Вдохновение нежного сердца
Журнал "казань", № 9, 2012 Старожилы Казани помнят высокую стройную фигуру прекрасной дамы в чёрном платье, степенно шагающей по площади Свободы рядом с консерваторией или по Профсоюзной, когда она выводила своих собачек на прогулку. Этот неотделимый от облика тогдашнего города образ не был создан киноактрисой - так величественно шла Ольга...
Журнал "казань", № 9, 2012
Старожилы Казани помнят высокую стройную фигуру прекрасной дамы в чёрном платье, степенно шагающей по площади Свободы рядом с консерваторией или по Профсоюзной, когда она выводила своих собачек на прогулку. Этот неотделимый от облика тогдашнего города образ не был создан киноактрисой - так величественно шла Ольга Бренинг.
Семья музыкантов Бренингов с давних времён проживала в центре Казани на перекрёстке нынешних улиц Баумана и Университетской в доме, где и по сей день работает аптека, с середины девятнадцатого века именовавшаяся аптекой Бренингов на Большой Проломной.
2 октября исполнилось бы девяносто лет представительнице этого известного в городе рода Ольге Арнольдовне Бренинг - пианистке, заслуженной артистке Татарстана, более шестидесяти лет посвятившей служению искусству.
Она была украшением хора Казанской консерватории, выступавшего во многих уголках России. Когда хор концертировал в Москве, великий Шостакович назвал её «человек-оркестр» за мастерство и сочное, богатое красками звучание рояля.
В юные годы Ольга много выступала с сольными концертами и в камерных ансамблях. Во время учёбы в консерватории она участвовала во всех праздничных и шефских концертах. Триумфальным было неоднократное исполнение Первого концерта Чайковского с молодёжным симфоническим оркестром, организованным директором Казанского музыкального училища Ильясом Ваккасовичем Аухадеевым. Талант Ольги Арнольдовны высоко оценил выдающийся пианист, профессор Московской консерватории Генрих Густавович Нейгауз, слышавший её на концерте в Казани.
После окончания консерватории Ольге предложили в музыкальном училище класс фортепиано, но она наотрез отказалась от педагогической работы и осталась концертмейстером на кафедре хорового дирижирования.1 За пианисткой утвердилась слава одного из лучших концертмейстеров города, «концертмейстера‑художника».
Будучи довольно скрытной, Ольга Арнольдовна всю жизнь писала музыку как говорится, «в стол», и мало кто знал о её композиторском даре. Правда, в молодые годы Ольга сыграла несколько своих фортепианных пьес известному московскому профессору Генриху Ильичу Литинскому, преподававшему в Казанской консерватории. Он с большой похвалой отозвался о её таланте и композиторском мастерстве.
А ещё Ольга Арнольдовна была замечательной художницей. Рисование у Бренингов всегда поощрялось. Сохранились альбомы с выразительными тонкими рисунками простым и цветным карандашом, картины акварелью и масляными красками.2 Интересны и её литературные опыты.
О сестре с нежностью рассказал Рудольф Арнольдович, который в 2009 году написал книгу о Бренингах «История моей семьи». Начитанная, умная и мудрая, она была прекрасной собеседницей, отлично танцевала и пела.
Ольга Арнольдовна была очень скромна, даже застенчива. Любила собак и кошек, их перенаселение в квартире Бренингов постоянно вызывало конфликты с соседями. Обожала лошадей и четверть века оставалась завсегдатаем казанского ипподрома, как и все в семье. Переписывалась со знатоками конного дела, в том числе с маршалом Будённым, когда хлопотала о продлении испытаний любимой лошади.
До самой последней болезни Ольга Арнольдовна кормила голубей, подбирала и вылечивала подраненных. Её милосердие распространялось, конечно, прежде всего на больных приятельниц. Она помогала ухаживать за слёгшими в постель пианисткой и педагогом К. П. Леонтьевой, актрисой, режиссёром и поэтессой Е. В. Гордановой.
А в личной жизни Ольги Арнольдовны - ряд неудач и разочарований, больно ранивших её нежное сердце. Достойного спутника жизни она так и не встретила.
Необыкновенно одарённый человек, Ольга Арнольдовна всегда недооценивала свои произведения. Она с энтузиазмом трудилась в консерватории до семидесяти с лишним лет. Подруга и коллега Алевтина Владимировна Булдакова организовала её юбилейный концерт, блестяще проведённый в актовом зале консерватории. Прозвучали и её собственные произведения, и замечательные хоровые обработки.
Когда из-за болезни Ольга Арнольдовна уже не могла ходить в консерваторию, единственным утешением стала игра за органиста на богослужениях в кирхе святой Екатерины и на нечастых концертах в Немецком Доме, где она с большим успехом исполняла свои произведения. Играла и дома, пока не оказалась прикованной к постели. Шестнадцать месяцев мужественно переносила вынужденное бездействие, почти не жаловалась и не капризничала. Но болезнь истощала её силы, и в 2005 году Ольга Арнольдовна тихо ушла из этой жизни.
Она осталась в памяти многих людей, в памяти тех, кому привила любовь к музыке своим искусством.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев