Время — деньги, время — песня
Часы в культуре повседневности городских татар во второй половине XIX - начале XX века
Одним из признаков новой буржуазной эпохи являлось особое отношение к времени. Жизнь человека была подчинена уже не природному ритму, а придуманным им самим конструкциям.
Татарский буржуа с карманными часами с золотой цепью - это как раз история о том, как люди пытались приручить время.
Произошло это в век революционных научно‑технических преобразований - в XIX столетии. Авангардом такой трансформации в мусульманском сообществе Волго‑Уралья стали татарские купцы, которые, после долгих караванных хождений в Среднюю Азию, как никто другой понимали роскошь времени.
В домах или конторах татар‑буржуа всегда можно было обнаружить часы: напольные, настенные, настольные, карманные… Об этом писали многие, в том числе Карл Фукс, Эдвард Турнерелли. Подверждается это наблюдение архивными описями имущества татарских торговых людей. Например, швейцарские часы, произведённые в 1860‑е годы, украшали контору братьев‑миллионеров Хусаиновых в Оренбурге. В доме казанского купца Исхака Айтуганова во второй половине XIX века наряду с ореховыми книжными шкафами и письменными столами, зеркалами, бронзовыми люстрами и канделябрами были ещё настенные часы в ореховом футляре, а также круглые настенные часы. Другой казанский купец Мухаметшакир Казаков коллекционировал часы исключительно знаменитых швейцарских фирм. «Вся его комната была заставлена и увешана часами именитых мастеров»,- вспоминал один из его внуков. Эта страсть к собиранию часовых механизмов была похожа на одержимость какой‑то идеей, будто таким образом они пытались соединить своё иррациональное нутро с ростками практицизма в поведении.
Карманные часы с золотой цепочкой стали самым заметным аксессуаром богатого торговца. Этот образ прочно ассоциировался с казанскими предпринимателями. Описывая купца из уездного города Белебея Уфимской губернии, публицист Леонид Пиглевский в 1884 году отмечал: «Попадается мне на площади, судя по серебряным на кушаке бляхам и по болтающейся золотой от часов цепочке, богато одетый, неизвестный мне поклонник Магомета, который, я вперёд был убеждён, и не ошибся, непременно назовёт себя «казанский купца». В действительности обладатель золотых часов оказался местным жителем.
Но не все хозяева часовых механизмов использовали их по назначению. Настенные часы приобретались богатыми татарами из‑за красивого боя. В некоторых домах они показывали разное время, делалось это специально, часы били одни за другими, и выходил единый музыкальный ряд. Игра на музыкальных инструментах у татар‑мусульман долго была под запретом. Чем богаче семья, тем строже к этому относились. Поэтому часы для представителей состоятельных слоёв служили чем‑то вроде музыкальных ящиков, получивших не менее широкое распространение на рубеже XIX - XX веков. В доме казанского торговца Фаттахутдина Губайдуллина в начале ХХ столетия имелся целый ряд такого рода домашних развлечений: «английские музыкальные часы» за триста рублей, такие же часы за сто пятьдесят рублей, «музыкальный шкаф» за десять рублей и, наконец, «музыкальный старый ящик» за три рубля. Он собирал это музыкальное имущество ещё с конца XIX века. Очевиден и ответ на вопрос, что больше его интересовало: точное время или красивые мелодии.
«Наш народ позаимствовал у русских много плохого, но не смог заиметь две хорошие привычки. Первая - это носить часы правильно, вторая - не опаздывать на собрание, куда тебя пригласили»,- иронично заметил в 1880‑е годы о новом увлечении городских татар Шигабутдин Марджани. Знаменитый мулла и учёный умер в 1889 году и не застал перемен во взаимоотношениях человека и времени, произошедших в татарском обществе на рубеже XIX и XX веков. Развитие коммуникаций, новых видов транспорта и связи, другие технические новшества (например, лифты в торговых и жилых помещениях) изменили традиционное отношение к времени.
Происходила общая коммерциализация жизни. «Вера купца - это деньги» - гласила татарская пословица. Поэтому рациональное использование своего времени расценивалось как определённое вложение средств. Среди образованных татар были распространены выражения, общий смысл которых сводился к известному высказыванию протестантов «время - деньги». «Человек, который умеет правильно тратить время, правильно обращается и с имуществом,- рассуждал Ризаэтдин Фахретдин в книге «Назидания (Нравственное и духовное воспитание родителей)», выпущенной в Оренбурге в 1911 году,- то есть, как не упускает он ни одну свою свободную минуту, так и ни одну копейку не пустит на ветер». В редакции казанской газеты «Кояш» на стене висел плакат с надписью на татарском языке «Время - деньги, не спи - убежит».
Поэтому часы уже приобретались не ради мелодий, а для соответствия требованиям буржуазного общества о пунктуальности и собранности. Не случайно в ту эпоху часы встречались не только в купеческой среде, но и у представителей интеллигенции. В Национальном музее Республики Татарстан хранятся карманные часы писателя Гаяза Исхаки. Возможно, это был подарок литератору от почитателей его таланта. Совсем как в знаменитой поэме Габдуллы Тукая «Сенной базар или Новый Кисекбаш», где спасённый Кисекбаш отблагодарил батыра Карахмета дорогими часами:
Часами золотыми Карахмет
Был награждён. Да к ним цепочки нет…
На фотографиях начала XX века можно обнаружить, что карманные часы на цепочке носили и татарские женщины. В некоторых семьях появились набиравшие популярность наручные часы. Поначалу их носили женщины. Так, серебряные наручные часы имелись у супруги симбирского фабриканта Хасана Тимербулатовича Акчурина.
В городском фольклоре часы стали символом быстротечности времени. Самая известная татарская народная песня начала XX века - «Цепочка от часов». Вместе с потерей цепочки от карманных часов герой этой песни переживает неуловимость времени за собственными ежедневными заботами, но всё же надеется вернуть потерянное:
«Әй, югалттым сәгать лә чылбырым,
Күрмәдеңме, сылуым, былбылым?».
Габдрафикова Лилия Рамилевна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев