Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Рисунки, сделанные между боями

Фронтовые рисунки — уникальные в своей искренности и достоверности произведения искусства. Они обладают магической способностью возвращать нас в прошлое — к трудным для страны военным годам, повседневности фронтового быта, напряжению боёв и походов, к ярким и незабываемым победам. Это не только исторические памятники тех лет или документальная фиксация событий — в них запечатлено авторское отношение к происходящему. И чем дальше от нас годы Великой Отечественной войны, тем интереснее обращаться к рисункам, содержащим личный опыт, видение и субъективный взгляд современников на ход событий.

В фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан хранится свыше 120 рисунков четырна­дцати художников-фронтовиков — наших земляков. Они служили в разных родах войск, имели различные воинские звания и военные специальности. Каждый из них выполнял тяжёлую, опасную работу, которую ему отвела война. И всё-таки в редкие минуты отдыха художники находили возможность рисовать. У кого-то были с собой альбомы и краски, кто-то использовал подручный материал. Так, многие рисунки выполнены на тетрадных страницах или листочках из блокнотов, есть и нарисованные на обороте немецких топографических карт. Художники пользовались карандашом, тушью, углём, реже — акварелью. 
Александр Родионов начал вой­ну командиром танка Т-34, но в одном из боёв на Сталинградском фронте его танк был подбит. После госпиталя художник вернулся на фронт и был командирован в штаб 3-й гвардейской танковой армии. В музейной коллекции находится нарисованный им фронтовой портрет командира танкового взвода Ф. П. Лохматикова, героя Киевско-Фастовской операции.
Художникам приходилось участвовать в боевых действиях на переднем крае, подвергаться опасности под бомбёжками и арт­обстрелами, но работ чисто батального содержания в коллекции музея немного. Не до бумаги и красок было во время боя… 
Наиболее яркие эпизоды надолго оставались в памяти, и в минуты затишья художники восстанавливали на бумаге, как шли в атаку бойцы, как стреляли зенитки, прорывались танки, рушились и горели дома. 
Рисунки Хариса Якупова выделяются множеством надписей, описанием операций, географических названий, приказов командования. Для него, как художника-живописца, натурные фронтовые рисунки были также и эскизами для его будущих живописных работ.
Военные рисунки отличают простота и непосредственность. Тишина на привале обретает особую ценность, ведь для кого-то следующий бой может оказаться последним. Вот два бойца, спрятавшись от ветра, греются у костра, а здесь усталый боец спит, смастерив себе нехитрое ложе. Во время боёв, в минуты отдыха, на марше события фиксировались как при документальной съёмке: разрушенные города, стёртые с лица земли деревни, брошенная техника, жизнь простых людей, оказавшихся в зоне боевых действий. 
Множество портретных зарисовок выполнил художник фронтовой газеты «Вперёд, на врага!» Байназар Альменов, запечатлев образы солдат и офицеров, как ещё совсем юных, так и умудрённых опытом. По просьбе сослуживцев художники часто писали портреты, которые бойцы отправляли домой вместо фотокарточек.
Первые рисунки в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан поступили с послевоенной выставки, посвящённой годовщине Победы, которая открылась в Казани в 1946 году. 
В 1968 году по решению Респуб­ликанского выставкома в музей были переданы работы Б. М. Альменова, Д. Г. Булата, Е. В. Зуева, В. И. Куделькина, С. О. Лывина, Г. Д. Мелентьева, А. М. Родионова, М. У. Усманова, Л. А. Фаттахова, Х. А. Якупова. Часть рисунков подарена художниками и их родственниками, часть закуплена музеем.
Военные рисунки художников‑фронтовиков из Татарии, бережно сохраняемые и изучаемые в музейных фондах, выставленные в музейных экспозициях и на передвижных выставках, остаются бесценными документами, свидетелями и дневниками прошедшей войны.

Рисунки из собрания ГМИИ РТ

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев