Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Старейший и знаменитейший

Журнал "Казань", № 1, 2016 Дом, стоящий в глубине домовладения № 19 по улице Мусы Джалиля, без сомнения является старейшим, уникальнейшим и знаменитейшим гражданским строением старой Казани. До настоящего времени он продолжает оставаться домом‑загадкой, поскольку неизвестны ни время его первоначального основания, ни имя хозяина‑строителя, ни перипетии его наследования. Несомненно, однако,...

Журнал "Казань", № 1, 2016
Дом, стоящий в глубине домовладения № 19 по улице Мусы Джалиля, без сомнения является старейшим, уникальнейшим и знаменитейшим гражданским строением старой Казани. До настоящего времени он продолжает оставаться домом‑загадкой, поскольку неизвестны ни время его первоначального основания, ни имя хозяина‑строителя, ни перипетии его наследования.
Несомненно, однако, что строился он в несколько строительных периодов. Самый ранний может уходить в период становления московской Казани (если не ранее). Так, в списке с писцовых книг по городу Казани 1566 - 68 годов где‑то в этом районе упоминается выездная светлица царя и великого князя «на посаде, у верховных апостол Петра и Павла». Во всяком случае, подклет центральной части дома, как и сердцевина кремлёвских стен, выложен крупными валунами (фото 1).
Аскетичный в оформлении первый этаж возведён, вероятно, на рубеже XVII - XVIII веков. Стены и своды большинства его палат выложены из большемерного неклеймёного кирпича (до 31 см) и кладкой, сходными с таковыми Сююмбекиной башни кремля (фото 2). Помещения первого этажа использовались для складских и хозяйственных целей. Вероятно, он служил основанием для деревянных жилых хором верхнего уровня.
К очередному строительному этапу принадлежит существующий ныне второй этаж. Скорее всего, он появился в 1722 - 26 годах, когда владельцем здания фиксируется крупнейший олигарх Поволжья, входивший в число десяти наиболее состоятельных купцов страны Иван Афанасьевич Микляев. В пользу этого говорят богатые архитектурные элементы фасада: городчатые фризовый и межэтажный пояса, а также наличники (с двумя колонками и декоративным завершением в виде разорванного криволинейного фронтона), близкие архитектурным элементам собора, построенного Микляевым (фото 3).
В интерьере сохранились подлинные архитектурные элементы: коробовые и сомкнутые своды с распалубками; многообразные арочные ниши‑печуры (неглубокие углубления в стенах, игравшие роль встроенных шкафчиков для хранения мелкой утвари) (фото 4); печь; ставневые ниши в проёмах окон.
С течением времени здание неуклонно разрушалось, а последующие владельцы не озабочивались поддержанием его уникальных особенностей. Так, в какой‑то момент обрушенные кирпичные своды некоторых помещений не восстанавливались, а получили плоские деревянные перекрытия по бревенчатым балкам (фото 5).
После проведения консервационных работ непременно необходимо прервать порочную, но ставшую обычной реставрационную традицию. Согласно ей ценные памятники старины восстанавливаются, можно даже сказать - ремонтируются, лишь на основе натурных исследований и оказавшихся под рукой неких текстовых источников,- без проведения целенаправленных историко‑архитектурных исследований.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев