Имя ей — Вера
Восемьдесят лет минуло с тех пор, как отгремела война, но и поныне в нашей семье помнят события тех лет благодаря живой памяти о моей бабуле Вере Мартыновне КОСЫХ (в девичестве — Бутиной). Эту историю мне поведали сама бабуля, её муж, Михаил Иванович Косых, и моя мама.
Вера Мартыновна Косых. Казань. 1960
Суровое лето 1941 года. Небольшое село Бутурлино в Пензенской области. Когда пришла война, Вере Бутиной было девятнадцать лет. Намахавшись литовками и граблями, молча брели девушки домой. Невесело было на душе: пришли первые похоронки, впервые над селом повис тоскливый бабий плач. В одном доме на косогоре уже нет отца троих детей — погиб на границе. На другом дворе — Марья осталась вдовой. Страшные вести приходят с фронта. Пугающие слова: отступление, сданные города, окружение…
Кто-то произносит: «Ой, девочки, поглядите, кровавый закат. Там люди гибнут, земля горит. Там война…» Как ясно Вера запомнила свои слова, произнесённые в тот день: «Интересно, какая она, война? Взглянуть бы на неё хоть краешком глаза». Слова эти оказались пророческими…
В сентябре 1942 года, когда Вере только исполнилось двадцать лет, её призвали в ряды Красной Армии, в 1004-й стрелковый полк 305-й стрелковой дивизии, входившей в состав Воронежского фронта, которым командовал генерал Голиков. Их призвали много, деревенских девчонок, комсомолок, каждой из которых — всего девятнадцать-двадцать лет. Уж погоревала Вера, поплакала, когда к ногам упали отрезанные густые косы. Впервые надела солдатскую гимнастёрку, заменившую платья на несколько лет, став привычной одеждой. Сразу же с пересыльного пункта города Пензы их повезли на фронт. В пути довелось испытать первую бомбёжку. Налетели самолёты. Они, как гигантские чёрные осы, обрушились на состав. Люди из вагонов бросились в поле, попадали на землю. Вера с подружкой остались в вагоне, забились под полки. Особого страха перед опасностью пока ещё у них не было. Уже позднее, когда вражеские самолёты обрушивали тонны смертоносного груза на их головы, когда земля, казалось, раскалывалась от страшных бомбовых ударов, приходил этот страх. Но это было позже, на передовой.
Вот так двадцатилетняя деревенская девчонка попала на фронт, переполненный солдатами и техникой, наполненный ужасающим грохотом — ведь линия передовой где-то рядом.
Вера прошла свой боевой путь до конца войны, а начала его на полковом пункте полевой почты связисткой.
Вера Мартыновна Косых — почётный донор (вторая слева). Фото сделано в 80-е годы под Казанью.
Вспоминая те дни, уже спустя много лет, Вера Мартыновна внутренне содрогалась: «Ох, и много погибло хороших людей! Было это на Курско-Белгородской дуге. Пошли наши в наступление, враг сильно укрепился на высоте. Как начал бить по скопившимся, приготовившимся к атаке танкам, цепям пехотинцев! Солдату рядом со мной осколками снаряда всё лицо изрешетило… Сколько видела смертей! Как это больно, когда гибнут товарищи, которых хорошо знаешь! Это невыносимо!
Но вот горят немецкие «Пантеры» и «Фердинанды» — небольшое утешение после наших потерь!»
После разгрома немцев под Курском Воронежский фронт генерала Голикова освободил города Белгород, Харьков и много других населённых пунктов.
По воспоминаниям Веры Мартыновны, очень страдало от артобстрелов мирное население. Вот ещё один эпизод: «Под Харьковом это было. Жители прятались от снарядов по подвалам да погребам. Остановились на ночёвку в одном дворе. Раннее утро. Выхожу, а во дворе две взрослые хозяйские дочери куховарят. На Украине ведь летние кухни прямо на улице. Подошла к ним, попросила девушек поставить чайник. Только вернулась на веранду, как снаряд — прямое попадание. От кухни остались лишь обломки. И обеих дочерей хозяйских вмиг не стало — ранение в голову. Одна скончалась сразу, другая через несколько часов мучений!»
И сама Вера попадала в переделки. Отправилась однажды она с боевыми товарищами связь налаживать. Двинулись по лощине к фарфоровому заводу. И тут ударил немецкий шестиствольный миномёт. Звук у его мин препротивнейший, скрипучий! Ударил, и лощину так перепахал, что наши солдаты не чаяли вырваться оттуда живыми. Когда через пару часов после выполненного задания вернулись назад, их встретили как выходцев с того света.
Санаторий «Васильевский». 1950-е
Бабулю контузило недалеко от Харькова. Остановились они в трёх километрах от передовой. Вера зачем-то пошла в сарай. Только взялась за скобу — во двор влетел снаряд. От взрывной волны свалилась на голову балка. Лошадь стояла запряжённая — её наповал. Возницу и бабулю контузило, отправили обеих в медсанбат. Молодая была, быстро поправилась и вновь вернулась на фронт. Однажды ночью ходила в окружённую роту, которую немцы отрезали от наших. В сопровождении трёх парней, взяв термосы, пробиралась в расположение окружённых. Кругом темнота, вытянутой вперёд руки не видать. Шли на ощупь, не зная куда идти. Вокруг стрельба, трассирующие пули да ослепительные вспышки взрывов. Ползали всю ночь, но к своим пробились.
К осени 1943 года их Воронежский фронт, которому была поставлена задача освободить от немецких оккупантов столицу Украинской ССР город Киев, был переименован в Первый Украинский. Боевая задача была выполнена: был форсирован Днепр и 6 ноября, в канун 26-й годовщины Великой Октябрьской революции, был освобождён Киев, где Вера собственными глазами видела разрушенный до основания Крещатик и измученных жителей, радостно встретивших своих освободителей.
После освобождения Киева войска фронта продолжали наступление, в результате которого были освобождены города Житомир, Шепетовка, Жмеринка и много населённых пунктов и железнодорожных станций на правобережной Украине. В марте-апреле 1944 года разгромили немецкую группировку «Северная Украина», пройдя с боями 350 км и освободив много городов, в т. ч. Винницу, Черновицы и др. На этом участке фронт перешёл госграницу СССР и вышел на севере на территорию Румынии, к предгорьям Карпат.
Первомайская демонстрация. 1950-е
В июле 1944 года фронт нанёс два мощных удара по немецким войскам: один на Львовском направлении, другой — на Равварусском, освободив при этом города, захватив много пленных. После этих операций фронт вышел к реке Висла на польской территории и захватил Сандомирский плацдарм уже на западном её берегу.
Весь конец 1944 года Украинский фронт удерживал этот плацдарм, готовясь к дальнейшему наступлению на запад. Боевой задачей стал выход к рекам Одер и Нейсе. И задача была выполнена. Немецкий фронт был прорван, и вскоре освобождены города Ченстохов, Бреслау, Краков и др.
После форсирования реки Нейсе, а затем реки Шпрее правый фланг фронта был повёрнут на север, на Берлин. А левый фланг, куда Вера попала со своим полком, продолжал наступать на запад. Разгромив немцев 2 мая 1945 года, войска фронта были поспешно направлены в Чехословакию для освобождения Праги, где немецкие войска, несмотря на капитуляцию Берлина, продолжали наступление. Бои за освобождение Праги были последними боями для войск Первого Украинского фронта, в том числе и для Веры Бутиной. Там она закончила вместе с 1004-м стрелковым полком свой боевой путь, пробыв в непрерывных боях и походах в действующей армии два года и семь месяцев. Наравне с сотнями бойцов она прошла сотни и сотни километров. Ей пришлось быть не только связисткой, но и поваром, медсестрой, младшим приёмщиком полевой почты; приходилось перевозить раненых, разносить обеды бойцам на поле боя.
9 мая среди учеников подшефной школы. Казань, Кировский район. 1980-е
За свой нелёгкий и благородный труд красноармеец младший сержант Вера Бутина награждена боевыми орденами и медалями. В октябре 1943 года — медалью «За отвагу» — за то, что во время боевых действий своевременно обеспечивала командование полка питанием, доставляя его на контрольный пункт и наблюдательный пункт, и содействовала обеспечению нормальных условий боевой жизни. За участие в битве на Курской дуге, за взятие Воронежа в 1943 году Вера Мартыновна удостоена ордена Отечественной войны II степени.
В мае 1945 года — медаль «За боевые заслуги» — за то, что в период весеннего наступления показала себя как один из лучших работников почты, несмотря на боевые действия, сильные обстрелы со стороны противника, в любых условиях производила разборку: отправку и доставку почты.
В июне 1945 года от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Вера Мартыновна была награждена орденом Красной Звезды (выписка из приказа: «Приказ 305-й стрелковой Белгородской Краснознамённой Ордена Суворова дивизии 4-го Украинского фронта от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое исполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю орденом «Красной Звезды» младшего сержанта Бутину Веру Мартыновну, младшего приемщика полевой почты № 74160»).
Выступление перед отдыхающими Детского оздоровительного лагеря имени Ленинского комсомола (озеро Лебяжье). 22 июня. 1970-е
Война научила Веру многому, но, главное, большому умению любить и ценить Жизнь! Её отличала добросовестность во всём — в работе, в общественных делах, семье. Это была Женщина с неиссякаемой жизненной энергией, активная, добрая, справедливая, отзывчивая. Оставаться равнодушной к чужому горю она не могла — всегда старалась хоть чем‑нибудь помочь.
После войны, в 1949 году, Вера переехала в Казань и начала свою трудовую деятельность на Вертолётном заводе.
На протяжении многих лет Вера Мартыновна была почётным донором, содействовала сохранению и продлению жизни людей и в мирное время. Про неё говорили: «Это интеллигентный от природы человек, образец женственности!»
С внучками Ритой и Светой. 1980-е
Вера Мартыновна и после войны была всегда на передовой — до конца жизни бессменно трудилась в 7 цехе Казанского вертолётного завода, где проработала тридцать восемь лет, являлась лучшей производственницей и общественницей. За свою трудовую деятельность награждена медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», была удостоена звания «Ударник коммунистического труда», входила в Совет ветеранов, пела в хоре. Её любили на работе, горячо любили в семье. И, несмотря на то, что её нет с нами уже тридцать семь лет и её правнуки родились гораздо позже, мы все гордимся ею, помним, и в наших рассказах она всегда живая.
Фотографии из семейного архива
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев