Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Во время народных гуляний на городских ярмарках вырастали шатры балаганов, в которых выступали бродячие артисты. Самым известным в Казани был балаганщик Яков Мамонов, рассказали об этом в цирковом номере журнала «Казань»

Самым известным в Казани был балаганщик Яков Мамонов, зазывающий «почтеннейшую публику» на «сногсшибательное» представление, о котором Фёдор Шаляпин впоследствии вспоминал: «С восторгом я смотрел, как девица на косах гирю подымала и как дурачились клоуны».

Цирк братьев Никитиных у Чёрного озера в Казани.

Балаган Мамонова находился на Николаевской площади (ныне Ленинский сад), а на время проведения весенней «ярманки» под стенами Кремля переезжал на то место, где ныне стоит современный Казанский цирк.
Первый стационарный цирк появился в Казани около парка «Чёрное озеро» в 1890 году. Открыли его известные в России цирковые артисты и предприниматели братья Никитины из Саратова. В 1924 году Казанский цирк получил статус государственного. В 1928 году на месте старого здания возвели новое. Теперь и в зимнее время здесь проходили представления, собирая полные залы. До 1961 года цирк радовал казанцев, пока не обветшал и не сгорел дотла.
«Летающая тарелка» нового цирка на две с половиной тысячи мест появилась под кремлёвским холмом в начале декабря 1967 года, ознаменовав собой «оттепель» в градостроительстве. После помпезных «сталинок» пришла пора безликой типовой архитектуры, и вдруг — такой смелый проект! Это футуристическое здание до сих пор смотрится необычно рядом с башнями древней крепости и минаретами Кул Шарифа. 

Цирковые артисты и предприниматели братья Никитины.


Две огромные чаши с наступлением вечера подсвечиваются цветными огнями. Свод «висит» как бы в воздухе без поддержки несущих колонн. Амфитеатр полукругом огибают коридоры и вестибюли. А лестницы здесь сделаны в виде жирафов. 
В 1971 году авторы проекта — Узбек Алпаров, Валентина Панова и Геннадий Пичуев были награждены золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР. 
Юрий Никулин считал Казанский цирк очень удобным для зрителей, артистов и зверей. Впервые в нём было предусмотрено два манежа, один из которых — учебный. Впервые все подсобные помещения находятся в самом цирке, а не на его территории. Это — гримёрные, мастерские, танцкласс, столовая, кухня для артистов и животных, конюшня, слоновник, медвежатник. 
Первым директором нового цирка был назначен бывший артист-жонглёр Николай Казимирович Панов. При нём завершалось строительство, создавался коллектив и организовывалась работа циркового предприятия. 

Анатолий Леонидович Дуров — 
знаменитый клоун-дрессировщик.


В конце 1960-х годов у министра культуры ТАССР Булата Гизатуллина возникла интересная идея собрать Татарский цирковой коллектив с национальным колоритом. 23 июня 1970 года состоялась премьера программы «Сабантуй» (автор сценария Б. Гизатуллин, режиссёр-постановщик А. Лазарев). 
Татарский коллектив Казанского цирка считался одной из лучших национальных трупп страны. В нём работали около сотни артистов, вошедших в историю российского цирка. Это — акробаты Зинаида Васильева, Рустэм Асанов, Шамиль Хайретдинов, Виктор Котников; группа наездниц под руководством Валентины Деевой; дрессировщики Раиса и Грант Ибрагимовы, Габдулхак Гибадуллин, Регина Колпенская, Рафаэль Еникеев, Владимир Анисимов; клоуны Рамазан Абдикеев, Замир Мустафин, Алик Низамутдинов, Ильдар Зарипов; жонглёры Наиль Бедретдинов, Виталий Берчанский; группа жонглёров под руководством Дамира Гибадуллина; наездники Марзия Шагеева, Султанья Фахрутдинова; «амазонки» Валентины Де­евой; воздушные гимнасты под руководством Андрея Шайкина; гимнаст на ремнях Николай Казыльский; канатоходцы под руководством Риммы Романовой; танцовщица на проволоке Роза Хусаинова… 

Дрессировщик медведей Н. Гладильщиков.

 

Атлет-борец Юсуф Рафиков.


Многие из них теперь имеют почётные звания заслуженных и народных артистов Республики Татарстан.
В 1973 году цирк возглавил заслуженный деятель искусств Татарстана и России Булат Минуллович Гизатуллин, он же был главным режиссёром. Им были поставлены такие аттракционы, как «Медведи-иллюзионисты» Г. Минасова, «Ягуары и верблюды» Н. Кочакова, «Художник-моменталист» И. Зарипова, «А ну-ка, кошки!» В. Анисимова и другие. 
В 1976 году директором цирка становится заслуженный деятель искусств Татарстана Михаил Фёдорович Боголюбов. Проработал он в этой должности до самой пенсии — 17 лет. При Михаиле Фёдоровиче улучшилась материально-техническая база цирка и расширилась география гастрольных поездок труппы.
В 1993 году его сменил заслуженный работник культуры Рес­публики Татарстан Дамир Минханович Шарифуллин, который работал также художественным руководителем.
В цирке всегда звучала живая музыка. Исполнялись увертюры, марши и даже джаз. Во время представления артистов оригинального жанра музыканты должны подыгрывать им, подчёркивая звуками происходящее на сцене. В разные годы в Казанском цирке оркестром дирижировали: Л. Лобер, В. Березин, Г. Фель, заслуженный артист РТ А. Калашников. 
С января 1993 года Казанский цирк выходит из системы «Союзгосцирка» и работает под патронажем Министерства культуры Республики Татарстан.

Второй татарский цирковой коллектив. 
Номер с самоваром.

 

М. Гисматуллин — художественный руководитель татарского циркового коллектива.


С 1996 года при Казанском государственном цирке открывается Детская цирковая школа, где преподают акробатику, жонглирование, эквилибристику, хореографию, актёрское мастерство. Ведущие мастера Российского цирка работают с юными талантами, прививая им азы циркового искусства. Выпускники Казанской цирковой школы выступают в цирках по всей стране. 
Весной 2017 года цирк закрывается на капитальный ремонт. За год была проделана колоссальная работа по реконструкции здания. В марте 2018 года состоялось торжественное открытие обновлённого Казанского цирка с участием Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова.

Татарская труппа прыгунов-акробатов под руководством Али Чанышева.


Модернизация коснулась каждого уголка Казанского цирка. Были заменены системы вентиляции и кондиционирования; отремонтированы манеж, цеха, гримёрные, помещения для животных.
Яркий, как костюм арлекина, колер интерьеров создаёт праздничное настроение. На стенах фойе появились светильники в виде воздушных шариков, на подоконниках — живые цветы, в вестибюле — мягкие диванчики. В зале поменяли жёсткие кресла на более удобные, появились современный звук и свет, позволяющие эффект­но оформлять цирковые номера. Всё для удобства зрителей!

Габдулхак Гибадуллин 
с солнечным клоуном Олегом Поповым.


Старый Казанский цирк помолодел стенами и душой. Он по-прежнему любим детьми и взрослыми. Перед началом представления к «летающей тарелке», мигающей разноцветными огоньками, тянется нескончаемый поток зрителей, чтобы окунуться в волшебную сказку, где живут необычные люди и звери, которые способны радовать и удивлять! 

Габдулхак Гибадуллин 
с солнечным клоуном Олегом Поповым.

Галерея

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев