Торговцы создавали новую Казань
Из истории купечества в Татарстане
Казань как столица Казанского ханства была общепризнанным центром мировой торговли. После её захвата Иваном Грозным многие экономические связи оказались разорванными, но постепенно у Казани складываются тесные торговые отношения с российскими городами. Благотворно сказалось на её развитии покорение Сибири. Сюда стали поступать сибирская «мягкая рухлядь» (пушнина), уральское железо и полудрагоценные камни, пермская соль...
Коренные изменения тесно связаны с петровскими преобразованиями. Для Казани наступает время экономического расцвета, современники называли её «торговой столицей Востока».
Формирование купечества как сословия окончательно завершилось к концу XVIII столетия.
До петровских преобразований торговые люди из других стран, городов, а позже и местные купцы, которые торговали за пределами своего поселения, именовались «гостями». В ХVI–ХVIII веках они делились на первостатейных, среднестатейных (средних) и третьестатейных. В Казани начала XVIII века к первостатейным, у которых было до «ста тысяч рублёв торгу», относились немногие. Среди них выделялись Иван Афанасьевич Михляев и Яков Пушников.
В 1724 году в связи с введением подушного обложения городское население разделили на «нерегулярных граждан», к которым относились «подлые люди, обретающиеся в наймах и черновых работах», и «регулярные граждане». Богатые люди из последних — «знатные купцы, которые имеют знатные большие торги», а также часть ремесленников.
С 1742 года купечество делится на три гильдии, что закрепил Указ Екатерины II от 1778 года «О привидении купечества и их торговли в хорошее состояние». В первую гильдию отнесли купцов с номиналом свыше 10 тысяч, во вторую — от одной до 10 тысяч, в третью — от 500 рублей до тысячи.
Купцы освобождались от подушной подати и рекрутской повинности, взамен за одного рекрута они вносили 360 рублей.
Городовое положение 1785 года окончательно оформило купеческое сословие. В первую гильдию записывались купцы, объявившие капитал свыше 10 тысяч. Они получали право вести оптовую и розничную торговлю в России и за границей, держать фабрики и заводы, строить морские и речные суда. Во вторую гильдию входили те, кто имел от 5 до 10 тысяч капитала. Они обладали теми же правами, за исключением возможности вести заграничный торг. Купцы третьей гильдии объявляли капитал от одной до 5 тысяч, занимались розничной торговлей, могли «заводить станы и производить рукоделие», содержать мелкие речные суда, трактиры, бани, постоялые дворы.
Вторая половина XVIII века была переломной в развитии промышленности и торговли и у татар казанских городских слобод. Они начинают развивать и промышленное производство.
По Жалованной грамоте городам 1785 года вводилась ещё одна категория городского населения — именитые граждане, в которую включался и высший слой развивающейся буржуазии: оптовые торговцы, банкиры с объявленным капиталом более 100 тысяч рублей и предприниматели с капиталом свыше 50 тысяч рублей, отличившиеся «по градской службе». В конце 80-х годов XVIII столетия в Казани жили пять именитых по службе граждан, и все они были крупными купцами: А. И. Кобелев, П. Н. Смирнов, А. И. Квасников, П. И. Богдановский, А. А. Чекмарёв.
В 1807 году купечество исключили из числа именитых граждан, а потом, в связи с введением нового сословия — потомственных почётных граждан, это звание отменили.
Купец потомственное почётное гражданство получал, если был пожалован одним из российских орденов, а также если состоял «сряду» 10 лет в первой или 20 лет во второй гильдиях, «не попав в течение сего времени в несостоятельности» и «не был порочен судебным приговором».
Почётным потомственным гражданам даровалась свобода от подушного оклада, рекрутской повинности, телесного наказания в случае преступления. В 1833 году первыми в Казани вместе с семействами возвели в это звание купцов П. И. Котелова, Л. Ф. Крупеникова. К сословию относились представители таких старинных купеческих фамилий, как Усмановы, Апаковы, Вараксины, Арсаевы, Заусайловы, Казаковы, Юнусовы, Апанаевы, Унженины и другие.
При Павле I общественное положение купечества ещё более укрепилось.
14 ноября 1824 года вышел Манифест, запрещавший «по торговым каким обстоятельствам оставаться в мещанах», а в 1825 году правительство издало «дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний», по которым коммерческая деятельность разрешалась только тем, кто записался в гильдию. Это способствовало резкому увеличению численности казанского купечества.
Купечество относилось к податному, полупривилегированному сословию, «купцы не платили подушную подать», но вносили сословные подати. Чтобы меньше платить налогов, всё купечество без исключения объявляло капитал по минимальной ставке. «Спросить у русского купца, сколько у него капитала и велик ли его оборот, это по понятиям нашего купца — самый нескромный и нетактичный вопрос», писал «Казанский биржевой листок» 6 февраля 1883 года.
Благодаря деятельности купечества в стране сложился, развился и успешно действовал рынок. Местное купечество стало его организующей силой.
Деятельность купечества была тесно связана с ярмарочной торговлей. В первой половине XVIII века казанские купцы входили в первую десятку наиболее значимых участников Нижегородской ярмарки — главного оптового рынка России. Казань торговала со Средней Азией, киргизами. В XVIII веке завязываются постоянные экономические связи с Китаем, в основном через Кяхтинскую ярмарку.
На рубеже ХIХ–ХХ веков Казань превращается в город, экономическое значение которого не выходит за рамки областного центра и волжского порта.
Во второй половине XVIII века в Казани быстро растут так называемые «заводы» — новый тип предприятия с применением наёмного труда.
Сформировались две новые социальные группы: капиталистов-купцов, собственников как товарно-торгового, так и промышленного капитала, и продавцов рабочей силы: посадские, «пришлые люди», в основном крестьяне.
Реформа 1861 года значительно ускорила развитие фабрично‑заводской промышленности. Рабочая сила поднялась в цене, поэтому предпринимателям пришлось внедрять механические двигатели, машины. Но торговля оставалась основной сферой деятельности местного купечества.
Возрастание годового прироста промышленной продукции связано с появлением в Казани крупного машинного производства. Крупными предприятиями Казани были мыльный и химический заводы фабрично‑торгового товарищества братьев Крестовниковых, кожевенная и бумагопрядильная, льнопрядильная и ткацкая фабрики И. И. Алафузова, чугунно-литейный и котельный завод А. Н. Свешникова, водочный завод Д. И. Вараксина, предприятия по производству алкогольных напитков и минеральных вод Петцольдов и Александрова, завод сельскохозяйственного оборудования Рама, рогожеткацкие фабрики Тихомирновых и И. Г. Иманкулова и другие.
В конце XIX века многие семейные фирмы превращаются в акционерные общества, преимущественно паевые товарищества с узким кругом владельцев крупных паёв. Наличие в экономике «полных товариществ», «товариществ на вере», акционерных обществ — это признак более высокого этапа её развития.
Казань была городом и с достаточно развитой банковской системой. Ещё в 1848 году первым открылся Казанский общественный банк. 15 января 1871 года образовалось Общество взаимного кредита — новый акционерный банк. В 1873 году открыли Казанский купеческий банк. Значительное влияние на финансовую и торгово-промышленную жизнь города оказывало Казанское отделение Волжско-Камского банка.
11 ноября 1866 года был утверждён устав Казанской биржи. Купцов постепенно приучали к правильному цивилизованному ведению дела.
Но большинство татарских купцов игнорировали казанскую биржу. Они предпочитали заключать контракты в гостиницах и чайных Сенного базара.
Со временем значение товарных бирж падает. Всё большую роль в установлении прямых связей между производством и торговлей играют оптовые фирмы.
К массовой форме действия капитала относятся операции, которые проводили скупщики. Они торговали изделиями местных промыслов, сельскохозяйственным сырьём и продуктами.
Казённые подряды и откупа можно разделить на государственные и местные. К первым относились военные подряды правительства на снабжение армии, строительство казарм, продовольственных складов и проч.; винные и соляные откупа, откупа на продажу игральных карт, рыбные, лесные и т. д. При существовавшем в России до 1861 года монопольном праве государства торговать вином и водкой это право продавалось на пять лет с торгов частным лицам — «откупщикам». Крупным казанским водочным откупщиком в начале XIX века стал купец первой гильдии В. В. Евреинов. Последний подряд он взял в 1811 году и сделал своим доверенным по откупу сына Ивана. Но тот «не радел», и образовалась недоимка на огромную сумму. Купец, чтобы выплатить долг казне, продал всю свою недвижимость, но расплатиться так и не смог. Купеческое общество несло материальную ответственность перед государством за «несостоятельного должника», поэтому оставшуюся часть долга разделили между казанскими купцами, а подряд передали другому.
Таким образом, основными видами предпринимательской деятельности при развитии буржуазных отношений стали коммерция, производственный бизнес и участие купцов в банковско-коммерческих операциях.
Во второй половине XIX — начале XX века происходит сращивание промышленного и торгового капитала и образование акционерных обществ.
«Казанский биржевой листок» 9 июня 1891 года писал: «Казанская торговля и промышленность захватывала собою громадный район. Казанские кожевенные изделия славились на всю Россию; вся Сибирь разъезжала на знаменитых тогда казанских тарантасах, казанские «ичетки» украшали собой ноги доброй половины населения Средней Азии, Кораны казанской печати находили сбыт даже в Индии».
Купечество оказывало огромное влияние на общественную жизнь города, являясь, по существу, до 70-х годов XIX века хозяевами Казани.
Доход от предпринимательства купцы вкладывали в богоугодные дела. Благодаря их торгово-предпринимательской деятельности Казань становится одним из самых красивых городов на востоке России, военным, торгово-экономическим, а с начала XIX века и учебным, научным и культурным центром.
«Через Казань на Восток, — писал тот же номер «Казанского биржевого листка», — распространялись все знаменья культуры — от света науки и знаний до дамских мод включительно».
По материалам книги «Золотые страницы купечества, промышленников
и предпринимателей Татарстана».
Авторы-составители: Салихов Р. Р., Свердлова Л. М., Хайрутдинов Р. Р.,
Тямаева Д. Ф. Казань, 2001.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев