Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Старый Казанский речной порт на фотографиях Васьяна Сергеевича Порфирьева

В мае 2019 года из-за чрезвычайно низкого уровня Волги обнажилась мощёная шоссейная дорога к старому речному порту на Дальнем Устье, и вся краеведческая и просто любопытствующая Казань переболела «дорогоманией», и я тоже.

В мае 2019 года из-за чрезвычайно низкого уровня Волги обнажилась мощёная шоссейная дорога к старому речному порту на Дальнем Устье, и вся краеведческая и просто любопытствующая Казань переболела «дорогоманией», и я тоже. Пару недель я жадно читал чужие публикации в соцсетях и, наконец, улучил свободный день и выбрался туда, успев, что называется, к шапочному разбору: через три дня на месте прогулки уже плескалась вода.

Алексей Липовецкий

Благодаря интернету здесь не нужно подробно излагать увиденное. Тем более, не будем пересказывать досужие фантазии про снаряды, золотые монеты и толпы энтузиастов с металлоискателями. Скоро дорога с новообретённым охранным статусом вернулась домой, под воду, а я назову самое ценное, что можно было там найти: прикосновение к Истории, возможность провести рекогносцировку, привязать к сегодняшней местности старые фотографии и карты.

 

 

Васьян Сергеевич Порфирьев на острове Маркиз. 23 сентября 1954

Благо, существует много фотографий прибрежной части Казани, погрузившейся на дно Куйбышевского водохранилища весной 1957 года. В частности — фотографии из архива профессора-геоботаника Казанского государственного ­университета Васьяна Сергеевича Порфирьева (1907–1990). С детства Васьян Порфирьев любил и знал Волгу и волжские пароходы. В журнале «Казань», № 9, 2013 опубликован его рассказ о путешествии в 1920 году в Теньки за яблоками с подробным описанием пароходов общества «Самолёт». Любовь к реке и пароходам Васьян Сергеевич сохранил на всю жизнь. Его обширный фотоархив, включающий тысячи кадров, в значительной мере состоит из фотографий реки, берегов, пароходов, пристаней. В середине пятидесятых годов Васьян Сергеевич, зная о грядущем затоплении, целенаправленно фотографировал Свияжск, Моркваши, порт в Дальнем Устье.

Давайте пришвартуемся в старом Казанском речном порту вместе с ним, и вместо привычной водной глади, раскинувшейся на километры от Казани до Верхнего Услона, увидим удивительно узкую Волгу, пароход «Тургенев», маневрирующий на фоне берегов острова Маркиз. Среди фотоснимков Васьяна Сергеевича есть один особенно ценный. Несколько лет любители казанской старины спорили, где именно в старом речном порту находился памятник Сталину. Известны две фотографии, удачно запечатлевшие сам памятник, но, увы, по ним очень трудно привязать его к местности. На впервые публикуемой фотографии, сделанной Порфирьевым в октябре 1955 года, памятник снят в отдалении, но зато фото даёт полное представление о его местоположении.

 

Пароход «Тургенев» приближается к одной из пассажирских пристаней Казанского речного порта. Суда, как правило, швартуются против течения. За кормой парохода — Казань. Впереди — устье Казанки и водозаборы.

Справа — остров Маркиз. 6 сентября 1955

 

А теперь окажемся на борту парохода «Тургенев». Этим кадром начинается ряд снимков, сделанных Васьяном Сергеевичем Порфирьевым в октябре 1955 года. Они дают представление о последовательности пристаней Казанского речного порта. Как и современный порт, старый начинался с грузовых причалов. У одного из них — пароход «Память Вахитова».

 Следующий кадр сделан годом раньше, 23 сентября 1954 года, но он точно соответствует последовательности движения. Три дома также есть на предыдущем снимке, они видны под другим углом. Итак, мы плывём мимо грузовых причалов в сторону пассажирских.

 Рассмотрим эту фотографию. Впереди показался приметный дебаркадер, с тремя крышами «домиком», к которому вот-вот пришвартуется наш «Тургенев». Точка съёмки — капитанский мостик. Васьян Сергеевич дружил со многими капитанами, и они нередко приглашали его на капитанский мостик. Увеличим изображение.

 Этот снимок даёт полное представление о месте памятника Сталину в Казанском речном порту. На склоне перед памятником надпись «МИРУ — МИР».

 Эта фотография сделана Васьяном Сергеевичем Порфирьевым 23 сентября 1954 года с острова Маркиз. Впереди — протока, разделявшая собственно Маркиз от соседнего острова, тогда неофициально именовавшегося Услонский Песок. Рассмотрим внимательно центр кадра.

Этот кадр я сделал 21 мая 2019 года во время прогулки по «казанской Атлантиде». Положение баков практически совпадает с таковым на предыдущем снимке.

Всё это позволяет расположить на современной карте фотографии, сделанные с интервалом 65 лет. Координаты современных объектов: трёх баков и места их съёмки 21 мая 2019 года известны абсолютно точно, а положение пассажирской пристани и памятника Сталину, как и место съёмки 23 сентября 1954 года, можно отметить предположительно, не рискуя, надеюсь, сильно ошибиться.

Давайте рассмотрим ещё одну пару кадров, сделанных тогда и сегодня. Повернёмся кругом и взглянем на противоположный берег Волги. Что там самое приметное? Древняя Верхне-Услонская дорога.

Снова снимок В. С. Порфирьева с пассажирского дебаркадера, датированный 6 сентября 1955 года. Если на самом первом кадре в публикуемой подборке пароход «Тургенев» приближался к пристани, то здесь он уже отчалил и разворачивается на фоне острова Маркиз и Услонской горы. А левее на противоположном берегу Волги «дорога серою лентою вьётся».

 Это фото сделано мною 21 мая 2019 года. Заметим, что изгиб дороги виден примерно под тем же углом, что и на предшествующем снимке. Плиты, вероятно, служили бордюром дороги. Место пассажирского дебаркадера и памятника — где-то впереди, под водой.

Как сильно ушла вода! Водоём, охваченный подковообразным островом Дальнее Устье, вероятно, остаток показанного на старых картах Долгого озера.

И всё же, даже при чрезвычайно низком уровне Волги, старый порт никогда не всплывёт: пусть в нынешнем году вода ушла на три метра, но в 1957 она поднялась на все одиннадцать! Всё равно, волнует понимание того, что ты прогуливался совсем рядом со старым портом, служившим речными воротами города на протяжении многих лет.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев