - в нём располагались кладовые для склада товаров. Чуть позже все постройки возвращаются к прежнему владельцу. В 1904 году владение приобретает потомственный почётный гражданин города Алексей Константинович Ушков. На этом месте взамен уничтоженных дома с флигелем флигеля и деревянных служб он строит двухэтажный каменный дом.
Алексей Константинович Ушков - сын Константина Капитоновича Ушкова, родной племянник известного фабриканта П. К. Ушкова - главы фирмы «П. К. Ушков и К°». Он родился, вероятно, в 1881 году, учился на естественном отделении Казанского университета.
Ушковы, родом из села Бондюг Елабужского уезда Вятской губернии, прославились своими химическими заводами. Их основал Капитон Яковлевич - потомственный почётный гражданин Елабуги, мануфактур‑советник, купец первой гильдии. После его смерти заводами управляли братья Пётр и Николай Капитоновичи.
Жена Алексея Константиновича Ушкова - Зинаида Николаевна Ушкова - по утверждениям старожила Казани, была дочерью профессора Высоцкого. Ушков подарил дом жене, именно она была его владелицей, о чём свидетельствует сохранившаяся монограмма «З. У.» над аркой ворот. Зинаида Николаевна председательствовала в «Обществе вспомоществования недостаточным ученикам и ученицам Казанской Губернской земской фельдшерской школы», была кандидатом в члены дамского «благотворительного попечительного о бедных комитета». В доме располагались в разное время книжный магазин, музыкальная торговля. Семейная жизнь Ушковых не сложилась, они развелись, в 1916 году Зинаида Николаевна продала дом Казанскому губернскому земству. В нём размещались Кустарный склад и различные отделы земства. В 1919 году здесь была размещена Казанская городская публичная библиотека.
Построил здания, привёл всю застройку в единый стиль архитектор Карл Людвигович Мюфке. Строительство было закончено в 1906 году.
Здание восхищает своим великолепным фасадом, возникая как сказочный дворец в самом центре города. Нарядная лепнина, создающая ощущение лёгкости; ограды полукруглых балконов словно тончайшее кружево; серебристый купол, устремлённый в небо; празднично светящиеся большие окна, манящие в свой загадочный мир…
Не менее богато и интересно внутреннее убранство дома, для которого характерна эклектика, сочетание различных архитектурных стилей. Открывая массивные деревянные двери, мы попадаем в загадочный восточный мир. Обращает на себя внимание интерьер парадной лестницы в духе «Шинуазри», оформленной как вход в дворцовые покои восточного властелина: позолоченные резные драконы притаились на стенах, дверях, потолке, в деревянном ограждении лестницы. Здесь заметна имитация древнекитайской и японской живописи, роспись панно и стен под драгоценную шёлковую ткань. Лёгкие живописные панели с изображением бытовых сценок из восточной жизни обрамлены имитацией бамбука. На стенах и полу запечатлены иероглифы.
Дверные ручки разнообразной формы - настоящие произведения искусства. Все двери, выходящие на парадную лестницу, оформлены ручками в виде бронзовых дракончиков. На окнах - великолепные витражи из французского цветного стекла с экзотическими пейзажами, редкостными птицами и растениями, где сохранилась роспись на французском языке «Ш. Шампиньоль, Париж». На мраморном полу перед главной лестницей - инкрустация мрамором и позолотой (веточки цветущей вишни, любимый японский мотив).
Парадный зал (сейчас читальный зал) выполнен в стиле ампир с его торжественностью и военной атрибутикой. На потолках богатый орнамент с изображением щитов, мечей, флагов, орлов, крылатых львов и коней. Интерес владельцев дома к Наполеону выразился в латинском вензеле N на потолке. Высокие лакированные двери украшены скульптурными рельефами орлов и изображением медузы Горгоны.
Жемчужина особняка - зимний сад, это павильон, оформленный под сталактитовый грот, где всё напоминает естественную пещеру: в расщелинах между неровными, крупными блоками облицовки стен из естественного ракушечника пробиваются вьющиеся растения. С потолка свисают сталактиты, в огромном аквариуме - раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. Наружную стену почти целиком занимают большие окна.
Одна из комнат отделана в мавританском стиле. В эркере есть круглое помещение, имитирующее минарет мечети. Двери зала украшены арабской вязью, где стилизован и зашифрован главный постулат ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха…». Во времена Ушковых мавританский колорит этого зала подчёркивали развешенные по стенам ятаганы, сабли, кинжалы. Это бывшая курительная комната, а сейчас - отдел выставок и культурных программ.
Стены бывшей столовой, оформленной в несколько сумрачном готическом стиле средневековых немецких замков, обшиты панелями из чёрного морёного дуба. Раньше на них располагалась коллекция фарфора. Потолок раздёлен на кессоны, наверху балкон для небольшого оркестра.
Маленькая розовая гостиная - это нарядная комната со светлыми расписными дверями и потолком с виньетками, амурчиками, медальонами с цветами и т. п. В помещении зелёной гостиной сохранились камины ампирной формы из зелёного мрамора с бронзовыми украшениями и венецианскими зеркалами. Другая вариация такого же камина (без верхней части) находится в кабинете хозяина. На нём можно увидеть старинные бронзовые канделябры и художественную отливку «Зубр». Они до сих пор стоят на том же месте. Всего в здании семь каминов. В оформлении потолка кабинета также использован латинский вензель N.
Удивляет богатство фантазии художника: сколько комнат в доме, а рисунки, цвет, украшения потолков ни разу не повторяются. Или вот двери: одна и та же дверь соединяет две комнаты, но отделка, окраска двух её сторон различна, а стороны дверей, выходящих в одну комнату, украшены в едином стиле.
Полы в доме из наборного паркета, а в иных помещениях (в основном на первом этаже) - пол из керамических плиток (плитки производства собственного завода хозяев дома).

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев