Логотип Казань Журнал

Видео дня

Показать ещё ➜

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Земля и небо Казанского кремля

Журнал "Казань", № 8, 2015 Профильным специалистам - архитекторам, археологам, реставраторам - музей‑заповедник «Казанский Кремль» интересен ещё и тем, что этот уникальный исторический объект имеет «тройную защиту». Как памятник истории республиканского и федерального значения, одновременно он является объектом Всемирного культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Главный архитектор музея‑заповедника «Казанский Кремль» Рустэм...

Журнал "Казань", № 8, 2015
Профильным специалистам - архитекторам, археологам, реставраторам - музей‑заповедник «Казанский Кремль» интересен ещё и тем, что этот уникальный исторический объект имеет «тройную защиту». Как памятник истории республиканского и федерального значения, одновременно он является объектом Всемирного культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Главный архитектор музея‑заповедника «Казанский Кремль» Рустэм ЗАБИРОВ по просьбе журнала «Казань» вспоминает об основных этапах развития музейного комплекса и делится планами на ближайшее будущее.
…После вывода из кремля в 1994‑м году воинской части комплекс заповедника остался в плачевном состоянии. Нахозяйничали военные изрядно, многое подпортив своими хозпостройками. Уходя, они забрали с собой даже… розетки, прихватили в качестве сувениров мемориальные таблички, а в Юнкерском корпусе и половые покрытия сняли. Разумеется, пол мы всё равно бы поменяли, но первое время пришлось ходить буквально по трём доскам. Вся территория была загажена. На остатках Спасо‑Преображенского монастыря, взорванного в 1930‑е годы, чудом сохранился подклет, и его военные использовали как хранилище овощей, в апсидах стояли чаны с соляркой. В общем, варварский был подход. Поэтому первое время после учреждения музея‑заповедника мы боролись с разрухой. В этом очень помогла программа к 1000‑летию Казани, на том этапе было отреставрировано семьдесят процентов территории заповедника.
Нельзя утверждать, что кремлёвский комплекс десятилетия стоял нетронутым. Им занимались и в советский период, заказчиком выступало Министерство культуры Татарстана, многое было сделано Татарским специальным научно‑реставрационным управлением под научным руководством Сайяра Айдарова по реставрации стен и башен. Только в последние годы появилась возможность продолжить эти работы. А это целый цикл мероприятий, включающий длительное предварительное обследование объекта, исторические изыскания, архивные, натурные обследования, затем - проект. Особенность работ на объектах культурного наследия в том, что полная информация о масштабе проекта появляется лишь во время непосредственной реставрации. Иной раз может поменяться не только структура реставрируемого фасада, но и планировка. Следующий этап - когда на «консилиум» снова собирается научно‑методический совет и спе­циа­листы решают, что именно стоит сохранить и показать из обнаруженного.
Петровское барокко в солдатской столовой
Особенно показателен Пушечный двор и его главный корпус, где сейчас расположен Президентский зал приёмов, а также кафе Пушечного двора. Там присутствовало много моментов архитектурной археологии.
Обследовать Пушечный двор начали одним из первых, то есть в середине 1990‑х. В своё время это было крупное производство и арсенал, аналогичные оружейные дворы были только в Туле, Златоусте и Московском кремле. Когда отбили штукатурку с фасадов, открылись не­ожи­данные вещи. Просто чудеса! До нас из советского времени этот корпус дошёл в виде солдатской столовой. С растёсанными оконными проёмами с заполнением из стеклоблоков, прорубленными проёмами, снаружи - голый фасад практически без архитектурных деталей. Столовка эта напоминала скорее сарай, внутри всё пропитано жирами, отделано давленым профилем из алюминия, дешёвый кафель, ну, и крысы сотнями бегали…
Если сравнить, что получилось и что было - небо и земля! Считалось, кстати, что корпус появился в XIX веке, после архивных изысканий выяснилось, что всё же в XVIII веке. Корпус построен в стиле петровского барокко с присущей ему расчленённостью фасадов и насыщенностью мелкими деталями. Любопытно, что уже в начале следующего столетия корпус кардинально изменился: на смену барокко пришёл стиль ампир, предполагавший более крупные детали в оформлении фасадов и стен. Случилось это на волне всеобщего подъёма после победы в вой­не 1812 года, прежние хозяева посчитали, что вся «мелочёвка» барочная как бы уже не современна… (На наш лад, сейчас сказали бы - мещанство, китч.) Причём, богатые детали, тонко, искусно вырезанные в кирпиче. Всё здание было ими покрыто.
Но нашим предкам, жившим в XIX веке, они показались ненужными. «Излишества» срубили, выровняв фасад. Но и спустя два с лишним века всё это в кладке читалось! Зафиксировав детали, на основе этой архитектурной археологии мы создали фасад гораздо богаче, чем имели в XIX веке, и тем более в советский период, когда здание довели до полного безобразия. Перед нами стояла задача «вытянуть» корпус на первоначальный облик, то есть петровского барокко. И мы нашли в архивах первый рисованный план Пушечного двора - с центральной башенкой, прапором, шпилем, на котором видны символы - пушки и ядра. В замкнутый двор первоначально был единственный проезд, на месте которого сейчас главный вход, а деревянные двери имитируют въездные ворота. Напротив него у кремлёвской стены в 1812‑м построили кузницу на тридцать два горна. Это был на то время один из крупнейших оружейных заводов России. Его историю призван рассказать новый музей, который вскоре откроется в левом Южном ризалите корпуса Пушечного двора.
Тайны древнего кремля: домонгольский период
Важная страница нашей истории - подлинные остатки древнего города. На территории «Казанского Кремля» представлены археологические остатки древних сооружений, которые законсервировали на месте. В частности, Мавзолей казанских ханов, который расположен северо‑западней башни Сююмбике. Рядом с ним выполнен памятный знак (со склепом) над местом перезахоронения останков казанских ханов, извлечённых при раскопках 1977 - 78 годов.
Между Сююмбике и Дворцовой церковью, в маленьком внутреннем дворике, археологи нашли остатки здания ханской мечети.
Ещё один крупный законсервированный объект - фундамент и подклет Дворца казанских ханов напротив главного фасада губернаторского дворца, ныне - резиденции Президента.
К данному периоду относится и оборонная Ханская башня, её остатки найдены на северной стене. Изначально она была квадратной, скорее всего двухъярусной, хорошо читаются бойницы «нижнего боя», где стояли пушки. В русский период её обстроили круглой башней, которая обрушилась в XIX веке и с тех пор не восстанавливалась. Поэтому было решено разобрать позднее наслоение и оставить более раннюю башню ханского периода.
Четыре этих объекта из белого камня (тёсаного известняка) датируются XV - XVI веками. Но есть объект и более древний! Это фрагмент стены XII века, то есть домонгольского периода. Защитить эти сокровища от атмосферных осадков, от разрушительных перепадов температур - была наша задача. Мы с ней справились.
Большой интерес представляет площадка по соседству с мечетью Кул Шариф. Когда‑то там существовал Тезицкий ров (с татарского языка «тазик» означает торговец), у западной части крепости проводилась ярмарка. Часть кремлёвского холма пересекал овраг, вернее, там сходились два оврага, с востока и запада. В домонгольский период их соединили и прорыли ров у стены. Кстати, трасса на этом месте у нас обозначена более светлым гранитом. Во время раскопок там нашли проездную башню, систему перекидного моста (два пилона от него) и остатки мощения этого проезда. Нам ещё только предстоит работа по консервации этой проездной башни. Условно говоря, она пока «спит». А было бы здорово показать её под стеклянным колпаком!
Башню Сююмбике строили халтурщики?
Реставрация Спасской башни уже началась. Проект прошёл через научно‑методический совет в Москве. Замечания были незначительные, всё устранимо. Но со стороны столичных специалистов неожиданно прозвучали довольно‑таки кардинальные пожелания. Например, заменить звезду на Спасской башне на двуглавого орла и убрать часы с башни. Несколько странно. Конечно, Спасская башня немного младше московской «сестры» и часовой механизм на башне появился только в середине XVIII века… Но ведь и с московской башни никто звёзд не снимает. Отчего же в Казани должно быть иначе?
На Спасской башне мы применим фрагментарную реставрацию. Основа её, нижние два яруса,- XVI век, верхний - XVII век, XVIII век - появились часы, трёх­этажный пристрой - XIX век, а в начале XX века установлена звезда.
Вторая в списке - башня Сююмбике. В советский период приступали к её реставрации (в 1970‑е, 1980‑е и даже в 1990‑е), но так и не завершили из‑за отсутствия средств. Основная задача сейчас - закончить укрепление фундаментов. Часто спрашивают, почему башня стала наклонной? Фундамент для такой огромной башни заложили порядка двух метров, что совершенно недостаточно. К тому же, как тогда было принято, в целях экономии камня под каменный фундамент забили деревянные сваи. Из‑за сезонных изменений уровня грунтовых вод дерево то мокнет, то сохнет, в результате разрушается, превращается в труху. Происходит разуплотнение грунта, от того и возникает уклон.
Надеемся, в 2016 году займёмся корпусом Присутственных мест.
Следующий этап - завершение реставрации Спасо‑Преображенского собора, соединённого переходом с церковью Николы Ратного. Имеются некоторые проблемные места, в частности, гидроизоляция используемой кровли с помощью современных материалов.
Оборонный комплекс Казанского кремля - древние стены, общим периметром около 1800 метров. Со временем по ним будет возможна обходная экскурсия. Но сначала надо заняться проблемными участками. В аварийном состоянии прясла под номерами 7 - 8, они в трещинах, имеют небольшой уклон наружу. Надо сделать анализ шурфов, выявить трещины, понять по результатам наблюдения за маяками, расширяются ли они. Откладывать реставрацию стен нельзя. В данном случае это просто опасно. Мы укрепили фундаменты более половины прясел между башнями. Основная проблема - успеть покрыть прясла деревянным тёсом, в особенности в западной части. Идёт сильное воздействие атмосферных осадков на стену. Когда‑то она была сделана из камня с известковым раствором, который за сотни лет почти полностью утратил свои свойства. Без защиты стена промокает, потом долго сохнет, влага сочится сквозь стены. Отсюда морозное пучение, грибок, разрушение камня и кирпича, трещины.
Казанский кремль - крепость культуры
Большой объём реставрационных работ на объектах культурного наследия в Кремле позволил Музею‑заповеднику «Казанский Кремль» стать одним из крупнейших музейных центров Республики Татарстан. Кроме реставрации ведётся большая кропотливая работа по созданию новых музеев. С 2000 года создавались и с 2005 стали открываться следующие музеи: Центр «Эрмитаж‑Казань», Картинная галерея «Хазинэ», Музей естественной истории Татарстана, Мемориал Великой Отечественной войны 1941 - 45 годов, Музей исламской культуры, Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан, а также выставочные площадки: «Манеж», Музей Пушечного двора, Кузница Пушечного двора. Недавно выполнены реэкспозиции в двух музеях: Музее исламской культуры и Музее истории государственности Татарстана. Буквально на днях торжественно открыли Музей истории Благовещенского собора. И это ещё не всё. На очереди строительство Музея археологии.
Беседовала Ольга ЮХНОВСКАЯ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев