Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Время собирать полукамушки

Журнал «Казань», № 5, 2016 В Зеленодольске есть знаменитый исторический квартал, построенный в 1897 - 1902 годах Волжско‑Вишерским франко‑русским акционерным обществом для инженеров французского сталелитейного завода. В народе его называют «французским», или «Полукамушками». Зеленодольцы, казанцы бьют тревогу: старые дома начинают теряться в новой застройке, они - под угрозой разрушения. Своим...

Журнал «Казань», № 5, 2016

В Зеленодольске есть знаменитый исторический квартал, построенный в 1897 - 1902 годах Волжско‑Вишерским франко‑русским акционерным обществом для инженеров французского сталелитейного завода.
В народе его называют «французским», или «Полукамушками».
Зеленодольцы, казанцы бьют тревогу: старые дома начинают теряться в новой застройке, они - под угрозой разрушения.
Своим взглядом на «Полукамушки» через объектив фотоаппарата и воспоминания жителя Зеленодольска с журналистом Рустамом Сабитовым, земляком, поделился заслуженный деятель культуры Республики Татарстан, признанный мастер фотографии Александр Семёнов.
- Я родился в 1937 году и помню «Полукамушки» лет с четырёх‑пяти. Родители приехали в Зеленодольск в 1932 году, отец работал на заводе имени Серго, мы жили сначала напротив завода, но вскоре перебрались на улицу Декабристов. То есть наш дом стоял буквально в трёхстах метрах от «Полукамушек». «Французские дома» называли «полукамушками» из‑за надстроенных при советской власти вторых бревенчатых этажей. А французское предприятие стало тем самым заводом имени Серго.
На углу Комсомольской и Энгельса была аптека, я часто ходил туда мимо «французских домов» за лекарствами для отца. Дорога была покрыта «торцовкой» - это деревянная дорожка из чурбаков, забитых в землю. Лето было босоногое, всегда без обуви, и к концу августа кожа становилась загрубевшей. Когда шёл босыми ногами по этим чурбакам, они своими срезами приятно цапали за ступню. До сих пор помню это мальчишеское ощущение.
В красивых палисадниках росли цветы, цвели вишня, сирень, а внутри «французского квартала» были разбиты маленькие огородики. Понятно, тогда я не задумывался, что это образец гражданской архитектуры конца XIX - начала XX века. Только спустя много десятилетий узнал, что здесь жили Герои Социалистического Труда директор завода имени Серго, министр авиационной промышленности СССР Михаил Хруничев, директор завода имени Горького, министр судостроительной промышленности СССР Борис Бутома, Герой Советского Союза Иван Норкин и другие известные люди. Возможно, я встречал на этих улицах актрису Московского ТЮЗа Юлию Юльскую, озвучившую многие советские мультфильмы, которые стали классикой оте­че­ственной анимации. В «Полукамушках» жил удивительный человек Михаил Санчурский, попавший к нам в Зеленодольск как репрессированный член Промпартии. Он преподавал в судостроительном техникуме.
У моего отца в этом квартале жили хорошие друзья, но мне, мальчишке, они не были интересны. Зато в одном из этих домов, «квадратном», обитал мой товарищ, который оказался братом моей первой учительницы Лидии Александровны Даниловой. Я у них иногда бывал, удивлялся толщине стен, за которыми всегда сохранялась тишина, удивлялся основательности полов. Французы построили всё замечательно.
Пошёл в первый класс в школу рядом с «Полукамушками», в этом здании сейчас нарсуд. Когда мы оканчивали второй класс, нас перевели в другую школу, тоже рядом с «французским кварталом».
Рядом с «Полукамушками» размещался городской рынок, где продавали продукты, старую одежду. В крытом павильоне торговали мясом и свежей рыбой - в любую жару там было прохладно. Лежавшая в траве засыпающая рыба ещё шевелилась.
Волею судеб в 1968 году я оказался без квартиры. Нашлась комната в «Полукамушках», почти год прожил там. Это уже был далеко не элитный квартал, как в первой половине двадцатого века. Вода в наш дом была подведена, а вот когда заходил в туалет на втором этаже, всегда смотрел, как бы не написать кому на голову. Жили небогато, непритязательно, топили с женой печку. Я тогда работал заместителем главного конструктора завода имени Серго, кстати, название холодильника «Свияга» придумал. За заслуги перед предприятием в пуске корпуса холодильников директор завода Алексей
Шустов выделил мне квартиру. Перебрался на улицу Тургенева, опять‑таки в пяти минутах ходьбы от «Полукамушек».
Жаль, фотографировать их стал много десятилетий спустя. Теперь люблю бродить в историческом квартале с фотоаппаратом, ловить интересные моменты. Конечно же, этот квартал нельзя застраивать типовыми многоэтажками, надо сохранить очарование города, его изюминку. «Полукамушки» - уникальный район. Сейчас ставят дома вплотную, застройка идёт непонятным образом, выгадывают на коммуникациях, на дорогостоящей земле. Если мы сохраним «Полукамушки», откроем их людям, оборудуем кофейни, детские площадки, скверики, город только выиграет. Здесь будут гулять мамы с детьми, пенсионеры, вечерами потянется в этот квартал молодёжь, можно будет приглашать сюда гостей города. Центральную аллею квартала обязательно надо сделать пешеходной.
Дома сохранились хорошо, здесь метровой толщины стены, крепкие фундаменты. Канализация совсем рядом, несколько домов уже врезались в неё. Жаль, что мы не всё сохранили. В начале минувшего века была построена узкоколейка до кирпичного завода, которая шла по южному склону вдоль кладбища. Я застал время, когда там оставались следы шпал и рельсов, даже вагонетки валялись.
Очень рад, что краеведы привлекли внимание к «французскому кварталу», создана рабочая группа во главе с помощником президента Татарстана Олесей Балтусовой, которая занимается «Полукамушками», прорабатывает варианты их сохранения. Верю, что будут приняты разумные решения и дорогое местным жителям место не исчезнет бесследно. Ведь здесь начало Зеленодольска, это наша история.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев