Шамиль НАСЕРОВ в февральском номере журнала «Казань» рассказал о жизни подводника Измаила Зайдулина
«По минному полю жизни» — так называлась статья ветерана-подводника Марка Владимировича Коновалова об Измаиле Матигуловиче ЗАЙДУЛИНЕ. Действительно, жизнь подводника Зайдулина напоминала плавание подводной лодки в густом минном заграждении, когда не можешь знать, с какой стороны подстерегает опасность.
Молодёжь — во флот
Отец нашего героя — Матигула Загидулович — выходец из Казанской губернии. Военную службу проходил в городе Батум Кутаисской губернии. После службы женился на девушке из татарской семьи переселенцев — Айше Гафиатулиной. В семье родилось четверо детей. Третий ребёнок, мальчик, в Батумской мечети Орта-Джаме по мусульманскому обряду получил имя Исмагил. В дальнейшем в документах везде значилось — Измаил.
В 1923 году Измаил окончил Батумскую единую трудовую школу. Дальнейший выбор профессии сомнений не вызывал: как и все ребята, выросшие в портовом городе, Измаил не мыслил себя вне моря. Он вступил в члены Революционного коммунистического союза молодёжи (РКСМ), который взял шефство над Красным Военно-Морским флотом. Тогда в массы был брошен лозунг «Молодёжь — во флот», и Измаила по комсомольской путёвке направили на учёбу в Батумское военно-морское училище. После расформирования училища его, как успешно выдержавшего вступительные экзамены и начальный период обучения, переводят в Петроградское училище командного состава флота. Это было время напряжённой учёбы, незабываемых заграничных плаваний на легендарном крейсере «Аврора». Вместе с Зайдулиным в одном классе учились Николай Герасимович Кузнецов — будущий нарком Военно-Морского Флота СССР и Владимир Филиппович Трибуц — впоследствии командующий Краснознамённым Балтийским флотом.
Измаил Зайдулин на подводной лодке «Щ-123». 1936
С мечтой
о подводной лодке
После окончания училища, в 1926 году, Измаил Зайдулин по распределению отправляется служить в Морские силы Чёрного моря (так тогда назывался Черноморский флот). Ещё в училище он принял твёрдое решение — служить на подводных лодках, но его направили в дивизион сторожевых и торпедных катеров. До 1927 года Зайдулин командует торпедным катером «Бурный», затем его назначают командиром сторожевого катера «Бесстрашный», а в октябре 1928 года — начальником связи на эсминец «Фрунзе». В составе экипажа этого эсминца Измаил Зайдулин участвовал в заграничном походе в Средиземное море с заходами в Стамбул и Неаполь. После возвращения он, наконец, получает перевод в бригаду подплава Черноморского флота.
Прослужив год на ремонтирующейся подводной лодке «АГ-16», в октябре 1930 года Измаил Зайдулин убывает в Ленинград для учёбы на спецкурсах командного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
Подводная лодка «АГ-16». Южная бухта Севастополя. 1930
Новая веха
Знаменательно, что в год окончания Зайдулиным спецкурсов, а именно в 1931 году, приказом Реввоенсовета курсам присвоено название ЦИК Татарской Автономной ССР. Особенно почётно было Измаилу Зайдулину принять участие в параде войск Ленинградского гарнизона 1 мая 1931 года, когда состоялся торжественный вынос шефского знамени комсомола Татарской Республики.
После окончания спецкурсов Измаил Зайдулин был направлен для прохождения службы на подводные лодки Краснознамённого Балтийского флота. В апреле 1932 года его назначили на подводную лодку № 14 «Большевик» дублёром командира Георгия Никитича Холостякова. Многому научившись у этого знаменитого подводника и флотоводца, после убытия Холостякова на Тихий океан Зайдулин с октября 1932-го по февраль 1933 года командовал подводной лодкой «Большевик».
5 февраля 1933 года Измаил Зайдулин получает предписание принять командование подводной лодкой, строящейся в городе Николаеве. Вместе с другими новая подлодка была переброшена по железной дороге на Тихоокеанский флот, где введена в боевой состав флота, и под командованием Зайдулина стала одной из передовых на соединении.
1 апреля 1935 года приказом начальника Морских сил Измаил Матигулович Зайдулин назначен командиром подводной лодки «Щ-123». Приняв под командование подводную лодку, которая проходила государственные испытания после постройки, Измаил Зайдулин приложил много сил для подготовки экипажа.
Экипаж славился свой дружбой и сплочённостью, в короткое время завоевал передовые рубежи в боевой подготовке. Неслучайно командование бригады поручило именно этому экипажу совершить автономное плавание, сроки которого втрое превышали норму, установленную техническими условиями проекта — 75 суток, против установленных двадцати. Задание было выполнено с честью! Капитан 3 ранга Зайдулин был награждён орденом «Красной Звезды», а весь его экипаж — орденами «Знак Почёта». Подвиг моряков‑подводников широко освещался в прессе.
Вскоре после этого Измаил Зайдулин назначается командиром большой подводной лодки — минного заградителя «Л-7».
Подводная лодка «Щ-123». 1936
Роковые события
В 1938 году Измаила Зайдулина, вместе с группой подводников во главе с командиром бригады капитаном 2 ранга Георгием Холостяковым, арестовали и заключили в тюрьму. Обвинения были выдвинуты чудовищные: измена Родине, шпионаж в пользу иностранных разведок, сознательный вывод из строя материальной части подводных лодок. Но Военный трибунал Тихоокеанского флота, внимательно рассмотрев материалы дела, обвинил подводников лишь в халатности, то есть в упущениях по службе. Всё же наказания для всех были вынесены суровые, офицеров приговорили к различным срокам заключения. Измаил Зайдулин попал под амнистию в связи с 20-летием РККА.
Освобождённого по амнистии, но с неснятой судимостью Зайдулина нарком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов назначил исполняющим обязанности командира подводной лодки «Д-2», которая в это время находилась на ремонте в Ленинграде. В мае 1940 года Измаил Зайдулин был полностью оправдан, судимость сняли.
Во льдах
15 июня 1940 года Зайдулин принял под своё командование подводную лодку «Щ-423», которая готовилась к переходу Северным морским путём из Мурманска во Владивосток. В августе 1940 года подлодка начала переход по сложному маршруту Северного Ледовитого океана, где в 1933 году был раздавлен льдами и затонул «Челюскин». Затем каждый год на Северном морском пути гибли большие суда и ледоколы. Несмотря на все трудности, сложные ледовые условия, благодаря мастерству Измаила Зайдулина и самоотверженной работе экипажа подводная лодка «Щ-423» 17 октября без повреждений благополучно прибыла во Владивосток.
Начало войны
После перехода Измаил Зайдулин был назначен в Государственную приёмную комиссию по приёму и испытаниям вновь построенных подводных лодок. На этом посту его застала Великая Отечественная война. Успев отправить семью в эвакуацию до начала блокады Ленинграда в деревню Усолка под Уфой, Измаил Зайдулин попал на действующий Черноморский флот. Участвовал в обороне Севастополя, Северного Кавказа, в кровопролитных сражениях за Таманский полуостров. В последних боях, проходивших в начале сентября, было потеряно шестнадцать различных катеров, в основном от ударов авиации. Часть катеров, получивших серьёзные повреждения, была затоплена по приказу командира базы контр-адмирала Павла Алексеевича Трайнина. Измаил Зайдулин, постоянно находившийся на флагманском катере, в этих тяжёлых боях чудесным образом не получил даже лёгкого ранения.
В конце 1942 года он тяжело заболел, долго лечился, и после излечения был направлен на Северный флот. Учил командиров подводных лодок выходить в торпедные атаки. В Полярном, где располагался штаб Северного флота, на встрече с представителями союзной миссии на вопрос: «Когда же вы разобьёте немцев?» Зайдулин ответил: «Очень скоро, а потом примемся за вас». Разразился скандал, и Измаила Зайдулина отправили на Балтику, подальше от союзников.
Капитан 2 ранга Измаил Зайдулин. 1941
На Балтийском флоте Зайдулин служил в штабе, в отделе подводного плавания. Обладая острым языком и независимым характером, вступил в конфликт со своим руководством и в результате был разжалован и отправлен в штрафной взвод сроком на три месяца. Затем наказание заменили службой на катерном тральщике. Через три месяца Измаил Зайдулин был восстановлен в воинском звании и назначен командиром дивизиона катеров.
Катера под командованием Зайдулина проявили себя во время Выборгской десантной операции в Финском заливе. О последних днях боевой деятельности Измаила Зайдулина существует много домыслов и неточностей, поэтому хотелось бы остановиться на этом поподробнее.
В августе 1944 года, после тяжёлых боёв по окончательному снятию блокады Ленинграда, советские войска вышли к Нарве. Предстояли тяжёлые бои за освобождение Прибалтики.
Своих не бросаем
В бухте Гакково, на восточном берегу Нарвского залива, командование разместило манёвренную базу катеров. Здесь базировались: дивизион бронированных морских охотников, дивизион тральщиков, звено торпедных катеров и зенитный дивизион, который прикрывал бухту с воздуха. Командиром базы был назначен капитан 2 ранга Измаил Зайдулин.
Налёты вражеской авиации со стороны моря всегда были неожиданными и наносили ощутимые потери. В целях раннего оповещения, в море непосредственно у минного заграждения по инициативе Измаила Зайдулина были развёрнуты дозоры сторожевых катеров. Гитлеровцы перебросили сюда 6-ю флотилию миноносцев. 18 августа 1944 года, из состава этой флотилии, на собственных минах подорвались три миноносца. Взрывы были такой силы, что были зафиксированы в Гакково. Зайдулин через своего оперативного дежурного запросил командира дозорного катера о причинах взрывов, командир дозора старший лейтенант Щеголев доложил, что видит силуэты трёх кораблей противника, и запросил на помощь торпедные катера. Была сыграна боевая тревога, и через несколько минут торпедные катера под командованием Зайдулина бросились на поддержку своих. В этот раз судьба уберегла его от гибели. В этом бою истребители гитлеровцев пять раз штурмовали катера, ответным огнём был сбит один самолёт противника. Были ранены девять наших матросов.
В ходе боя подчинённые Измаила Зайдулина подобрали из воды и взяли в плен сто семь немцев, в том числе, четырёх офицеров. Этих пленных во главе с командиром флотилии миноносцев под конвоем провели по улицам Кронштадта, по аналогии с пленными, проведёнными по улицам Москвы.
«Щ-423». Заводка буксира. 1940
Последний бой
26 августа советские тральщики, занятые тралением фарватеров через минное заграждение противника, попали под артиллерийский огонь немецких подводных лодок U-348 и U-370. Из-за плохой видимости подводные лодки классифицировали как миноносцы, и бросили на перехват группу торпедных катеров из состава 178‑го гвардейского дивизиона Краснознамённого Балтийского флота. Выход в море на торпедных катерах для перехвата гитлеровских кораблей для Измаила Зайдулина был необязательным, его дивизион в этом бою не участвовал. С характером настоящего бойца, он не мог остаться в стороне. По тревоге Измаил Матигулович, вместе с командиром группы, вышел в море на флагманском катере. Наши «Илы» приняли свои торпедные катера за вражеские… В результате ошибочной атаки штурмовиков три торпедных катера и пять катеров-тральщиков получили повреждения, 11 членов экипажей были ранены, 5 убиты. Среди погибших — командир отряда торпедных катеров Герой Советского Союза гвардии капитан 3 ранга Иван Сергеевич Иванов и капитан 2 ранга Измаил Матигулович Зайдулин.
Капитан 2 ранга Измаил Матигулович Зайдулин. 1944
Память о герое
Трагическая гибель Измаила Зайдулина, его незаслуженная опала и клеймо «врага народа» надолго обрекли на забвение главный подвиг жизни героя-подводника — первый в истории отечественного флота переход подводной лодки Северным морским путём.
Но благодаря усилиям потомков Измаила Зайдулина и его друзей, при растущей поддержке ветеранов флота, татарской общественности, история жизни и подвига командира «Щ-423» получили заслуженную известность.
Измаил Зайдулин — моряк с горячим мужественным сердцем, чуткий к несправедливости, наделённый обострённым чувством долга, беззаветно влюблённый в море и преданный своей профессии подводник.
По инициативе Постоянного представительства Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области один из безымянных мысов в Финском заливе назван именем Измаила Зайдулина.
В периодической печати всё чаще появляются публикации, посвящённые герою-подводнику. В 2018 году вышла в свет книга Шамиля Насерова «Подводник Измаил Зайдулин — возвращение из забвения».
Но самое главное — жизнь Измаила Зайдулина становится примером для молодёжи, в особенности для тех, кто решил стать подводником и посвятить свою жизнь службе на флоте!
Фотографии из архива семьи Зайдулиных
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев