Страсти-мордасти и прочие напасти
На протяжении веков людьми движет врождённый интерес к неизведанному. Нас привлекают остатки разрушенных зданий, кладбища, древние архитектурные сооружения, заброшенные тюрьмы, тёмные сырые подвалы и прочие рассадники моментальных всплесков адреналина.
На протяжении веков людьми движет врождённый интерес к неизведанному. Нас привлекают остатки разрушенных зданий, кладбища, древние архитектурные сооружения, заброшенные тюрьмы, тёмные сырые подвалы и прочие рассадники моментальных всплесков адреналина. Мы прошлись по пяти «мистическим» местам Казани, многие из которых, скорее всего, вам известны. Но, возможно, вы посмотрите на них под другим углом, а некоторые, как окажется в итоге, и вовсе всё это время ускользали из-под вашего взгляда.
Тлеющий пассаж
Казанская мистика гуляет близ Кремля и Кремлёвской улицы. Большинство построек получили свою таинственную репутацию по причине недолговечности существования и необъяснимого количества пожаров, которым подверглись здания. Одни из самых известных сооружений с подобной биографией — Александровский и Чернояровский пассажи, а также всем известная Табачная фабрика. Первый из них — Александровский пассаж — знают как постройку 1883 года, заказчиком которой был купец Александр Сергеевич Александров. По его просьбе Санкт‑Петербургское общество архитекторов проводило конкурс на лучший проект здания пятиэтажного доходного дома с квартирами, магазинами, ресторанами, различными павильонами, обустроенными погребами, прачечными, конюшнями и прочими помещениями. Всё это оснащалось электрическим освещением, водопроводом и воздушным отоплением. Воплотить в жизнь одобренный проект взялся архитектор Генрих Руш, известный также как автор проектов Чернояровского пассажа и Дома Кекина. Однако дальнейшая история величественного пассажа рисует в голове образ медленно тонущего «Титаника». Здание подвергалось эксплуатации на протяжении нескольких десятков лет, пока 21 июня 1977 года часть здания не обвалилась, а 4 октября того же года не начался сильный пожар. До сих пор специалисты выявляют десятки причин произошедшего, связывая их как с отсутствием качественной канализации, так и с многочисленными небрежными попытками эксплуатации и реставрации.
Как и любое пустующее здание, Александровский пассаж стал поводом для легенд, построенных вокруг любопытных совпадений. В первую очередь упоминается о старинных часах на башне пассажа, которые, по слухам, останавливались трижды в определённые моменты жизни купца — в день свадьбы, в день рождения дочери и в день смерти. Не обошли здание и привидения. Однако здесь легенды разнятся, поскольку не менее неоднозначной репутацией обладает соседний Александровскому — Чернояровский пассаж, построенный в 1901 году. Путаница связана с привидением Дамы в красном, появление которой предвещало очередной пожар. А неоднократными пожарами, как известно, славятся оба пассажа на Кремлёвской улице.
Обрыв в глубине Арского кладбища
Не существует в мире кладбищ, с которыми не были бы связаны загадочные, мистические, а, в сущности, просто пугающие истории. В нашем городе таковым является один из самых известных некрополей — Арское кладбище. В центральном, Вахитовском, районе города, среди 300 тыс. захоронений известных исторических и культурных деятелей, «гуляет» ребёнок с просьбой его не забывать… Есть и более романтичная история — о «Верочкином бугорке», названным так в честь студентки Мариинской женской гимназии Веры Васильковой, покончившей собой в 1885 году. Примерно до середины прошлого столетия место захоронения несчастной девушки было заметным благодаря белокаменному кресту, расположенному на небольшом склоне в дальнем конце Арского кладбища. В хрущёвскую эпоху крест был разрушен, но и сегодня найти приблизительное местоположение возможно, просто подойдя к обрыву в глубине пятой аллеи. Известный краевед Алексей Клочков в своей книге «Казань: логовища мокрых улиц» провёл подробный анализ и опроверг некоторые факты, связанные с этой историей. К примеру, настоящее имя девушки — Дарья Латышева, а не Вера Василькова, как гласила легенда долгое время. Однако неизменной осталась причина самоубийства — любовь. Дарья Латышева — дочь купца Архипа Латышева — влюбилась в одного из студентов Казанского университета, что противоречило планам родителей выдать дочь за булочника Андрея Новотельнова. После свадьбы с нелюбимым ей мужчиной, 21 января 1885 года Дарья выстрелила себе в голову прямо в спальне молодожёнов. Особо значимой эта трагедия стала для казанских студентов. Осуждая волю отца, молодые люди выступили в защиту девушки и женской эмансипации, отчего похоронная процессия приобрела формат массового митинга против власти. Подобные протестные настроения в дальнейшем утихли. Однако долгое время вокруг «Верочкиного бугорка» ходили слухи о нескольких случаях самоубийств местных студентов из солидарности к главной героине этой волнующей сердце истории.
Однако на этом путешествие по сверхъестественному не заканчивается. Арское кладбище было одной из самых экстремальных локаций, по словам автора театрализованной экскурсии «Мистическая Казань» Глеба Богомолова. Маршрут экскурсии начинался с Компаса на улице Баумана, после чего автобус вёз людей по ночной Казани, с продолжительными остановками на озере Кабан, парке Тысячелетия, парке Эрмитаж, проезжал через улицу Горького, направлялся к Кремлю, Александровскому и Чернояровскому пассажам, затем через Чёрное озеро возвращался к первоначальной точке. Самым запоминающимся для самого Глеба стал день, когда к экскурсии присоединился корреспондент местной газеты. Во время остановки на Арском кладбище он сделал пару быстрых снимков для фоторепортажа. Один из кадров был обычным, а на втором проявились три чёрные тени. Помимо того, что событие добавило острых ощущений для всех присутствующих на экскурсии, для Глеба оно стало отправной точкой глубокого погружения в деятельность, которая раньше была для него лишь возможностью практики в ведении мероприятий. Во время разговора бывший экскурсовод вспоминал момент осознания перехода через неведомую грань, что стало причиной его плохого самочувствия. Проект просуществовал около трёх лет и закрылся 8 лет назад.
Могила цыганского барона
Нельзя сказать, что это история поистине мистическая. Однако когда криминальное прошлое нашей страны, особенно столь недавнее, не вызывало неподдельный интерес? Цыгане крепко обосновались в посёлке Отары в 70-х годах прошлого столетия. Примерно в эти же годы активизировались и все наиболее известные ОПГ Казани. Составлять конкуренцию организованным группировкам в то время — дело отнюдь неблагодарное. Но цыгане справлялись, а иногда и вовсе превосходили конкурентов, совершая разные по степени мерзости преступления — кража и поножовщина, изнасилования и периодические перестрелки, в том числе и с членами казанских ОПГ.
В книге Максима Беляева «Бандитская Казань-2» описывается известный случай, произошедший в 1986 году. В апреле того года к цыганскому барону Салавату Оглы приехала невеста из Грузии. Счастливой помолвке не суждено было случиться: празднество переросло в жестокую перестрелку, в которой был убит молодой цыган 22-х лет, после чего похоронен на Ново-Татарском кладбище. Похороны проходили в лучших цыганских традициях — в могилу летели крупные денежные купюры и золото, а на ней установили металлический памятник цыган из рода Оглы или «Стоящий памятник». Но даже трагедия не остановила казанскую группировку «Новотатарские». В ту же ночь члены ОПГ вскрыли могилу и разобрали все богатства, подаренные покойнику. Не так давно ушедший в мир иной «домовёнок» Храма всех религий Мансур, живший рядом с Ново-Татарским кладбищем, рассказывал, как в очередной раз рано утром шёл купаться на Волгу и увидел толпу милиционеров возле той самой вскрытой могилы. Не скрывая восхищения, Мансур упоминал внушительные суммы, которые цыгане щедро кидали своему соплеменнику: монеты и купюры в 5, 10, 25 рублей в больших количествах, что для тех времён, безусловно, роскошь. После ночного акта вандализма цыгане залили могилу бетоном, чтобы никто больше не смог прикоснуться к памятнику цыганского рода Оглы, который до сих пор стоит и напоминает об одном из тяжелейших периодов в истории нашей страны.
Хибары на Гоголя
Старые деревянные дома Казани, особенно расположенные в центральном районе, не раз были объектом для изучения. Одним из таких является широко известный голубой деревянный дом на улице Гоголя, 5. Дом, построенный в середине XIX века, в котором жил основатель первой в мире кафедры биохимии в Казанском университете А. Я. Данилевский, не раз был на грани сноса. Известно также, что изначально хозяином дома был казанский адвокат М. Н. Струзерн, а вместе с Данилевским поделил дом на две части профессор В. К. Меньшиков. Нынешние обитатели дома в начале 2000-х годов отстояли свой участок, однако с тех пор, как здание стало памятником архитектуры, жителям приходится справляться с трудностями самостоятельно, учитывая то, что до присуждения статуса строение входило в список ветхого жилья.
Степень значимости этого дома ясна, но за видимой каждому обложкой скрывается другая жизнь. Старые деревянные хибары, расположенные в глубине двора рядом со знаменитым домом, в узком кругу именовались «дном». Таким образом, вопрос «Будешь снимать там комнату?» преобразовался в ироничное «Будешь жить на дне?» Действительно, коммунальные комнаты обветшалых деревянных домиков редко когда пустовали. Бабушки часто сдавали помещения студентам Казанского театрального училища, которое, как известно, находится в двух минутах ходьбы, буквально напротив дома Данилевского, что значительно упрощало насыщенную студенческую жизнь. Своими воспоминаниями с нами поделилась актриса Елена КАЛАГАНОВА, которая училась, а затем и преподавала в Казанском театральном училище:
— Комнаты этих хибар обычно снимали сразу несколько человек. В нашем случае, в одной комнате жили трое знакомых мне девчонок. В целом, внутри дома не было ничего примечательного: деревянные коридор и комнаты. Судя по рассказам, в комнатах было не темно, помню даже, что одна из девчонок говорила, что жили они чуть ли не при свечах. В один из вечеров две девушки убежали на свидания, а третья осталась то ли из-за головной боли, то ли из-за усталости. Она легла на кровать у печки и забылась во сне. В какой-то момент открыла глаза и увидела перед собой бабушку в белых одеждах, рюшах и чепце а-ля «из пушкинских времён». Точно не помню, захлопнула ли она со страху глаза или же, наоборот, вскочила с кровати, однако ясно увидела, что бабушка рассеялась, как привидение. Довольно долго она была под впечатлением от этой бабули, из-за чего не могла ночевать одна.
Человеческие кости в реке Казанке
Каждый раз, подъезжая к Казани на поезде, жители и гости столицы на протяжении многих лет наблюдают необычную постройку прямо на реке Казанке. Храм‑памятник павшим солдатам или Храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Спасителя, напоминающий египетскую пирамиду, стоит над братской могилой павших героев в бою при взятии Казани Иваном Грозным. 4 октября 1552 года царь повелел построить на этом месте монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Однако выбранное место на левом берегу Казанки оказалось неудачным. Пострадавший от высокого половодья 1559 года, храм было решено перенести на Зилантову гору, на версту выше по течению Казанки. Только в 1805 году архимандрит Амвросий Сретенский, решивший на месте монастыря построить памятник, представляет проект Александру I, который его одобряет, а архитектором назначает Н. Ф. Алфёрова. Так, в период с 1813 по 1823 годы памятник павшим воинам был успешно заложен. После нескольких реставраций, продолжавшихся до начала 2000-х годов, и передачи Казанской Епархии Русской Православной церкви, памятник обретает свой вид, знакомый нам сегодня. А с 2011 года храм становится подворьем Кизического монастыря.
Однако не каждый решает познакомиться с подземной жизнью храма. Возможно, не зря, ведь подземелье и вправду внушает страх. Войдя через железную дверь на южной стороне памятника, спустившись по лестнице к центральной его части, можно оказаться в церкви-усыпальнице в честь преподобного Ильи Муромца. Помимо того, что подземелье само по себе окутано мрачной атмосферой из-за тёмных от сырости стен, усыпальница хранит в себе настоящие останки воинов, погибших при взятии Казани. Чаще всего отмечают черепа, на которых чётко видны пробоины от оружия. Большое количество человеческих костей было обнаружено при первых раскопках, после чего в центре усыпальницы решили установить саркофаг для их хранения. Поговаривают, что в водах Куйбышевского водохранилища по сей день находят старинные останки. Небезызвестным фактом является и проход в тоннель, который вёл к Казанскому Кремлю. Считается, что зайти в него можно было через тайную дверь, также находившуюся в подземелье. Известно, что в 30-е годы прошлого века осуществлялись попытки прохода через легендарный тоннель, однако смельчаки попросту терялись. Позже из-за частых обрушений секретный проход был уничтожен.
Стоит отметить, что в процессе поиска информации о местах с особой атмосферой мы столкнулись с отказами от их владельцев или жителей. Нежелание распространять подобные факты из-за страха потери репутации может расстраивать, а может подтолкнуть на поиск и изучение новых, ранее неизвестных широкой публике мест. Лишний раз прогуляться по улицам Казани, восхититься историей очередного старинного сооружения, ненадолго поверить в легенду, связанную с ним и вот она — мистика.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев