Вспоминаю родителей с гордостью
Мои папа и мама родом были из одной деревни Нижний Чутай Ципьинского (ныне — Балтасинского) района. Оба были круглыми сиротами. Оба прожили трудную жизнь, посвятив её служению Родине.
Ислам Хайбуллович Хабиб свою маму не помнил совсем, она умерла, когда ему едва исполнился годик. В семье было восемь детей, мой папа — самый младший. Уже с пяти лет его стали брать в поле — бороновать.
Когда Исламу исполнилось девять лет, он пошёл самостоятельно записываться в первый класс. Там его попросили назвать фамилию, мальчик удивился: «Что это такое?» Тогда его спросили, как зовут отца? Он ответил: «Хайбулла», а учителю, видимо, послышалось «Хабибулла». «Значит, будешь Хабибуллин», — сказал учитель.
Впоследствии, видимо, под воздействием писательско-журналисткой среды, фамилия «подрезалась» и стала похожей на псевдоним.
В 1926 году он окончил три класса сельской школы, и его отец, видя у сына тягу к знаниям, решил послать его продолжить учёбу в Казань. Здесь он проживал в интернате при школе. Исламу пришлось повторно идти в третий класс, так как без знания русского языка в четвёртый класс его не приняли. Надо сказать, что новый для него язык папа освоил удивительно быстро. Учился хорошо, всё схватывая на лету, был активным пионером, занимался в литературном кружке. У него обнаружился талант к писательству, и он стал юнкором, писал интересные заметки, ездил на слёты в Москву и даже был награждён путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
Окончив семь классов, папа поступил в ФЗУ (фабрично-заводское училище). Учиться, учиться и учиться! — так завещал великий Ленин.
Мама, Рашида Хусаинова (в девичестве Алкина), родилась за год до Октябрьской революции. Она тоже рано лишилась своих родителей и после их смерти проживала в Казани, в семье старшей замужней сестры.
Мама с папой познакомились случайно, на танцах. Только потом выяснилось, что оба они из одной деревни. Она училась в Казанском медицинском институте, а он работал в редколлегии республиканской детской газеты «Яшь ленинчы». После недолгих встреч, в 1936 году, они поженились. Сразу после свадьбы папа уехал поступать в Ленинградское военное училище связи, а мама перевелась в 1-й Ленинградский мединститут и вскоре, вслед за мужем, тоже перебралась в Северную столицу.
В декабре 1939 года началась Зимняя война с Финляндией, и маму, как военнообязанную, мобилизовали в прифронтовой госпиталь. Она была капитаном медицинской службы. Папа к тому времени уже учился в Военной электротехнической академии связи РККА, которая в 1946 году стала именоваться Краснознамённой академией связи им. С. М. Будённого.
В августе 1941 года, когда начались интенсивные бомбёжки Ленинграда, Академия связи в полном составе была эвакуирована в тыловой город Томск. Эвакуация осуществлялась на двух самолётах, в первом летели курсанты, во втором — преподаватели и сотрудники.
В небе самолёты подверглись вражеской атаке, в результате которого самолёт с преподавателями был сбит. Так академия потеряла весь свой преподавательский состав. Папа говорил, что тогда они чудом остались живы.
Окончив ускоренные курсы академии, в апреле 1942 года папа был направлен на службу начальником связи 77-й кавалерийской дивизии на Волховский фронт. Здесь дивизия была расформирована на пополнение других соединений. Некоторое время папа служил помощником начальника связи 13-го кавалерийского корпуса, затем был назначен старшим помощником начальника связи 2-й Ударной армии. В этой должности он участвовал в прорыве блокады Ленинграда и освобождении Ленинградской области от фашистских оккупантов.
Вспоминаю рассказанный им эпизод, произошедший накануне прорыва блокады. В самый решающий момент, перед атакой наших войск, взрывом была повреждена проводная линия, и командование осталось без связи. Папа получил приказ: «Восстановить связь в кратчайшие сроки!» Под непрекращающимся обстрелом, при умелой организации и его личном участии связь была восстановлена, за что он был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
В июне 1944 года Ислам Хайбуллович был ранен и отправлен в госпиталь. После выздоровления его вызвали в Москву, в Главное управление связи Красной армии, где он получил назначение на должность начальника связи 61-й Армии 3-го Прибалтийского фронта, в составе которого участвовал в освобождении Прибалтийских республик. Впоследствии, уже в составе 1-го Белорусского фронта, он дошёл до Берлина.
В нашей семье бережно хранится сделанная папой фотокарточка поверженного Рейхстага с надписью его рукой: «9 мая 1945 года».
Я очень горжусь своим отцом, который прошёл всю войну. Он имеет множество боевых наград: два ордена Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, орден Великой Отечественной войны 1-й и 2-й степени, а также боевые медали.
После войны папа продолжил прерванное обучение в Академии связи, по окончании которой получил назначение в Минск помощником командующего воздушно-наземной обороны страны. В звании полковника он занимал генеральскую должность. А ведь ему было всего 41 год.
Должность у него была очень ответственная, работа сверхнапряжённая. В итоге у него случился инфаркт. После длительного лечения он подал в отставку, и в 1956 году семья вернулась на свою историческую родину — в Казань.
Но и на гражданке папа не мог сидеть сложа руки. Сначала преподавал в Казанском авиационном техникуме, затем перешёл в Казанский электротехникум связи на должность заведующего заочным отделением.
После выхода на пенсию Ислам Хайбуллович работал в городском архиве, занимался поиском без вести пропавших во время Великой Отечественной войны жителей Татарии. Собирался писать автобиографическую книгу, но не успел...
Мама прослужила в военном госпитале до 1942 года. Была ранена и контужена. Будучи уже беременной мной, её демобилизовали, и она уехала на свою родину, в деревню Нижний Чутай. После рождения дочери была назначена главврачом районной больницы в селе Ципья, где проработала до переезда в Казань. В последние годы работала старшим врачом Управления Госстраха ТАССР.
Несколько раз маму избирали депутатом районного Совета Бауманского района Казани, и на этом поприще она сделала много полезного для горожан.
Я очень горжусь своими родителями, горжусь тем, что они в самые тяжёлые для страны годы встали на защиту нашей Родины. И в мирное время всю свою энергию, знания и талант посвятили служению своему народу!
Фотографии из семейного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев