МАШИНА ВРЕМЕНИ
Софийский собор в Лаишево и росписи Степана Эрьзи: трагедия и обретение
Журнал "Казань", № 3, 2016 В нынешнем году - 140 лет со дня рождения выдающегося скульптора ХХ века Степана Эрьзи Поздней осенью 1893 года семнадцатилетний Степан Нефёдов приехал в Казань. Он очень хотел поступить учеником в какую-нибудь иконописную мастерскую, но поначалу устроился рабочим в столярку при депо станции Казань, помог...
Журнал "Казань", № 3, 2016
В нынешнем году - 140 лет со дня рождения выдающегося скульптора ХХ века Степана Эрьзи
Поздней осенью 1893 года семнадцатилетний Степан Нефёдов приехал в Казань. Он очень хотел поступить учеником в какую-нибудь иконописную мастерскую, но поначалу устроился рабочим в столярку при депо станции Казань, помог земляк-алатырец. Весной следующего года талантливого юношу взял в ученики иконописец Пётр Андреевич Ковалинский. Он снимал под мастерскую часть дома казанского купца Василия Ивановича Заусайлова на углу Большой Проломной и Гостинодворской (ныне улицы Баумана и Чернышевского).
Ковалинский сразу увидел: ученик - далеко не новичок в иконописном деле. Молодой мордвин знал левкас, свободно владел кистью и резцом. Этому Степан научился у алатырских иконописцев и уже написал самостоятельно несколько икон, обновлял старые. Совсем скоро он стал мастером «с жалованием три целковых в месяц плюс хозяйские харчи».
В Казани Степан Нефёдов провёл пять лет. Вместе с Ковалинским он объездил почти всю Казанскую губернию. Расписывал храмы в сёлах близ Казани, в основном по собственным эскизам.
Беспощадное время не сохранило раннего творчества скульптора, до нас дошли лишь отдельные фрагменты его занятий иконописью. А росписи были вовсе неизвестны. И вот совсем недавно сотрудникам Фонда Эрьзи удалось обнаружить удивительную находку.
В 1897 году Степан Нефёдов с артелью расписывал Софийский собор в селе Лаишево, судьба которого, во многом трагичная, повторяет судьбу большинства культовых сооружений России…
Первое каменное здание собора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине девятнадцатого столетия собор сильно обветшал, и его разобрали. К 1870 году построили и 20 августа освятили новый каменный пятипрестольный одноимённый собор. После ремонта в 1899 году разобрали внутреннюю арку, центральный объём соединили с трапезной.
Четыре столпа, как утверждают разные источники, были расписаны Степаном Нефёдовым по собственным эскизам.
После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в восемь часов утра «за подстрекательские действия, против Советской власти и оказание помощи белогвардейцам» настоятеля собора Святой Софии Леонида Евстафьевича Скворцова расстреляли в алтаре храма. Пострадал и сам собор, который закрыли в 1930 году. В том же году с него сняли колокола, позднее снесли верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма. В 1956 собор переоборудовали в кинотеатр «Заря», устроив в трапезной кинозал, а в главном здании храма - два сортира и буфет. В таком осквернённом состоянии Софийский собор находился до сентября 2013 года, когда был снова освящён и открыт для прихожан и служб.
По странному стечению обстоятельств, которое можно назвать судьбой, единственно уцелевшими от былого в храме оказались росписи второго яруса на четырёх столпах храма, созданные Степаном Нефёдовым. Шестнадцать фигур святых написаны в характерной ему ранней живописной манере.
В советское время росписи пришли в упадок. Их не раз пытались варварски уничтожить, на ликах святых - следы пуль, они стёрты, обветшали, повсеместно в плесени, на некоторых - оскорбительные надписи хулиганов… Специалисты Фонда Эрьзи и Центра современных реставрационных технологий очень тревожатся за их сохранность. Требуется срочное вмешательство реставраторов, чтобы сохранить хотя бы то, что чудом уцелело в советское лихолетье. Нужна немедленная консервация росписей.
Сейчас реставраторы и строители уже почти полностью восстановили здание собора, скоро придёт черёд и воссоздания интерьера храма. Очень хочется надеяться, что изображения святых Софийского собора не постигнет печальная участь росписей, созданных Степаном Нефёдовым для церкви соседнего села Нижний Услон, которые недавно были навсегда утрачены при ремонте.
Приглашаем всех, кому небезразлична судьба раннего монументального произведения Эрьзи и намоленных святынь, которые вот уже более столетия служат заступниками собора, к участию в его восстановлении.
Бутрова Елена Владиславовна - вице-президент Международного фонда искусств имени Степана Эрьзи.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев