Сабантуй 1945 года. Вспомнили в июньском номере журнала «Казань» о национальных праздниках и постарались их осовременить
Невзрачная брошюрка, отпечатанная в «Татгосиздате» на дешёвой бумаге, посвящена яркому татарскому празднику Сабантуй. Точнее, это методичка, как правильно с идеологической точки зрения его организовывать. Только что закончилась война, надо было переводить страну на мирные рельсы. Вспомнили о национальных праздниках и постарались их осовременить.
Физкультурное значение
В самом названии раскрывалось истинное отношение Советской власти к древним традициям: «Национальные народные праздники в Татарии и их физкультурное значение». С одной стороны, обидно — Сабантуй низвели до уровня спортивных соревнований, а с другой, благодаря этому старинный татарский праздник не был объявлен пережитком прошлого и вычеркнут из жизни народа.
В предисловии, с обязательным упоминанием имени вождя всех народов, была опубликована здравница партии и советскому народу-победителю, которую, как шпаргалку, вполне могли использовать на майдане руководящие кадры, ответственные за мероприятие:
«С первых дней Отечественной войны на помощь Красной Армии встала вся страна, все народы Советского Союза. Война сплотила всех советских людей в единый боевой лагерь и вызвала в них единый патриотический подъём во всех областях нашего народного хозяйства и культуры. В ходе войны ещё более прочным стал союз рабочих и крестьян, непрестанно росла и крепла дружба между народами, неизмеримо поднялась забота всей страны о Красной Армии, о подготовке для неё физически крепких, сильных и здоровых, культурно развитых, тренированных, до конца преданных партии Ленина — Сталина боевых пополнений».
Так и видится трибуна перед толпой, пришедшей на Сабантуй. Появляется чиновник в сером френче. Обтирает лысину носовым платком. Надевает очки-велосипеды и откашливается в кулак. Народ притихает, лошади тоже. Июньский ветерок пытается вырвать из рук трепещущие листочки.
«…и в этом величайшая заслуга советского строя, который не только провозгласил равноправие, но и создал материальные и культурные условия для фактического равенства народов. Вот почему бок о бок со своими собратьями — богатырями великого русского народа храбро и мужественно сражались на полях брани украинцы, белорусы, азербайджанцы, грузины, армяне, узбеки, таджики, казахи и другие. В этой великой героической семье — сыны и дочери татарского народа».
На послевоенном Сабантуе в Казани большинство мужчин были в галифе, с новенькими медалями и орденами на отглаженном кителе. К тому же молодые фронтовики пришли не только посмотреть, но и поучаствовать.
Наши батыры
Далее в брошюры даётся информация, не имеющая прямого отношения к Сабантую, но если посмотреть на дату издания — 1945 год — всё становится понятным. С темы победы над фашизмом и чествования героев начиналось любое мероприятие, будь то посадка деревьев или открытие новой школы.
«И ныне каждый город и каждая деревня имеют своих отважных воинов-героев. Более 60 тысяч воинов‑татар встретили Победу с орденами и медалями и около 200 человек получили высокое звание Героя Советского Союза. Только за форсирование Днепра 16 сынов — трудящихся Советской Татарии удостоились звания Героя. Среди них командир танковой роты Фатых Шарипов, на танке которого сверкала надпись: «Колхозник Татарии». В боях за Киев он уничтожил 5 танков, 10 автомашин, 150 солдат и офицеров противника. Неувядаемой славой покрыты имена героев-богатырей майора Вениамина Альбеткова, бронебойщика Абдуллы Валеева, бойца-коммуниста Хатыпа Хасанова. В славной семье советских героев — Гани Сайфуллин, Александр Галимзянов, Вильдан Хабиев, Павел Макаров, Шамиль Рахматуллин, Коновалов и другие».
В конце подробного вступительного слова автор брошюры Н. Семёнов, наконец, вспоминает про Сабантуй:
«Советские воины — люди особого склада: физически здоровые, сильные волей и духом, преданные Родине. Такими воспитали их советский строй и партия Ленина — Сталина. Среди наших доблестных воинов немало победителей на местных сельских и районных спортивных состязаниях, на Сабантуях и иных национальных празднествах».
Цель ясна
Цель у брошюры была предельно ясная: «Путём интересно поставленных физкультурных и военных выступлений агитировать за втягивание рабоче-крестьянских масс из коренного населения в ряды советской физкультуры».
«Путём устройства соревнований по различным национальным художественным и физкультурным выступлениям иметь возможность наблюдать и изучать все особенности местных спортивных развлечений и игр, чтобы на основании изученного скорее подойти к наиболее точным и правильным методам проведения советской физической культуры в национальных республиках и областях на основе её этнографических, бытовых и прочих особенностей».
«Путём совместных выступлений, с одной стороны — национальных представителей непосредственно из народа, а с другой — наших физкультурников, дать возможность обогатить советскую физкультуру и спорт».
Уложиться в регламент
Программа празднования Сабантуя, как следует из методички, должна быть регламентирована и заранее подготовлена. Так, на приветственное слово представителя власти отводилось 10 минут. Объявлять программу праздника рекомендовалось на татарском и русском языках — 5 минут. Потом должен состояться парад физкультурников и всех участников — 7 минут, далее — основные состязания со своим регламентом. Завершали Сабантуй забег на 1000 метров и Марш Советской Армии Салиха Сайдашева.
Если Сабантуй проводился вблизи водоёма, предлагалось организовать показательные выступления пловцов и прыгунов в воду. Устроить состязание по раздеванию в воде на скорость. А ещё — продемонстрировать зрителям слаженную наводку понтонного моста и переправу на плавсредствах силами местного гарнизона. После основных мероприятий можно было сдать нормы ГТО (массовое спортивное движение «Готов к труду и обороне»).
Бег на трёх ногах
Список предлагаемых в программе Сабантуя состязаний возглавляла борьба: татарская, русская, французская, швейцарская и даже… цыганская. Чем они различаются, не пояснялось, а вот к индийскому боксу имелась приписка — «сшибание друг друга соломенными жгутами, стоя на бревне». Был ещё загадочный бег на трёх ногах (может, с клюшкой для хромого?), а ещё картофельный бой — по всей видимости, бомбометание клубнями. Мудрёным показалось бросание палки «с разбегу в дырку, проделанную в доске, прикреплённой к качающемуся бревну, на котором стоит ведро с холодной водой».
Обязательно в программе имелся раздел боевых дисциплин: штыковой бой, бег в противогазах, стрельба из винтовок по мишеням, демонстрация артиллерийской пушки в действии, рубка лозы кавалерийской шашкой, маскировка дымовой завесой, вынос раненых с поля боя и оказание ему первой медицинской помощи.
Сабантуй в те годы больше походил на курсы молодого бойца.
Первый колышек вбивается на расстоянии 10-15 м от линии старта. Количество прямых коридоров, образованных вбитыми в землю колышками, должно быть равным количеству участвующих в игре. По линии старта позади каждого участника ставится по ящику. Размер ящика 50х100 см, высота 20 см. Поставив участников на старт, руководитель подаёт команду к началу бега, после чего участники (2-3 человека) бегут к первым колышкам, схватывают лежащие около них свои чурки и бегут с ними обратно на старт, складывая их в свои ящики, затем бегут ко вторым колышкам, забирают чурки и возвращаются к месту старта, чтобы положить их в ящик, и т. д.
Победителем считается тот, кто раньше остальных соберёт все свои чурки в ящик и прибежит первым на финиш (старт и финиш могут быть на одном месте). Если желающих участвовать в этой игре найдётся значительное количество, то можно проводить между ними полуфиналы и финал, как в лёгкой атлетике. Эта игра в программе прежних Сабантуев не встречается. Впервые её ввёл в 1924 году Ибрагим Зайнуллин.
Основную идею данной игры он, по-видимому, заимствовал из распространённой в физкультурных коллективах игры «Посадка овощей». Зайнуллин добавил к игре элемент метания: бегущий не обязан добежать до ящика и класть в него чурку руками. Он может издалека бросить чурку с расчётом, чтобы она попала в ящик. В этом есть некоторый риск — если участник промахивается, или чурка от сильного броска вылетела из ящика, то он обязан добежать до неё и положить её обратно в ящик.
Продезинфицировать свисток!
В конце методички давались полезные советы организаторам Сабантуя:
«Прежде чем начать какую-либо игру, необходимо руководителю иметь наготове несколько человек застрельщиков. Часто бывают случаи, когда после объявления номера очень долго не находится желающих принять участие в нём. Ввиду этого возникает неудобная и нежелательная пауза. Стоит только кому‑то начать игру, как желающих будет даже с излишком».
«В играх, где участникам даются в рот свистки, необходимо вновь вышедшему участнику давать запасной свисток. За отсутствием таковых, надо быстро продезинфицировать свисток, уже бывший в употреблении».
«Желающих участвовать в конкурсе по национальным народным пляскам бывает очень много. Помимо татарских плясунов, в конкурсе принимают участие: русские, чуваши, марийцы, грузины, украинцы и проч. Ввиду этого необходимо иметь на Сабантуе квалифицированного баяниста с обширным плясовым репертуаром. В противном случае конкурс может пройти однобоко и не иметь должного успеха у публики».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев