Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Творец нового в духе древних традиций

Первый епархиальный архитектор Казанской губернии Фёдор Малиновский Роль архитектора во все времена была необычайно важна и ответственна.

Первый епархиальный архитектор Казанской губернии Фёдор Малиновский

Роль архитектора во все времена была необычайно важна и ответственна.

А в храмовом строи­тель­стве зодчий не только решает архитектурноградостроительные задачи, но и закладывает сакральные смыслы и символы, которые несут в себе культовые сооружения.

В Казанской губернии первостроителями были новгородские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй (Барма). В разные годы в Казанской епархии работали Василий Кафтырев, Иван Старов, Филипп Емельянов, Михаил Коринфский, Фома Петонди и многие другие выдающиеся архитекторы. К их плеяде относится и Фёдор Николаевич Малиновский, гражданский инженер, епархиальный архитектор Казанской губернии с 1894 по 1911 год.

Выпускник СанктПетербургского института гражданских инженеров Малиновский оставил после себя богатое архитектурное наследие в Казанской губернии и ряде других регионов России. Он — один из самых плодовитых представителей поздней эклектики, внёсший значительный вклад в формирование «на­цио­наль­ного русского стиля». Наиболее ярко талант архитектора проявился в руссковизантийском и неовизантийском стилях, где он замечательно сочетал инженерный подход и современные тенденции в оформлении фасадов. С многогранностью этого таланта знакомы Ка­зань, Тверь, Чебоксары, польский город Остров…

Церковь во имя Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа (ныне утрачена). 25 мая 1931

За пределами столичных городов особую гра­дострои­тель­ную значимость произведения архитектора приобрели в сёлах Казанской губернии, где он возвёл множество каменных и деревянных храмов.

В 1893 году Малиновского назначили Казанским губернским архитектором, а уже в 1895 году в связи с большими темпами церковного строи­тель­ства в России Духовная консистория предложила Фёдору Николаевичу стать первым епархиальным архитектором Казанской губернии. Вероятно, он согласился без сомнения, хотя осо­знавал груз ответственности, который на него ложился. Малиновскому позволяют совмещать должности городского и епархиального архитекторов.

Малиновский проектирует десятки построек для церковных нужд — церкви, часовни, монастырские кельи, дома церковных причтов и другие сооружения. Он реконструировал и расширил нескольких храмов Казанской епархии — Троицкий собор в Раифском монастыре, Успенский собор в Зилантовом монастыре, Варваринскую церковь в Казани, утраченные к се­го­дняшнему времени церковь при Успенском женском монастыре в Чистополе, пристройку паперти к Успенской церкви в Чебоксарах и успел многое другое.

В Национальном архиве Респуб­лики Татарстан найдено более сотни проектов построек и перестроек, автором которых был Малиновский. Кроме того, в связи с бурным церковным строи­тель­ством в конце XIX — начале XX века многие храмы возводились по типовым проектам, разрабатывавшимся Малиновским, а вычерчивали их и курировали строи­тель­ные работы ученики и подмастерья мастера, различия были лишь в деталях и особенностях посадки объекта на местности. По типовым проектам Малиновского возводились храмы и после 1911 года, ко­гда архитектор уже уехал из Казани.

Ф. Н. Малиновский выполнил реконструкцию Варваринской церкви. 2013

Практически все произведения Малиновского выполнены в великолепной краснокирпичной архитектуре, он виртуозно стилизовал древнерусскую архитектуру в новых формах. Вероятнее всего, зодчий пытался не отставать от своих московских коллег Василия Косякова, Владимира Покровского, Ильи Бондаренко и других приверженцев на­цио­наль­ного русского стиля в зодчестве. В Казани плодо­творно работали в этом же духе архитекторы Карл Мюфке, Генрих Руш, Михаил Михайлов.

На рубеже веков в Российской империи начинает формироваться современная архитектура, основанная на древнерусских традициях, и при этом они не копируются — рождается новый цельный художественный образ, в котором слышны отголоски древних построек. Наш современник известный архитектор и историк архитектуры Аркадий Крашенинников очень точно описывает эту особенность творческого поиска: «Лучшие зодчие лишь к концу XIX века научились не только подражать формам архитектуры наших предков, но и создавать новые композиции в духе древнерусских традиций, свободно оперировать всей совокупностью творческих приёмов».

Церковь Макария Унженского и Желтоводского в Адмиралтейской слободе Казани (сегодня в здании храма располагается исправительно-трудовая колония № 2). 2019

К сожалению, после революции 1917 года и прихода к власти большевиков о бурно развивавшемся русском на­цио­наль­ном стиле в архитектуре (одном из направлений модерна) пришлось надолго забыть, поскольку он обращался к традиционным православным формам. Тем не менее, Малиновский выстроил такой замечательный храм, как Собор Богоматери «Всех Скорбящих Радость» в ИоанноПредтеченском монастыре в Свияжске — яркий образец неовизантийского зодчества. С восточной стороны от храма на углу церковной ограды располагается небольшая часовня во имя Царственных страстотерпцев, которую также спроектировал Малиновский. Подобный меньший по размерам храм Святой Троицы находится в Лаишево. Это главная церковь СвятоТроицкого внештатного общежительского монастыря. Прототипом Троицкой церкви и Собора Богоматери «Всех Скорбящих Радость» в Свияжске мог стать Морской собор в Кронштадте. Ещё в Лаишевском районе в селе Смолдеярово есть хорошо сохранившийся храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Величественный пятикупольный храм с высокой колокольней — яркий образец мастерства, узнаваемости стиля Малиновского. Замечательны и церковь во имя Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа (утрачена), Макарьевская церковь в Адмиралтейской слободе Казани (обезглавлена, в ней располагается исправительнотрудовая колония № 2).

Малиновский использовал на­цио­наль­ный русский стиль и в деревянном зодчестве. Была построена церковь Казанской иконы Божьей Матери на Устье, се­го­дня затопленная водами Куйбышевского водохранилища. Несколько подобных проектов было осуществлено в Тетюшском и Спасском районах Казанской губернии.

С 1904 по 1911 год Малиновский преподавал в Казанском промышленном училище, где составлял программы по предметам «Архитектура» и «Строительные работы и материалы», вёл занятия по строи­тель­ному искусству, черчению, счетоводству и вспомогательным приспособлениям.

После смерти Льва Хрощоновича в 1907 году Малиновского назначили Казанским губернским инженером. Ещё раньше, в ноябре 1904 года, его даже не отпустили в отпуск домой в Одессу — нужен был на рабочем месте. При этом в Казани Фёдор Николаевич, несмотря на большую занятость, все­гда работал над проектами храмов, и самые величественные его постройки связаны с церковной архитектурой.

Собор Богоматери «Всех Скорбящих Радость» в Иоанно-Предтеченском монастыре в Свияжске. 2017

В 1906 году Малиновский издал сборник «Курс строи­тель­ного искусства» применительно к программе промышленных технических училищ с по­дробным атласом чертежей, который полезен и се­го­дня при реставрации исторических объектов. В 1896 году его избрали председателем строи­тель­ноархитектурного отдела Казанского отделения Императорского технического общества.

К сожалению, творческое наследие этого замечательного мастера «на­цио­наль­ного направления» практически не изу­чено, как сложилась его судьба после 1917 года — неизвестно. Сохранились документы Промышленного училища, где Фёдор Николаевич в 1911 году просит отстранить его от проведения занятий ввиду перехода на другую должность в соседнюю губернию. Удалось выяснить, что после отъезда из Казани Малиновский работал в литовском Каунасе, Одессе и в 1916 году в Калужской губернии. В Калуге он проработал около года и в 1917 вернулся в Одессу. Как продолжился творческий путь архитектора и где он похоронен, пока остаётся неизвестным. В Казани же Малиновский проживал в Свияжском подворье на улице Покровской (перекрёсток Карла Маркса и Карла Фукса). Можно предположить, что квартиру ему выделили в качестве служебной, как епархиальному архитектору. Здание Свияжского подворья не сохранилось.

Малиновский, обладавший собственным почерком зодчего, сформировал архитектурный образ культовой архитектуры Казанской губернии. Масштаб деятельности Малиновского претендует на признание его общероссийской значимости.

Новиков Степан Викторович — кандидат архитектуры, Казанский епархиальный архитектор, член правления Союза архитекторов Респуб­лики Татарстан.

 

В конце 2018 года Казанская епархия по благословлению Владыки Феофана официально восстановила должность Казанского епархиального архитектора. На неё был назначен архитекторресторатор Степан Викторович Новиков, до этого защитивший диссертацию на соискание учёной степени кандидата архи­тектуры на тему «Творчество первого казанского епархиального архитектора, гражданского инженера Ф. Н. Малиновского».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев