Я не лягу под стилягу!
В середине прошлого века в СССР в атмосфере закручивания идеологических гаек и борьбы с космополитами возникла молодёжная субкультура, оставившая глубокий след в музыке, кино, изобразительном искусстве и просто в памяти советских людей.
Рисунок Виктора Игнатьева
Как «Чаян» боролся со стилягами
В середине прошлого века в СССР в атмосфере закручивания идеологических гаек и борьбы с космополитами возникла молодёжная субкультура, оставившая глубокий след в музыке, кино, изобразительном искусстве и просто в памяти советских людей.
В конце сороковых, начале пятидесятых годов на улицах крупных городов появились первые стиляги — молодые люди, выделявшиеся из общей массы ярким и необычным для того времени стилем одежды и причёсками. Они были поклонниками запретного джаза, танцевали буги-вуги, имели на всё своё мнение и держались, насколько это было возможно, подальше от политики.
Рисунок Бориса Старчикова
Особыми приметами стиляг были зачёсанные назад набриолиненные волосы, узкие усы‑«мерзавчики», широкие в плечах двубортные пиджаки, брюки-дудочки, яркие рубашки и галстуки «пожар в джунглях». Всё это великолепие дополняли развязная походка и свой специфический сленг, который позволял безошибочно определить единомышленников. Под стать стилягам были и их подруги‑«чувихи»…
Утверждают, что слово «стиляга» закрепилось в народной речи после фельетона, вышедшего в «Крокодиле» в 1949 году. Автор описывал школьный вечер, на котором некий молодой человек, одетый под иностранца, вёл себя вызывающе, хвастаясь ярким нарядом и умением необычно танцевать. По другой, более достоверной версии, понятие «стиляга» пришло из языка джазовых музыкантов, использовавших изобретённый ими термин «стилять» — копировать чужой стиль. Стиляги тоже пытались копировать, часто утрированно, западный стиль жизни, подсмотренный ими в «трофейных» кинофильмах.
Послевоенная Казань не осталась в стороне от новомодного молодёжного поветрия. Появление первых казанских стиляг связывают с приездом в столицу советской Татарии «шанхайцев» — музыкантов джазового оркестра Олега Лундстрема. Вернувшимся на волне патриотизма репатриантам власти обещали жильё, работу, подъёмные. Но ничего из обещанного выполнено не было. Музыканты перебивались кто как мог, в том числе продавая собственные вещи, привезённые из-за границы. Именно в этих модных «прикидах» и стали «хилять» по Броду — улице Баумана — первые казанские стиляги, среди которых был и будущий писатель, а тогда студент медицинского института Василий Аксёнов. Позже он вспоминал, как трубач-«шанхаец» Георгий Баранович сдал в комиссионку своё американское пальто из верблюжьей шерсти. «А я его купил — протёртое, но очень стильное. И щеголял в нём. Тётка возмущалась: «Ты стал люмпеном, Василий!» Стиляга Аксёнов заносил заморский прикид до ветхости. Может из этого пальто и вышла вся литература шестидесятников?
— Плохо вы воспитываете моего мальчика! Кроме штрафа и вытрезвителя, ничего придумать не можете... Рисунок Бориса Старчикова
Стиляги были тогдашней пощёчиной общественному вкусу. Они никак не вписывались в общепринятые советские нормы, поэтому быстро стали подвергаться преследованиям. Носителей «буржуазной заразы» осуждали в газетах, песочили на комсомольских собраниях, гоняли дружинники и жлобы, а с эстрадных подмостков звучали куплеты:
Был на конкурсе я джаза,
Обалдел от джаза сразу.
Буги-вуги, самба-мамба,
Чувствую, приходит амба!
Свой вклад в «крестовый поход» против молодых «низкопоклонников» внесли и советские сатирические журналы, которые полтора десятка лет упражнялись в высмеивании «плесени». Справедливости ради надо сказать, что стиляги своим часто комичным и нелепым видом давали повод для этого.
Ч а я н: — Пройдите в номер! Но учтите — ваш номер не пройдёт!
Обложка журнала «Чаян», ноябрь 1960. Художники Эрнст Гельмс и Леонид Елькович.
Не остался в стороне и орган Татарского обкома партии журнал «Чаян». С начала пятидесятых годов на его страницах, наряду с привычными бюрократами, взяточниками, спекулянтами, пьяницами и хулиганами, стали появляться гротескные персонажи, напоминавшие тогдашних неформалов. Стиляги противопоставлялись молодым советским людям, которые хорошо работают и учатся, активны в общественной жизни, скромны в быту, а в свободное от трудовых рекордов и собраний время вместо разных буги‑вуги и самбы-мамбы пляшут в ритме народных танцев.
Листая страницы «Чаяна» тех лет, можно заметить интересную тенденцию. Судя по карикатурам, все, кто не хотел вести правильный по советским меркам образ жизни, так или иначе обладали стиляжьими фишками. Типичных тунеядцев, великовозрастных балбесов, фарцовщиков художники непременно наряжали в «ботинки на манной каше», узкие брюки, гавайскую рубаху, а на голове сооружали кок...
Советские стиляги стали постепенно исчезать с улиц наших городов после Московского фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. После небывалого для закрытой страны события власти пошли на некоторую либерализацию: был легализован запрещённый джаз, появились зачатки советской молодёжной моды, на гастроли стали приезжать прогрессивные, по мнению цэковских «музыковедов», зарубежные эстрадные звёзды, а в кинотеатрах страны принялись крутить зарубежные фильмы. Кроме того, благодаря десталинизации и полёту Гагарина, Запад охватила волна симпатии к СССР. Одним словом, исчезал питающий стиляг запретный плод. На подходе были другие времена и иные герои… Но, несмотря на это, карикатуры, высмеивающие стиляг, публиковались в «Чаяне» и в «оттепельные» шестидесятые, почти до начала рок-революции и эпохи хиппи. Видимо, по инерции…
— Смотри, какие отсталые у меня родители. Рисунок Эрнста Гельмса
Феномен стиляг, просуществовавший в СССР около двадцати лет, казалось бы, должен был кануть в Лету вместе с породившей его страной. Но интерес к нему не проходит и сегодня, достаточно вспомнить популярную пьесу В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека», музыку группы «Браво», фильм В. Тодоровского «Стиляги»... Да что там театр и кино! В интернете можно найти сценарий выпускного «Стиляги» для… детского сада.
И в Казани нет-нет, да и устраивают стиляжьи вечеринки. Их участники пытаются подражать продвинутой молодёжи тех лет, которая, несмотря на запреты, создавала свой, отличный от общепринятого стиль жизни, отстаивала право быть не такими, как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться и, конечно же, любить…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев